НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Подосиновского районного суда (Кировская область) от 09.11.2020 № 2А-221/20

Дело 2а-221/2020

УИД 43RS0031-01-2020-000228-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2020 года п.Подосиновец

Подосиновский районный суд Кировской области в составе судьи Доника О.М., при секретаре Вязьминовой Т.Г., с участием административного истца Шантимировой Н.Б., представителей административных ответчиков ОСП по Подосиновскому району УФССП по Кировской области Гмызина Н.В., Межрайонной ИФНС №1 по Кировской области Поповой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шантимировой Н.Б. к ОСП по Подосиновскому району УФССП по Кировской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кировской области о признании безнадежной к взысканию налоговой задолженности, прекращении взысканий по исполнительным производствам, возвращении денежных средств,

у с т а н о в и л:

Шантимирова Н.Б. обратилась в суд с уточненным административным иском к ОСП по Подосиновскому району УФССП России по Кировской области, Межрайонной ИФНС №1 по Кировской области, в обоснование требований указывая, что она является пенсионером, размер ее пенсии ниже прожиточного минимума. По исполнительным производствам в пользу налогового органа с апреля 2020 г. из пенсии производятся удержания в размере 50%, которые она полагает незаконным, поскольку в силу ст.446 ГПК РФ запрещено обращать взыскание на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума должника. В период с 2017 по 2019 г. он являлась плательщиком страховых взносов, имеет налоговую задолженность. С учетом уточненных требований, ссылаясь на материальное положение, Шантимирова Н.Б. просит признать безнадежной к взысканию налоговую задолженность в размере 62 764,09 руб., прекратить взыскание по всем возбужденным в отношении ее исполнительным производствам и возвратить взысканные денежные средства.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены УФССП России по Кировской области и судебный пристав-исполнитель ОСП по Подосиновскому району УФССП России по Кировской области Зубова А.Д., в качестве заинтересованных лиц - Межрайонная ИФНС №14 по Кировской области, УФНС по Кировской области.

В судебном заседании Шантимирова Н.Б. на уточненных требованиях настаивала, ссылаясь на то, что получает пенсию в размере, не превышающей величину прожиточного минимума, просит прекратить взыскание по всем возбужденным исполнительным производствам, возвратить взысканные по ИП денежные средства, признать безнадежной к взысканию налоговую задолженность, пояснив, что решения налогового органа о принудительном взыскании она не оспаривала, с заявлением к судебному приставу-исполнителю об уменьшений размера удержаний по ИП не обращалась, в настоящее время прекратила предпринимательскую деятельность, общий размер недоимки и пени ей не известен.

В судебном заседании представитель ОСП по Подосиновскому району ОСП Гмызин Н.В., ссылаясь на законность действий судебного пристава-исполнителя, действовавшего в пределах полномочий, предоставленных Законом об исполнительном производстве, и отсутствие доказательства нарушения прав и интересов истца оспариваемыми действиями, просит в иске отказать.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС №1 по Кировской области Попова О.Г. просит в иске отказать, указывая, что в отношении Шантимировой Н.Б. налоговым органом выносились решения о принудительном взыскании задолженности за счет имущества, истец решения не оспаривала, частично налоговая задолженность списана, материальное положение истца не является основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию.

Ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Подосиновскому району Зубова А.Д., УФССП России по Кировской области, представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС №14 по Кировской области, УФНС по Кировской области в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 Кодекса.

Пунктом 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (п. 3 ст. 70 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках и его электронные денежные средства.

Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В силу п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п.1 ст.47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу условия пунктов 9, 10 ст. 46, п. 8 ст. 47 НК РФ положения названных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган обращается за взысканием налогов, пени и штрафов в суд в том случае, если он пропустил двухмесячный срок на вынесение решения в порядке статьи 46 Налогового кодекса РФ или годичный срок на вынесение решения в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ.

Если указанные сроки не пропущены, то принятые налоговым органом решения по статьям 46, 47 Кодекса являются действительными (пока они не оспорены в судебном порядке) и подлежат безусловному исполнению банками или судебными приставами - исполнителями.

Кроме того, по смыслу приведенных норм, единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен, такой срок определяется совокупностью сроков, установленных для проведения соответствующего мероприятия налогового контроля, например, налоговой проверки, и периодов подлежащих охвату проверкой, сроков оформления результатов такого мероприятия, а также сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.

При этом, в случае реализации инспекцией всех мер принудительного взыскания задолженности, дальнейшее взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», которым пресекательные сроки совершения исполнительных действий не установлены.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списания установлен ст.59 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктами 4, и 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

- принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

- вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.

Исходя из толкования подпункта 4 п. 1 ст. 59 НК инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Как указано в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.

Шантимирова Н.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность.

