НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пинежского районного суда (Архангельская область) от 20.01.2019 № 2-133/19

УИД -29RS0020-01-2019-000157-25

Дело № 2-133/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю., при секретаре Усыниной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ряхиной Тамары Николаевны к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о взыскании единовременной выплаты,

у с т а н о в и л:

Ряхина Т.Н. обратилась в суд с указанным иском к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район».

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ была уволена из администрации МО «Пинежский муниципальный район» в связи с выходом на пенсию. На день увольнения имела стаж муниципальной службы 21 год 04 месяца 16 дней, неоднократно поощрялась работодателем за добросовестный и эффективный труд, в том числе по выходу на пенсию имела благодарственное письмо главы муниципального образования, которым был оценен ее добросовестный труд.

При прекращении трудового договора она написала заявление об единовременной выплате при прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию, предусмотренной статьей 34 Областного Закона Архангельской области от 27 сентября 2006 г. № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области», пунктом 27 Положения о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ. При личной беседе с бухгалтером администрации узнала, что денежных средств на эти цели в 2018 году запланировано не было, после чего разорвала свое заявление, что может подтвердить свидетель Свидетель №1 В 2018 году в администрации МО «Пинежский муниципальный район» до конца года имелись вакантные должности, поэтому по концу года денежные средства, заложенные на оплату труда первого заместителя главы администрации и начальника КЭР, оставались, но ей так и не было предложено написать заявление, несмотря на то, что денежные средства были сэкономлены и перераспределены между другими муниципальными служащими по концу года.

В марте 2019 года она обратилась к работодателю с письменным заявлением о выплате положенного ей единовременного поощрения, на что получила письменный отказ. Просит суд взыскать с администрации МО «Пинежский муниципальный район» единовременную выплату в связи с выходом на страховую пенсию с муниципальной службы в размере, установленном Положением о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района, утвержденным решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просит взыскать с ответчика единовременную выплату при прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию в сумме 56 614,80 рубля. Расчет денежной суммы производит путем умножения суммы оклада (3292 руб.) и классного чина (997 руб.) на районный коэффициент и северную надбавку (2,2) и на количество лет ее муниципальной службы, превышающих 15 лет (6 лет).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Ряхина Т.Н. исковые требования поддержала в заявленной сумме.

Представитель ответчика Зубова Н.В. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав позицию главы администрации МО «Пинежский муниципальный район», изложенную в письменном виде.

В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Пинежский муниципальный район» ФИО4 указал, что согласно разделу VII пункта 27 Положения о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального образования, утвержденного решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальным служащим за безупречную и эффективную муниципальную службу в качестве поощрения предоставляется единовременная выплата при прекращении трудового договора в связи с выходом на трудовую пенсию. Единовременная выплата предоставляется на основании заявления муниципального служащего и оформляется распоряжением (приказом) представителя нанимателя. Ввиду того, что трудовой договор с истцом был прекращен ДД.ММ.ГГГГ, а заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования считает, что Ряхина Т.Н. утратила свое право на предоставление единовременной выплаты. Распоряжением -ок от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из реестра муниципальных служащих ДД.ММ.ГГГГ. На запрос суда представил следующий расчет суммы спорной выплаты: 3292 руб. (оклад) +997 руб. (классный чин) * 6 = 25 734 рубля (л.д.41).

В дополнительном письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указал, что единовременное поощрение, предусмотренное п. 27 Положения о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального образования, утвержденного решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, не входит в состав выплат, включаемых в денежное содержание муниципальных служащих и является единовременной выплатой. Единовременная выплата производится только при наличии и в пределах фонда оплаты труда муниципального служащего. На день увольнения Ряхиной Т.Н. денежные средства на данную выплату в фонде оплаты труда отсутствовали. Кроме того, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной выплаты является подача истцом письменного заявления в статусе муниципального служащего и должна осуществляться одновременно с окончательным расчетом. Такого письменного заявления от муниципального служащего Ряхиной Т.Н. на день увольнения не поступило. Назначение единовременной выплаты после увольнения на пенсию будет являться нецелевым использованием бюджетных средств, так как денежные средства, сформированные в фонде оплаты труда, должны направляться на содержание действующих муниципальных служащих, а в случае экономии фонда оплаты труда должны быть использованы в целях материального стимулирования и поощрения высокопрофессионального, инициативного и результативного труда (л.д.95).

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля Свидетель №1, занимающая должность главного специалиста управления делами администрации МО «Пинежский муниципальный район», показала, что Ряхина Т.Н. до увольнения действительно писала заявление о единовременной выплате при прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию. После написания заявления она ходила по вопросу о выплате к бухгалтеру администрации, после разговора с бухгалтером вернулась расстроенная, так как выплаты ей не будет. В связи с этим порвала написанное заявление у себя в кабинете.

Заслушав истца Ряхину Т.Н., представителя ответчика Зубову Н.В., исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля Свидетель №1, суд пришел к следующему.

Как установлено судом, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимала должности, включаемые в стаж муниципальной службы МО «Пинежский муниципальный район». Общее количество указанного стажа Ряхиной Т.Н. в должностях муниципальной службы составляет 21 год 04 месяца 16 дней (л.д.11).

В период муниципальной службы Ряхина Т.Н. неоднократно поощрялась за добросовестный труд.

ДД.ММ.ГГГГ Ряхина Т.Н. уволена в связи с выходом на пенсию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ и исключена из реестра муниципальных служащих (л.д.10).

