Дело № 2-481/2018
УИД 32RS0023-01-2018-000534-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2018 года г. Почеп
Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Юденковой Т. В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о включении периодов работы в общий трудовой (страховой) стаж,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о включении периодов работы в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости военнослужащим, ссылаясь на то, что 20.07.2018 года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости военнослужащим. Решением Пенсионного фонда от 13.08.2018 г. ему отказано в назначении пенсии в связи с тем, что у него не выработан минимальный страховой стаж 6 лет. Пенсионным фондом не засчитан в общий страховой стаж период его работы в должности механизатора в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе с 1962 года до июня 1974 года. С данным решением Пенсионного фонда истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
С учетом уточнения истец просит суд обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) зачесть в его трудовой (страховой стаж) периоды работы с 01.07.1962 г. по 15.11.1967 г. и с 18.12.1969 г. по 31.05.1974 г. в должности механизатора в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе и назначить страховую пенсию по старости военнослужащим (без ФВ) с 20.07.2018 года.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, пояснил, что его трудовая книжка не сохранилась, а возможно вообще не заводилась, других документов, подтверждающих его работу в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе в спорные периоды, нет.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в последнее судебное заседание не явился, уважительные причины его неявки суду не известны, ходатайств об отложении дела не заявил.
Ранее в судебном заседании представитель пенсионного фонда ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что ответчик правомерно отказал истцу во включении спорных периодов в общий страховой стаж, так как документов, подтверждающих его работу в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе, не имеется. В связи с этим нет законных оснований для назначения истцу пенсии по старости.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 60 лет 16.01.2008 г.
Для назначения истцу страховой пенсии по старости в соответствии с Приложением № 3 к Федеральному закону от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него должен быть страховой стаж не менее 6 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3 ст. 14 указанного закона).
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 11 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Положением.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка (п. 1.1).
При отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных по иным причинам, чем те, которые перечислены в пункте 2.1, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.
Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, в этих случаях не должна превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии (п. 2.2).
Аналогичные требования содержатся в Положении о подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний (п.п. 37-41), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», воспроизводящем ранее действовавшие Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан Грузии урегулированы Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года.
В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года, для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.
Из материалов дела следует, что 20 июля 2018 года истец ФИО1 обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепской муниципальном районе Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащему (без ФВ) на основании ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепской муниципальном районе Брянской области (межрайонное) № 452383/18 от 13.08.2018 года (л. д. 63) истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости военнослужащим (без ФВ), в связи с отсутствием минимального страхового стажа 6 лет.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 от 11.10.2018 г. (л.д. 62), стаж, учтенный пенсионным фондом для назначения страховой пенсии, составляет 3 года 5 месяцев 17 дней.
Истец ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он не может подтвердить свой страховой стаж, так как его трудовая книжка не сохранилась, а возможно вообще не заводилась, других документов, подтверждающих его работу в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе в спорные периоды, нет.
Истцом в подтверждение работы в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе в спорные периоды представлены письма-подтверждения граждан ФИО3, ФИО4, ФИО5, заверенные 26.06.2018 г. нотариусом Грузии ФИО6 (л.д. 48-53, 60-61), согласно которым ФИО1 (личный № 1517355796) с 1962 года до июня 1974 года работал механизатором в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе.
Из представленной истцом справки № 360, выданной 26.06.2018 года представителем вверенного Зугдинского муниципалитета в Анаклийской административной единице Грузии Лемонджава Гела (л.д. 58), следует, что ФИО4, личный № 19001012227, с 1951 года по сегодняшний день действительно проживает в Анаклийской административной единице Зугдидского муниципалитета, ул. Руставели, д. 191.
Из представленной истцом справки № 358, выданной 26.06.2018 года представителем вверенного Зугдинского муниципалитета в Анаклийской административной единице Грузии Лемонджава Гела (л.д. 54), следует, что ФИО5, личный № 19001060713, с 1942 года по сегодняшний день действительно проживает в Анаклийской административной единице Зугдидского муниципалитета, ул. Руставели, д. 119.
Из представленной истцом справки № 359, выданной 26.06.2018 года представителем вверенного Зугдинского муниципалитета в Анаклийской административной единице Грузии Лемонджава Гела (л.д. 56), следует, что ФИО3, личный № 19001044579, с 1932 года по сегодняшний день действительно проживает в Анаклийской административной единице Зугдидского муниципалитета, ул. Р. Есартиа, д. 36.
Согласно архивной справке Регионального архива Менгрелии Национального архива Грузии АА2018017115-05 от 27.06.2018 года (л.д. 46), в региональный архив Менгрелии не поступали на хранение приказы и ведомости учета зарплаты Анаклийского совхоза за 1962-1974 года.
Объяснения ФИО4, ФИО5, ФИО3 не могут быть приняты судом в качестве доказательств работы истца в спорные периоды времени в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе, так как данные граждане не были допрошены в судебном заседании в соответствии с требованиями ГПК РФ, не предупреждались судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ими не представлены трудовые книжки или иные документы, подтверждающие их работу в период времени с 1962 г. по июнь 1974 г. в Анаклийском молочном и буйволоведческом совхозе Грузии. На основании вышеизложенного, суд отвергает объяснения указанных лиц.
При таких обстоятельствах периоды работы истца ФИО1 в должности механизатора в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе с 01.07.1962 г. по 15.11.1967 г. и с 18.12.1969 г. по 31.05.1974 г. не подлежат включению в общий трудовой (страховой) стаж для установления страховой пенсии по старости военнослужащему, так как истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт его работы в указанном совхозе в спорные периоды времени.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО1 в удовлетворении уточненных исковых требований к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Почепском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) о включении периодов работы с 01.07.1962 г. по 15.11.1967 г. и с 18.12.1969 г. по 31.05.1974 г. в должности механизатора в Анаклийском молочном и буйволоводческом совхозе в общий трудовой (страховой) стаж и назначении страховой пенсии по старости военнослужащим (без ФВ) с 20.07.2018 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р. В. Коростелева
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2018 года.