Дело № 2а-141/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 17 февраля 2016 годаПлесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,при секретаре Дубасовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Сметаниной Татьяне Васильевне о взыскании задолженности по налогу на имущество,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> и Ненецкому автономному округу (далее – Межрайонная ИФНС России № по Архангельской области и НАО) обратилась в суд с административным иском к Сметаниной Т.В., просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. Мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика Сметаниной Т.В. в собственности находились объекты недвижимости – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>; здание конторы, расположенное по адресу: <адрес>; здание свинарника расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>; здание коровника, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, за которые налоговым органом был начислен налог и налогоплательщику направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№. Налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением в добровольном порядке уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество, которое налогоплательщиком в указанный срок не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Плесецкого судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании со Сметаниной Т.В. недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> В связи с поступившими возражениями должника, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и НАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия их представителя.
Административный ответчик Сметанина Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. В представленных ранее письменных возражениях указывает, что задолженность по налогу на имущество частично ею погашена. Указывает, что имеет право на льготу по налогу на имущество, поскольку является пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ. Представила копию заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество, направленного в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Административное дело рассмотрено судом в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговые органы как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
До ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон №).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты Закон № утрачивает силу.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона №, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 2 Закона №, физические лица – собственники имущества, в том числе квартиры, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона № уплата налога на имущество физических лиц производится не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
В силу частей 1 и 2 статьи 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе – налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, что Сметаниной Т.В. в ДД.ММ.ГГГГ принадлежали на праве собственности объекты недвижимого имущества: квартира, расположенная по адресу: <адрес>, рп. <адрес><адрес>; здание конторы, расположенное по адресу: <адрес>; здание свинарника расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; здание коровника, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>
Поэтому Сметанина Т.В. в силу пункта 1 статьи 1 Закона №, является плательщиком налога на имущество физических лиц за <данные изъяты>
Налоговым органом Сметаниной Т.В. начислен налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №, согласно которому, сумма начисленного налога подлежит уплате до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведен перерасчет недоимки по налогу на имущество в сторону уменьшения, задолженность Сметаниной Т.В. по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.
В указанный в уведомлении срок, обязанность по уплате налога Сметаниной Т.В. не исполнена.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом Сметаниной Т.В. начислены пени по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из искового заявления и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес Сметаниной Т.В. заказным письмом направлено требование № об уплате налога на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога и пени в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В установленный срок требования об оплате налога и пени налогоплательщиком не были исполнены, в связи с чем, налоговый орган с соблюдением срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился к мировому судье судебного участка № Плесецкого судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Плесецкого судебного района <адрес>ФИО4 был вынесен судебный приказ о взыскании со Сметаниной Т.В. недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.
В связи с поступившими от должника возражениями, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
ДД.ММ.ГГГГ Сметанина Т.В. уплатила в погашение задолженности по налогам <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>
Межрайонная ИФНС России № по Архангельской области и НАО в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, обратилась в суд с административным иском к Сметаниной Т.В. о взыскании недоимки по налогу в соответствии с положениями Главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На день рассмотрения настоящего административного дела, Сметаниной Т.В. сведений об уплате взыскиваемых сумм не представлено.
Возражения ответчика в связи с тем, что она имеет право на льготу по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ, как пенсионер получающий пенсию, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В силу абзаца 2 части 2 статьи 4 Закона №, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 1 статьи 5 Закона №, лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Согласно части 7 статьи 5 Закона №, при возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Подпунктом «л» пункта 5 Инструкции МНС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» определено, что пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, для получения льготы представляется пенсионное удостоверение.
Судом установлено, следует их материалов дела, что Сметанина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером, получает трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из представленной Сметаниной Т.В. копии заявления и почтовой квитанции следует, что ДД.ММ.ГГГГ она направила в Межрайонную ИФНС России № по Архангельской области и НАО заявление о предоставлении ей льготы по налогу на имущество физических лиц, как пенсионеру.
Вместе с тем, указанные документы не подтверждают факта представления Сметаниной Т.В. в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготу по налогу на имущество физических лиц.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и НАО, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ от Сметаниной Т.В. в налоговый орган посредством почтовой связи поступили декларация по Единому налогу на вмененный доход за 1 ДД.ММ.ГГГГ и пояснения к налоговой декларации по ЕНВД.
Заявление Сметаниной Т.В. о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц как пенсионеру и ветерану труда в налоговый орган не предоставлялось.
На основании изложенного, административный иск Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и НАО к Сметаниной Т.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу статьи 114 КАС РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в доход федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Сметаниной Татьяне Васильевне – удовлетворить.
Взыскать со Сметаниной Татьяны Васильевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> и Ненецкому автономному округу задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Взыскать со Сметаниной Татьяны Васильевны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Председательствующий А.Ю. Доильницын