№10RS0012-01-2022-000338-41 Дело № 2-214/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,
при секретаре Радчук С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия о включении в стаж периодов работы и назначении досрочно страховой пенсии по старости
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что 05 ноября 2021 года ФИО5. обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика № от 21.02.2022 в назначении досрочно страховой пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не включены периоды работы истца с 10.03.2004 по 31.01.2008 в должности водителя на пожарном автомобиле в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкяранстком муниципальном образовании Республики Карелия (с 01.12.2005 – ГУ РК «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району»), с 01.02.2008 по 31.12.2008 в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля пожарной части по охране п.Салми ГУ «Отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Питкярантскому району Республики Карелия, с 31.01.2004 по 09.03.2004 в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия.
С решением об отказе в назначении пенсии истец не согласен, поскольку страховая пенсия по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» назначается мужчинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В спорные периоды истец работал в государственной противопожарной службе, характер деятельности и его функциональные обязанности не изменились, переименование организации, её ведомственной принадлежности, по мнению истца, не может быть определяющим при решении вопроса о приобретении им права на пенсионное обеспечение.
ФИО5 просит обязать ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РК включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды его работы с 10.03.2004 по 31.01.2008 в должности водителя на пожарном автомобиле в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкяранстком муниципальном образовании Республики Карелия, с 01.02.2008 по 31.12.2008 в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля пожарной части по охране п.Салми ГУ «Отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Питкярантскому району Республики Карелия, с 31.01.2004 по 09.03.2004 в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия; обязать ответчика назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с 5 ноября 2021 года, взыскать возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО8 действующая по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены льготные основания выхода на пенсию в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы. При этом досрочно страховая пенсия по старости устанавливается работникам Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ данной нормой не установлено. Периоды работы истца с 31.01.2004 по 09.03.2004 и с 27.05.2020 по 15.06.2020 не включены в специальный стаж, поскольку имели место после регистрации истца в системе индивидуального персонифицированного учета, а в сведениях индивидуальных (персонифицированного) учета отсутствует код льготы. Периоды работы истца с 10.03.2004 по 31.01.2008 и с 01.02.2008 по 31.12.2008 не подлежат включению в льготный стаж, поскольку сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на льготное обеспечение не обладают.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О Страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21,00 (в 2021 году) мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались в п.18 ч.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 « 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 поименован должность: водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Согласно ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение страховой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению истца, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям судов общей юрисдикции.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 05.11.2021 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № от 21.02.2022 ФИО5. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии п.п.18 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» по причине отсутствия требуемого стажа работы на должностях Государственной противопожарной службы, при этом в стаж на соответствующих работах не включены период работы истца с 10.03.2004 по 31.01.2008 в должности водителя на пожарном автомобиле в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питякранстком муниципальном образовании Республики Карелия, с 01.02.2008 по 31.12.2008 в должности водителя 1 класса пожарного автомобиля пожарной части по охране п.Салми ГУ «Отряд государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Питкярантскому району Республики Карелия, с 31.01.2004 по 09.03.2004 в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия.
Из материалов дела усматривается, что 02.11.1998 года ФИО5. принят водителем 2 класса на пожарный автомобиль марки АЦ-40 (130) в пожарную часть п.Салми ОГПС-17 в Отряд государственной противопожарной службы №17 УГПС МВД Карелия г. Питкяранта.
Указом Президента РФ № 1309 от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» с 01.01.2002 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ преобразована в Государственную противопожарную службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно записи в трудовой книжке, с 01.01.2002 года постановлено считать истца работающим в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны и ликвидации стихийных бедствий РК.
Период работы истца в должности водителя пожарного автомобиля ОГПС №17 УГПС МВД Карелии г. Питкяранта с 01.11.1998 по 30.01.2004 представителем ответчика не оспаривается и включен в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы.
В силу ч.1,2 ст.14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлено, что дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – 18.12.1998.
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям ст.ст 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст.56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, периоды работы истца в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Карелия, имевший место с 31.01.2004 по 09.03.2004. и с 27.05.2020 по 15.06.2020 в ГУ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия должны подтверждаться сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Вместе с тем, в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО5. за указанные периоды усматривается, что в графе «особые условия труда» отсутствует код (28-ПЖ). Кроме того, истцом не представлено документальных доказательств, подтверждающих работу в спорные периоды в федеральной противопожарной службе, работодатель льготный характер работы не подтверждает.
Учитывая вышеизложенное, периоды работы истца в Отряде Государственной противопожарной службы №17 Управления Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Карелия, имевший место с 31.01.2004 по 09.03.2004. и с 27.05.2020 по 15.06.2020 в ГУ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия не подлежат включению в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы.
Из материалов дела следует, что с 10.03.2004 Отряд государственной противопожарной службы №17 УГПС МЧС РФ Республики Карелия реорганизован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питякранстком муниципального образовании Республики Карелия
На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 05.08.2005 № 221 р-П с 01.12.2005 Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании реорганизовано в Государственное учреждение Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району».
Согласно справке Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 25.07.2022 финансирование должности водителя автомобиля пожарного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия и Государственного учреждения Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району» осуществлялось за счет средств бюджета Республики Карелия.
Периоды работы истца с 10.03.2004 по 31.01.2008 в Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Питкярантском муниципальном образовании Республики Карелия и с 01.02.2008 по 31.12.2008 в Государственном учреждении Республики Карелия «Отряд противопожарной службы по Питкярантскому району не подлежат включению в стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы, поскольку доказательств того, что вышеуказанные организации, в которых истец осуществлял свою деятельность в спорные периоды, входили в федеральную противопожарную службу и их финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета, истцом не предоставлено.
При этом суд полагает необходимым отметить, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
На момент обращения ФИО5 к ответчику с заявлением о назначении пенсии (05.11.2021) стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы составлял 19 лет 7 месяцев 14 дней (с учетом периодов работы до 01.01.2002 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисленных в льготном порядке (учтены в полуторном размере), что составляет меньше требуемых 25 лет.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия о включении в стаж периодов работы и назначении досрочно страховой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения в окончательно форме.
Судья И.М.Прокофьева
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено 02.08.2022