В соответствии с информацией МИФНС №1 по Кировской области от 05.11.2020 № 02-1-27/08409 у Шантимировой Н.Б. имеется следующая задолженность, на принудительное взыскание которой за счет имущества налогоплательщика налоговым органом выносились решения:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно сведениям ОСП по <адрес> в отношении должника Шантимировой Н.Б. на основании решений в налогового органа возбуждались исполнительные производства:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из материалов исполнительного производства следует, что в ОСП по Подосиновскому району УФССП России по Кировской области на исполнении находится сводное исполнительное производство № 3844/20/43039-СД в отношении должника Шантимировой Н.Б., в составе которого три исполнительных производства № 2871/20/43039-ИП, № 3844/20/43039-ИП, № 4099/20/43039-ИП, возбужденные в с февраля по март 2020 г. на основании постановлений Межрайонной ИФНС № 14 по Кировской области о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет имущества должника: № 431600058 от 13.02.2020 на сумму 799,43 руб., № 431600263 от 04.03.2020 на сумму 4 290,24 руб., № 431600222 от 02.03.2020 на сумму 33 307,59 руб., на общую сумму 38 397,26 руб. в пользу данного взыскателя.

Постановлениями судебного пристава-исполнителя от 27.02.2020, 18.02.2020, 16.02.2020 обращено взыскание на пенсию должника в размере 50% пенсии.

Согласно сведениям ГУ – Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Кировской области от 29.09.2020 г. № 15228-15 Шантимирова Н.Б. является получателем страховой пенсии по старости с 16.12.2019 г. в размере 7 272,40 руб. С 01.04.2020 по настоящее время производятся ежемесячные удержания из пенсии на расчетный счет ОСП по исполнительным производствам.

Взысканная сумма по возбужденным исполнительным производствам по состоянию на 09.11.2020 г. составляет 24 261,51 руб.

Из пояснений административного истца в судебном заседании установлено, что решения налогового органа о взыскании задолженности, привлечении к налоговой ответственности, она не оспаривала.

Из решения УФНС по Кировской области от 26.06.2020 г. №06-15/09731 усматривается, что в отношении Шантимировой Н.Б. произведено списание задолженности в общей сумме 148 594,62 руб., по состоянию на 25.06.2020 задолженность в бюджетную систему РФ составляет 73 228,26 руб., в т.ч. по налогам 59 862,81 руб., пеням – 11 457,78 руб., штрафам – 1 907,67 руб.

Размер недоимки по налогам и сборам Шантимировой Н.Б., не превышает размер требований к должнику, установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Учитывая, что в установленные ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ налоговый орган принудительные меры к взысканию недоимки по налогам, сборам, пени, штрафам принимал, требования об уплате задолженности выставлял, в настоящее время службой судебных приставов исполняются постановления налогового органа о принудительном взыскании части задолженности, сведений о периоде задолженности, требуемой административным истцом признать безнадежной к взысканию, последним не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании задолженности в размере 62 764,09 руб. безнадежной к взысканию.

Административный истец указывает, что обращение взыскания по сводному исполнительному производству на его пенсию постановлением судебного пристава-исполнителя является незаконным, поскольку его доход ниже прожиточного минимума.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Законом № 229-ФЗ, статьей 2 которого установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

На основании статей 64, 68 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.

Согласно ч. 1 ст. 64 этого же Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника (пункт 1), обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2).

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Частью 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ предусмотрены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, к которым относятся, в частности, пенсии по случаю потери кормильца и страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсий по старости и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности.

Из разъяснений в п. 56, 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).

Таким образом, положения Закона об исполнительном производстве позволяют обращать взыскание на пенсию за исключением указанных выше видов с производством удержаний в размере до 50% страховой пенсии по старости при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. При этом установленная величина удержания может быть уменьшена судебным приставом-исполнителем с учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного положения должника и членов его семьи.

В судебном заседании Шантимирова Н.Б. на изменении установленного судебным приставом-исполнителем размера удержаний не настаивала, ссылаясь на отсутствие оснований для удержаний согласно ст.446 ГПК РФ, с заявлением о снижении размера производимого удержания из пенсии к должностным лицам службы судебных приставов не обращалась.

Разрешая требования административного истца о прекращении удержаний по исполнительным производствам, возвращении денежных средств, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях судебного пристава-исполнителя нарушений действующего законодательства, поскольку он действовал в соответствии с требованиями, установленными Законом № 229-ФЗ и в рамках полномочий, предоставленных Законом № 118-ФЗ, в связи с чем данные требования не подлежат удовлетворению.

Нарушение прав и интересов административного истца суд не усматривает, поскольку на должнике лежит обязанность исполнения требований исполнительных документов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Шантимировой Н.Б. к ОСП по Подосиновскому району УФССП по Кировской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кировской области о признании безнадежной к взысканию налоговой задолженности, прекращении взысканий по исполнительным производствам, возвращении денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Подосиновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.М.Доника

Мотивированное решение изготовлено 16.11.2020.