НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пинежского районного суда (Архангельская область) от 31.10.2019 № 2А-315/19

Дело № 2а-315/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при помощнике судьи Вороницыной Н.И.,

с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровской Н.Н., действующей по поручению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора и представителя ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко М.П., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании бездействия по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства незаконным и возложении обязанности провести лесоустройство на территории <адрес> лесничества в течении 1 года 9 месяцев,

у с т а н о в и л:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с указанным административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. В обоснование иска указал, что по результатам проверки исполнения министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) лесного законодательства выявлены нарушения, в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории <адрес> лесничества. Площадь <адрес> лесничества составляет <данные изъяты> га. Леса лесничества расположены в бассейне среднего течения <адрес> и представлены одним массивом, границы установлены приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ. Лесоустроительные работы на территории лесничества не проводились министерством более 20 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.

Сославшись на ч.ч. 1, 2 ст. 214 ГК РФ, 19 Лесного кодекса РФ указал, что непроведение своевременного лесоустройства является нарушением интересов государства ввиду того, что леса в Российской Федерации являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды, повышении благосостояния населяющих ее народов.

Леса оказывают большое влияние на состояние природной среды и являются основным источником удовлетворения потребностей в древесине Российской Федерации. В целях научно обоснованного, рационального ведения в них лесного хозяйства и лесопользования проводится лесоустройство.

Государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными управления лесным хозяйством, в систему которых входит государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации и местные подразделения-лесхозы и лесничества.

В соответствии с п «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Положениями статьи 83 пункта 6 Лесного кодекса РФ регламентировано, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда лесоустройства. В силу Постановления Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области», а именно п. 12 ст. 8, п. 8 ст. 10, Министерство уполномочено на проведение на землях лесного фонда лесоустройства.

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий. Пунктами 31, 116 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов, сроки которой составляют от 10 до 15 лет в зависимости от таксационного разряда.

Министерством в нарушение вышеуказанных положений закона лесоустроительные работы в Карпогорском лесничестве не проводились более 20 лет, что затрудняет работу лесничества ввиду того, что материалы лесоустройства в настоящее время не актуальны.

В связи с отсутствием лесоустроительных работ невозможно создание проектов освоения лесов в соответствии с приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69. Вместе с тем в проектах освоения лесов содержатся сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов. Также к мероприятиям по охране и защите леса относятся мероприятия по обеспечению санитарной безопасности, уход за лесами и меры пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, несоблюдение требований закона министерством затрудняет осуществление контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, способствует риску возникновения лесных пожаров, а также риску нарушений природоохранного и экологического законодательств, в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Лишенные охраны и ухода, повреждаемое пожарами, незаконными рубками, лесонасаждения постепенно теряют свое функциональное назначение, что отражается на экологии, поскольку земельные участки, занятые лесонасаждениями, являются частью окружающей природы, элементом экосистемы.

Проведение лесоустройства необходимо не только в отношении свободных лесных участков, но и лесных участков, находящихся в аренде, с целью исключения фактов нерационального использования лесов и организации контроля на вверенной территории.

Неисполнение министерством возложенных обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов государства и неопределенного круга лиц, жителей <адрес>, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 39, 124, 125 КАС РФ, просит признать бездействие административного ответчика по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории области незаконным и обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области провести лесоустройство с соблюдением требований приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 на территории <адрес> лесничества, в течение 1 года 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда к участию в деле по ходатайству ответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровская Н.Н., действующая по поручению административного истца, в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Руденко М.П., действующий на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержал ранее поданный отзыв, не оспаривая, что требования к Министерству обоснованны и законны, просил указать в резолютивной части на обязанность Рослесхоза осуществить финансирование из федерального бюджета на лесоустройство на территории <адрес> лесничества, в части срока также просил руководствоваться п.32 лесоустроительной Инструкции.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО4, действующая по доверенности, просила рассмотреть дело без ее участия, направила письменный отзыв. Согласно отзыву, в части заявленного прокурором в исковых требованиях срока исполнения судебного решения (1 год 9 месяцев) Рослесхоз считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с пунктом 32 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 (далее - Лесоустроительная инструкция), таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, работы и услуги по лесоустройству осуществляются на основании государственного контракта, заключенного по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами- графиками, не могут быть осуществлены.

Планы-графики при необходимости подлежат изменению. Внесение изменений осуществляется в соответствии с частью 9 статьи 16 Закона о контрактной системе.

Преимущественно используемыми способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе являются конкурсы и аукционы.

В процессе подготовки к проведению закупки заказчику необходимо разработать документацию, в том числе техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Срок проведения открытого конкурса может составлять более 50 дней.

Срок проведения электронного аукциона может составлять более 20 дней.

