НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Похвистневского районного суда (Самарская область) от 06.06.2014 № 12-31/2014

  РЕШЕНИЕ

 06.06.2014 г.                                                                      г. Похвистнево Самарской области

 Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Суховой Л.В.

 при секретаре Кулаевой И.Ю.

 с участием лица, привлеченного к административной ответственности - директора ООО «Искра» Шабаева Х.А.,

            рассмотрев жалобу директора ООО «Искра» на постановление о назначении административного наказания № 7-1224-14-ОБ/355/19/5 от 05.05.2014 года начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5, в отношении должностного лица - директора ООО «Искра» (юридический адрес: <адрес>) Шабаева <данные изъяты>, по ст.5.27 ч. 1 КоАП РФ,

                                                         установил:

 Вышеуказанным постановлением директор ООО «Искра» Шабаев Х.А подвергнут административному штрафу в размере 3 тыс. рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Искра» установлено, что:

 - в нарушение требований ч.6 ст. 136 ТК РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами не установлены дни выплаты заработной платы, заработная плата работникам ООО «Искра» выплачивается один раз в месяц;

 - в нарушение постановления СМ СССР от 23.05.1957 г. №566 аванс по заработной плате выплачивается работникам без учета фактически отработанного времени;

 - в нарушение требований ст. 134 ТК РФ, локальными нормативными актами Общества (Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда работников, Положением о премировании) не установлен порядок индексации заработной платы.

 - нарушены требования ст. 22 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

 т.е. директор ООО «Искра» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ.

 Директор ООО «Искра» в жалобе просит отменить постановление № 7-1224-14-ОБ/355/19/5 от 05.05.2014 года о назначении штрафа в размере 3000 рублей, возвратить незаконно взысканный с него штраф в сумме 3000 рублей, так как в Положении об оплате труда ООО «Искра» разделом 1 п.1.1 установлен порядок индексации заработной платы и так как документарная проверка была проведена по жалобе бывшего работника ФИО3, по которой нарушений не выявлено, а штраф наложен за нарушения, не относящиеся к жалобе.

 В судебном заседании директор ООО «Искра» жалобу поддержал, уточнил требования жалобы в части, указав, что просит возвратить уплаченный им штраф в сумме 3000 рублей, просит удовлетворить уточненные требования, дополнительно показал, что в коллективном договоре отражены дни выплаты зарплаты и из ведомостей видно, что зарплата выплачивается два раза в месяц. Индексация зарплаты предусмотрена Положением об оплате труда. В отношении ФИО4 нарушений не выявлено, выплаты ему произведены правильно.

 Начальник отдела надзора и контроля в правовой сфере в организациях производственных видов экономической деятельности, транспорта и связи Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении жалобы в её отсутствие и отзыв, из которого следует, что она не согласна с доводом жалобы о том, что выявленные нарушения не связаны с обращением ФИО3, считает жалобу необоснованной, т.к. ДД.ММ.ГГГГ ею проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом трудового законодательства по обращению ФИО3, в ходе которой выявлены: не установление Правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами дней выплаты заработной платы; выплата зарплаты работникам ООО «Искра» один раз в месяц; не установление порядка индексации заработной платы.

 За допущенные нарушения трудового законодательства в отношении директора Общества вынесено постановление № 7-1224-14-ОБ/355/19/5 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, в пределах санкции указанной статьи.

 Полагает что довод жалобы, о том, что вынесенное постановление является незаконным, так как выявленные нарушения не относятся к содержанию жалобы ФИО3, не могут быть признаны состоятельными по следующим основаниям:

 в соответствии с абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, то есть обращение ФИО3, поступившее в Государственную инспекцию труда, является правовым основанием для проведения проверки;

 предметом проверки, в соответствии с ч. 6 ст. 360 ТК РФ, является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

 На основании изложенного считает, что проверка соблюдения работодателем законодательства по оплате труда в части установления сроков выплаты заработной платы и соблюдения периодичности её выплаты не реже, чем каждые полмесяца, установления порядка индексации заработной платы соответствует предмету проверки.

 Трудовой кодекс РФ содержит специальную норму, которая предусматривает основные государственные гарантии по оплате труда работников, это ст. 130 ТК РФ. Так, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются сроки и очередность выплаты заработной платы (п. 9 ст. 130 ТК РФ).

 Частью 6 ст. 136 ТК РФ определено, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

 В нарушение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка Общества, трудовыми договорами работников дни выплаты заработной платы не установлены.

 В нарушение требований ч. 6 ст. 136 ТК РФ и установленных сроков выплаты, заработная плата выплачивается реже, чем каждые полмесяца: за февраль 2014 года - 12 марта (платежная ведомость № №), 14 марта (платежная ведомость № №), 31 марта (платежная ведомость № №), аванс за март 2014 года - 17 марта (платежная ведомость № №), 20 марта (платежная ведомость № №).

 Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 23.05.1957 № 566 «О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца», размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки за отработанное время.

