РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2022 года город Плавск Тульской области
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Орловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчуховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Плавского межрайонного суда Тульской области административное дело № 2а-661/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Хаблюку Дмитрию Вадимовичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Хаблюку Д.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени, указав в обоснование требований на то, что Хаблюк Д.В. является плательщиком страховых взносов. 14.01.2021 Хаблюк Д.В. прекратил предпринимательскую деятельность, и в отношении него произведен расчет страховых взносов: по сроку уплаты 09.01.2018 размер обязательного пенсионного страхования на 2017 год составил 1 132 руб. 26 коп., размер обязательного медицинского страхования - 222 руб. 10 коп.; по сроку уплаты 31.12.2020 размер обязательного пенсионного страхования на 2020 год составил 20 318 руб., размер обязательного медицинского страхования – 8 426 руб.; по сроку уплаты 29.01.2021 размер обязательного пенсионного страхования на 2021 год составил 1 221 руб. 16 коп., размер обязательного медицинского страхования - 317 руб. 11 коп.; Налогоплательщику направлено посредством почтовой связи требования № 5951 от 06.03.2018, № 30017 от 15.02.2021 об уплате налога, которые не исполнено в установленный срок, в связи с чем Управлением начислены пени согласно ст. 75 НК РФ. Управление предприняло все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты задолженности, однако погашение задолженности не произведено. Налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Хаблюка Д.В. задолженности по уплате страховых взносов и пени. Вынесенный мировым судьей 24.06.2021 судебный приказ о взыскании налоговых платежей с Хаблюка Д.В. отменен определением от 15.02.2022.
На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с Хаблюка Д.В. задолженность, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1 132 руб. 26 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2018 по 26.02.2018 в сумме 13 руб. 90 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 222 руб. 10 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2018 по 26.02.2018 в сумме 2 руб. 72 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 20 318 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.2021 по 26.02.2021 в сумме 129 руб. 53 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01.01.2021 по 26.02.2021 в сумме 53 руб. 72 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 1 221 руб. 16 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 30.01.2021 по 14.02.2021 в сумме 2 руб. 77 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 317 руб. 11 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 30.01.2021 по 14.02.2021 в сумме 0 руб. 72 коп., а всего – 31 839 руб. 99 коп.
В судебное заседание представитель административного истца - Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Хаблюк Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался. В письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на пропуск истцом исковой давности по налогам за 2017 год. Также указал на то, что прекратил осуществления предпринимательской деятельности с мая 2018 год, о чем лично сообщил в ИФНС России по <адрес>, и был уверен, что налоговым органом прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, из-за ведения ряда мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции с 26.03.2020 и с учетом отдаленности места его проживания не имел возможности удостовериться в отсутствии каких-либо задолженностей по налогам, в том числе повторно подать заявление о прекращении регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в указанный период.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статьи 3 и 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) также говорят об обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В п. 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 №381-О-П дополнительно отмечено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Таким образом, уплата пени в случае просрочки платежа по налогам является обязанностью налогоплательщика, установленной государством, и не является мерой налоговой ответственности.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивает: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, что Хаблюк Д.В. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 14.01.2021, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Представленный суду журнал начислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование содержит расчет страховых взносов за 2017 год, 2020 года и 2021 год в фиксированном размере 1 132 руб. 26 коп. за расчетный период с 14.12.2017 по 31.12.2017; размере 20 318 руб. за расчетный период с 01.01.2020 по 31.12.2020; размере 348 руб. 90 коп. за расчетный период с 01.01.2021 по 14.01.2021.
Журнал начислений страховых взносов на обязательное медицинское страхование содержит расчет страховых взносов за 2017 год, 2020 года и 2021 год в фиксированном размере 222 руб. 10 коп. за расчетный период с 14.12.2017 по 31.12.2017; размере 8 426 руб. за расчетный период с 01.01.2020 по 31.12.2020; размере 317 руб. 11 коп. за расчетный период с 01.01.2021 по 14.01.2021.
В адрес административного ответчика направлялись сформированные требования № 5951 по состоянию на 06.03.2018 и № 30017 по состоянию на 15.02.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); УФНС России по Тульской области требовало уплаты, в том числе, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что пени в размере, в представленном административном истцом расчете, начислены Хаблюку Д.В. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за 2017 год, 2020 год и 2021 год, следовательно, истцом правомерно и правильно начислены пени.
Период задолженности по уплате указанных налогов определен верно, правильность и обоснованность расчета, приведенного административным истцом, у суда сомнений не вызывает.
Доводы Хаблюка Д.В. о том, что он прекратил предпринимательскую деятельность с мая 2018 года, невозможности узнать о прекращении своего статуса и наличии задолженности в период пандемии не свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку объективно по делу ничем не подтверждены.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, является несостоятельным по следующим основаниям.
Исходя из смысла положений статьи 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был выдан мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).
В силу аб.з.2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 38 Плавского судебного района Тульской области судебный приказ № 2а-695/2021 от 24.06.2021 отменен 15.02.2022. при этом в суд административный истец обратился 8 декабря 2020 г.
Административный иск в суд подан 12.07.2022, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, налоговым органом соблюден шестимесячный срок обращения в суд с указанными требованиями.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, а также с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по административным делам в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Сведений о том, что Хаблюк Д.В. может быть освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 333.35, 333.36 НК РФ, в материалах дела не имеется и суду не представлено таковых.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной суммы задолженности по налоговым платежам, с Хаблюка Д.В. подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 1 155 руб. 20 коп.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Хаблюку Дмитрию Вадимовичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени.
Взыскать с Хаблюка Дмитрия Вадимовича, <данные изъяты>, ИНН 502980855295, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1 132 рублей 26 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2018 года по 26 февраля 2018 года в сумме 13 рубля 90 копеек, за 2020 год в размере 20 318 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01 января 2021 года по 26 февраля 2021 года в сумме 129 рублей 53 копеек, за 2021 год в размере 1 221 рубля 16 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 30 января 2021 года по 14 февраля 2021 года в сумме 2 рубля 77 копеек.
Взыскать с Хаблюка Дмитрия Вадимовича, <данные изъяты>, ИНН 502980855295, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 222 рубля 10 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10 января 2018 года по 26 февраля 2018 года в сумме 2 рубля 72 копейки, за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 01 января 2021 года по 26 февраля 2021 года в сумме 53 рубля 72 копейки, за 2021 год в размере 317 рублей 11 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 30 января 2021 года по 14 февраля 2021 года в сумме 0 рублей 72 копейки.
Всего взыскать с Хаблюка Дмитрия Вадимовича, <данные изъяты>, ИНН 502980855295, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области денежные средства в размере 31 839 рублей 99 копеек.
Взыскать с Хаблюка Дмитрия Вадимовича, <данные изъяты>, ИНН 502980855295, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Плавский район в размере 1 155 рублей 20 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Плавский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Е.В.Орлова