Согласно разделу X Лесоустроительной инструкции Заказчик работ в присутствии Исполнителя работ осуществляет проверку качества работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и приемку выполненных работ.

Поскольку работы по лесоустройству осуществляются за счет средств соответствующего бюджета, выделение дополнительного финансирования может потребовать значительных временных затрат.

Учитывая изложенное, реализовать лесоустроительные работы в указанные прокурором в административном исковом заявлении сроки, невозможно.

По существу заявленных требований представитель соответчика указала следующее.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2010 № 736 (далее - Положение), Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральное агентство лесного хозяйства на основании Положения осуществляет, в частности, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции (пункт 5.4.17 Положения);

оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5.4.19(1) Положения);

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций (пункт 5.17 Положения);

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Рослесхоза, если такие функции предусмотрены федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

Средства на осуществление полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).

Аналогичное положение содержит и статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, должны содержать положения, определяющие порядок определения общего объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения общего объема таких субвенций. Общий объем таких субвенций должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления переданных полномочий.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 №837 (далее - Правила), субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Рослесхоз доводит до субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции на переданные полномочия в области лесных отношений в том размере, в котором он установлен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с частью 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

В соответствии с частью 4 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике.

Так, распределение между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета осуществляется согласно Методике распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 838 (далее - Методика).

Исходя из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в Методике заложен расчет субвенций по субъектам Российской Федерации с учетом конкретных показателей каждого субъекта РФ исходя из площади эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации (в гектарах); площади нелесных земель лесного фонда, входящих в состав эксплуатационных и защитных лесов (в гектарах); площади лесных участков эксплуатационных и защитных лесов, переданных в аренду, за исключением площадей нелесных земель (в гектарах); площади входящих в состав защитных лесов лесотундровых зон, за исключением площадей нелесных земель (в гектарах); расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лестных отношений (за исключением расходов на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, а также расходов на содержание и обеспечение деятельности указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов с учетом интенсивности их использования (в рублях), определяемых Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; расходов на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации (в рублях), определяемых Федеральным агентством лесного хозяйства в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Из данной Методики следует, что расчет субвенций по каждому субъекту Российской Федерации не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту Российской Федерации с учетом перечисленных параметров.

Таким образом, средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации на весь комплекс переданных полномочий и ежегодно утверждаются в разрезе субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае недостаточности средств в соответствии с пунктом 7.4 Правил субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций.

При этом следует учитывать, что средства нераспределенного резерва предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

При исчерпании средств из нераспределенного резерва средств субвенций, выделение субъектам дополнительного финансирования Рослесхозом не будет представляться возможным, поскольку Рослесхоз осуществляет распределение финансирования между субъектами РФ только в рамках доведенных средств.

Таким образом, бюджетные средства могут быть только взысканы за счет казны Российской Федерации, в случае, если Рослесхоз в соответствии с судебным решением будет обязан обеспечить финансирование для осуществления Министерством возложенных на него мероприятий по лесоустройству, такое судебное решение будет неисполнимо в силу ограниченности полномочий Рослесхоза.

В соответствии с положениями статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные документы на исполнение судебного акта за счет казны Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Также представитель соответчика указала, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

С учетом изложенного просила в удовлетворении исковых требований Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать в полном объеме. В связи с отсутствием возможности направить представителя для участия в судебном заседании, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Рослесхоза.

С учетом мнения сторон и положений статей 152,154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя соответчика Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).

Заслушав помощника прокурора Шатровскую Н.Н., представителя министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Руденко М.П., исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. «к» ч.1 стю72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.83-84 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ).

Положениями ст.83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства.

Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по лесоустройству, предусмотренные пунктами 3-5 ч.1 ст.68 ЛК РФ, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Аналогичные полномочия предусмотрены Положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014г №92-пп.

Из п.8, 10 названного Положения следует, что на территории Архангельской области полномочиями на проведение на землях лесного фонда лесоустройства наделено министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, следовательно, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.

В соответствии со ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст.68 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. ст. 67, 68 ЛК РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя таксацию лесных участков. В свою очередь таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 ЛК РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются, в том числе, установление границ лесотаксационных выделов.

Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.

Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122, зарегистрированным в Минюсте России 20.04.2018, регистрационный № 50859, утверждена Лесоустроительная инструкция, которой определяются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Пунктом 3 Лесоустроительной инструкции, предусматриваются, в том числе правила проведения лесоустройства в границах лесничеств.

Лесное законодательство содержит следующие понятия: "местоположение лесничества", "местоположения границ лесничества" "общая площадь лесничества", "территории лесничества", "границы лесничества", через которые осуществляется правовое регулирование использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с п. 10 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации. Положения Лесохозяйственного регламента распространяются на неопределенный круг лиц, рассчитаны на неоднократное применение, следовательно, данный правовой акт носит нормативный характер.