 В нарушение требований указанного постановления аванс по заработной плате выплачивается работникам без учета фактически отработанного времени: за март 2014 года 17 и 20 марта в размере 1000 рублей (платежные ведомости №№ и №)

 В нарушение требований ст. 134 ТК РФ, локальными нормативными актами Общества (Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда работников) не установлен порядок индексации заработной платы. В соответствии с ч.2,3 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 Просит жалобу директора ООО «Искра» оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

 Согласно ст.30.6 К оАП РФ суд проверил дело в полном объеме.

 Согласно ст.ст. 23.12, 28.3 КоАП РФ и в соответствии с «Перечнем должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и её территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Государственных инспекций труда в субъектах РФ), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», утвержденным приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года N 60 начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27 Кодекса (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц) и вправерассматривать дела об административных правонарушениях.

 Право начальника отдела надзора и контроля в правовой сфере в организациях производственных видов экономической деятельности, транспорта и связи Государственной инспекции труда в Самарской области составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий (ст.23.12, п.16 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, приказ Роструда от 10 апреля 2006 года N 60 ), предусмотрено и Должностным регламентом начальника отдела, утвержденным руководителем Государственной инспекции труда в Самарской области 01.12.2007 года (раздел 3.2 пп.2, п. 6.4,6.5).

 То есть судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом.

 Согласно ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ. Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

 Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

 Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

 Положением «О Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы труда», утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 (п.1,4 ) предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - федеральный государственный надзор в сфере труда).

 Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

 В соответствии с п. 8 указанного Положения плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ.

 В соответствии с п. 13-14 указанного Положения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:

 беспрепятственно в любое время суток при наличии, удостоверений установленного образца, посещать работодателей в целях проведения их проверки; запрашивать у работодателей и их представителей, и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий и др.

 По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.

 Согласно ст. 1 Федерального закона № 294-Ф от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. 12.03.2014 г) при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры другими федеральными законами. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.

 В соответствии с Конвенцией №81 от 11 июля 1947 года «Об инспекции труда в промышленности и торговле»,вступившей в силу 7 апреля 1950 года, в задачу системы инспекции труда входит: обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений (ст.3);

 Инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право: беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются… (статья 12).

 С учетом вышеизложенного суд не может признать обоснованным довод жалобы, что штраф наложен за нарушения, не относящиеся к проверяемой жалобе и полагает необходимым признать в этой части обоснованными доводы начальника отдела Гос.инспекции труда в Самарской области ФИО5, изложенные в отзыве.

 Что касается довода жалобы о том, что в Положении об оплате труда ООО «Искра» разделом 1 п.1.1 установлен порядок индексации заработной платы:

 в п.1.1. Положения об оплате труда работников ООО «Искра» указано, что штатное расписание ООО «Искра», согласно Устава утверждают учредители и может индексироваться вследствие либерализации цен и инфляции и меняться при изменении ставки минимальной оплаты труда, т.е. предусмотрена возможность индексации, но не установлен порядок индексации.

 Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Другие работодатели производят индексацию заработной платы - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

 Не нашел подтверждения в суде и довод директора ООО «Искра» Шабаева Х.А. о том, что в отношении ФИО4 (по жалобе которого проведена проверка) нарушений не выявлено, так как из акта проверки установлено, что в приказах о приеме его на работу и об увольнении, отсутствуют его подписи об ознакомлении с приказами, нет записи о невозможности ознакомить работника с приказом об увольнении; нет приказов о возложении на ФИО4 дополнительной работы.

 Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

 выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью и т.д.

 Признать действия директора ООО «Искра» по соблюдению норм трудового законодательство должными, суд не может, поскольку, выявленные начальником отдела Госинспекции труда нарушения нашли подтверждение в суде, что свидетельствует о недостаточности со стороны руководителя Общества контроля за надлежащим соблюдением правовых предписаний в области трудового законодательства и неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных норм.

 При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях директора ООО «Искра» состава административных правонарушений, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ является обоснованным.

 В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года, который составлены с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом.

 Суд полагает, что наказание в отношении директора ООО «Искра» назначено соразмерное, в пределах санкции ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, в минимальном размере.

 Каких-либо нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание судебного постановления незаконным и необоснованным, не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,                                                       

                                                        решил :

           Жалобу директора ООО «Искра» на постановление о назначении административного наказания № 7-1224-14-ОБ/355/19/5 от 05.05.2014 года начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении директора Общество с ограниченной ответственностью «Искра», Шабаева <данные изъяты> по ст.5.27 ч. 1 КоАП РФ оставить без удовлетворения, а постановление о назначении административного наказания № 7-1224-14-ОБ/355/19/5 от 05.05.2014 года, без изменения.

              Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в 10 суточный срок со дня вручения мотивированного решения

 Мотивированное решение изготовлено 10.06.2014 года к 10 часам.

 Судья                                        Л.В.Сухова