В соответствии с п.9 Лесоустроительной инструкции лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий

Согласно п.58 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Пунктом 150 Лесоустроительной инструкции установлено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Учитывая, что Правительством Российской Федерации, в том числе в утвержденной Постановлением от 15.04.2014 №318 Государственной программе «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 года», в качестве приоритетного и первоочередного направления указаны мероприятия по охране лесов, то для проектирования таких мероприятий необходимы актуальные сведения, в том числе полученные по результатам таксакции лесов.

Административным истцом – Архангельским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка на предмет исполнения административным ответчиком лесного законодательства, в результатам проверки выявлены нарушения в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории <адрес> лесничества, что подтверждается материалами надзорного производства и административным ответчиком не оспаривается. Площадь <адрес> лесничества составляет <данные изъяты> 353 га. Леса лесничества расположены в бассейне среднего течения реки Пинега и представлены одним массивом, границы установлены приказом Рослесхоза от 09.07.2007 № 340. Лесоустроительные работы на территории <адрес> лесничества не проводились министерством более 20 лет. До настоящего времени используются материалы лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.

Доказательств обратного, вопреки требованиям ст.62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, лесоустройство на землях <адрес> лесничества не проводилось более 20 лет, что отрицательно сказывается на рациональном ведении лесного хозяйства и лесопользовании. Отсутствие полной достоверной информации о состоянии лесного фонда затрудняет проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, необходимых на конкретной территории.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований лесного законодательства, в части порядка и сроков проведения лесоустроительных работ на территории <адрес> лесничества, т.е. указывается на неисполнение министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области императивных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Как следует из ответа Министра министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ необходимость проведения лесоустроительных работ на территории лесничеств Архангельской области имеется, вместе с тем без выделения соответствующих средств из федерального бюджета решить данную проблему не представляется возможным, о чем Архангельская область неоднократно информировала федеральный центр.

Доводы административного ответчика о невыполнении министерством лесоустроительных работ на территории <адрес> лесничества в виду недостаточного финансирования, судом отклоняются. Указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения, предусмотренной законом обязанности в сфере лесоустройства, в пределах переданных органам субъекта полномочий.

Обстоятельства, установленные в ходе проверки, ответчиком не оспаривались и не опровергаются в ходе рассмотрения административного дела.

Административным ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств о том, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принимались меры, направленные на проведение лесоустройства в <адрес> лесничестве, в том числе и обращения к главному распорядителю федеральных средств о выделении необходимых денежных средств из федерального бюджета для производства лесоустройства в указанном лесничестве.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, принимая во внимание нарушение ответчиком требований лесного законодательства, в части проведения лесоустройства на территории <адрес> лесничества, суд приходит к выводу, что бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса по Архангельской области является незаконным, а заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд не может возложить обязанность по финансированию затрат на лесоустройство в <адрес> лесничестве на соответчика Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку такое требование не было заявлено истцом и не было предметом судебного разбирательства. Кроме того, ответчик - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не обращалось к соответчику с запросом о выделении необходимых средств для производства лесоустройства в <адрес> лесничестве.

В соответствии с положениями ст.178 КАС РФ при принятии судом решения, при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Возражений относительно срока исполнения решения суда административным ответчиком не заявлено.

Вместе с тем суд считает, срок исполнения решения суда в течении 1 года 9 месяцам с момента вступления в законную силу решения суда не соответствующим требованиям Инструкции, является неразумным, поскольку не позволит надлежащим образом выполнить работы по лесоустройству.

Как установлено п.32 Лесоустроительной инструкции таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ и составления лесоустроительной документации.

Кроме того, работы и услуги по лесоустройству осуществляются на основании государственного контракта, заключенного по результатам конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Преимущественно используемыми способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с названным Законом являются конкурсы и аукционы. В процессе подготовки к проведению закупки заказчику необходимо разработать документацию, в том числе техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Срок проведения открытого конкурса может составлять более 50 дней. Срок проведения электронного аукциона может составлять более 20 дней. Заказчик работ в присутствии Исполнителя работ осуществляет проверку качества работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и приемку выполненных работ. Работы по лесоустройству осуществляются за счет средств соответствующего бюджета, поэтому выделение дополнительного финансирования может потребовать значительных временных затрат.

Учитывая изложенное, суд находит разумным сроком для выполнения лесоустройства в <адрес> лесничестве 2 года 4 месяца после вступления решения суда в законную силу.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ административный ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий в сфере проведения лесоустройства на территории <адрес> лесничества.

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение 2 (двух) лет 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести лесоустройство на территории <адрес> лесничества в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда путем подачи через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 1 ноября 2019 года.

Судья С.А. Галкин