Судом также установлено, что до дня увольнения Ряхина Т.Н. была намерена обратиться к работодателю за единовременной выплатой при прекращении трудового договора в связи с выходом на трудовую пенсию, предусмотренной п. 27 Положения о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района, однако соответствующее заявление работодателю не предъявила, так как полагала, что денежные средства на выплату отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о выплате единовременной выплаты в связи с выходом на пенсию с муниципальной службы администрации МО «Пинежский муниципальный район» (л.д.12).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности главы администрации МО «Пинежский муниципальный район» ФИО5 отказал Ряхиной Т.Н. в выплате виду того, что выплата положена при прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию. Трудовой договор с истцом прекращен ДД.ММ.ГГГГ, поэтому выплата по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истцу не положена (л.д.13).

Полагая, что указанная выплата является гарантированной, истец обратилась в суд о ее взыскании.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Особенности прохождения муниципальной службы в Архангельской области, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области", в пункте 1 статьи 34 которого муниципальным служащим за безупречную и эффективную муниципальную службу в качестве поощрения может предоставляться единовременная выплата при прекращении трудового договора в связи с выходом на страховую пенсию. Размер единовременного поощрения рассчитывается исходя из одного оклада денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, но не более десяти окладов денежного содержания. Условия и порядок осуществления единовременной выплаты определяются представительным органом муниципального образования Архангельской области.

Установленная пунктом 1 статьи 34 областного закона -ОЗ выплата не входит в состав выплат, включаемых в денежное содержание муниципальных служащих, не связана с денежным содержанием муниципальных служащих, состав которого раскрыт в ст. 29 данного закона, является единовременной выплатой и относится к поощрениям, на что прямо указано в статье.

Данная выплата не включена в состав денежного содержания муниципального служащего и статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается, в том числе, посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Аналогичный принцип взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы установлен статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

На основании статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются поощрения и награждения, в том числе выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии со статьей 11 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области» за безупречную и эффективную гражданскую службу гражданские служащие представляются к поощрениям и награждениям, в том числе выплате единовременного поощрения в связи с выходом на страховую пенсию из расчета одного оклада денежного содержания по последней должности за каждый полный год, проработанный свыше 15 лет на государственной службе, но не более десяти окладов денежного содержания.

Таким образом, исходя из приведенных положений законодательства, единовременная выплата в связи с выходом на страховую пенсию, установленная для государственных гражданских служащих РФ, Архангельской области, также не включена в состав денежного содержания государственного служащего, а отнесена к видам поощрений. Исходя из принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, суд считает, что данные положения следует принять во внимание при рассмотрении настоящего дела.

Представительным органам муниципальных образований предоставлено право самим принимать решение об установлении указанного поощрения в конкретном муниципальном образовании, в том числе определять условия и порядок осуществления единовременной выплаты.

В МО «Пинежский муниципальный район» данное поощрение установлено и нашло свое закрепление в Положении о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, (далее – Положение), в соответствии с пунктом 27 которого муниципальным служащим за безупречную и эффективную муниципальную службу в качестве поощрения предоставляется единовременная выплата при прекращении трудового договора в связи с выходом на трудовую пенсию. Размер единовременного поощрения рассчитывается исходя из одного оклада денежного содержания по последней замещаемой должности муниципальной службы за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет, но не более десяти окладов денежного содержания.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Архангельской области, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных статьей 29 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области" относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленная же частью 1 статьи 34 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области" выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанного в части 1 статьи 34 Закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области" поощрения муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.

Само по себе то обстоятельство, что данная выплата предусмотрена в Положении о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района, не влияет на ее правовую природу как вида поощрения работника.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления (абзац второй пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации) устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Учитывая, что выплата, предусмотренная пунктом 1 статьи 34 областного закона -ОЗ и пунктом 27 Положения, относится к мерам поощрения муниципальных служащих и не является гарантированной выплатой, основываясь на положениях, закрепленными в пункте 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ее выплата производится только при наличии и в пределах фонда оплаты труда муниципального служащего.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Из материалов дела следует, что на момент прекращения трудового договора Ряхиной Т.Н. работодатель не имел возможности произвести выплату единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61) и отзывом ответчика.

У работодателя отсутствовала такая обязанность и в силу того, что истцом не был соблюден заявительный характер обращения за выплатой, который предусмотрен абз. 2 п. 27 Положения. Соблюдение истцом указанного порядка в марте 2019 года правового значения не имеет, так как выплата предусмотрена при выходе на пенсию, данный вопрос работодатель решает при прекращении трудового договора.

Кроме того, как установлено судом, решение о применении к муниципальному служащему данного вида поощрения является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). При выходе истца на пенсию работодателем была объявлена благодарность за добросовестный многолетний и эффективный труд, о чем истцом в материалы дела представлено благодарственное письмо (л.д.20). Таким образом, работодатель реализовал представленное ему в соответствии со ст. 191 ТК РФ право поощрить работника, добросовестно исполнявшего свои трудовые обязанности.

В судебных заседаниях Ряхина Т.Н. в обоснование заявленного иска указала, что при выходе на пенсию в 2014 году ФИО6, в 2015 году ФИО7, в 2016 году ФИО8 администрацией была осуществлена выплата, предусмотренная ст. 27 Положения о системе оплаты труда муниципальных служащих Пинежского муниципального района. Вместе с тем, суд не усматривает фактов дискриминации в отношении истца, учитывая, что предыдущие выплаты носили единичный характер, имели место в 2014-2016 гг.; фактов выхода на пенсию в 2018 году одновременно с Ряхиной Т.Н. лиц, которым в отличие от Ряхиной Т.Н., работодателем было бы выплачено спорное поощрение, - не установлено; работодатель поощрил Ряхину Т.Н. иным образом (устно), при этом средства на выплату денежного поощрения Ряхиной Т.Н. у работодателя отсутствовали.

Изложенное в совокупности опровергает позицию истца об обязанности администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» выдать ей единовременную выплату при прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Ряхиной Т.Н. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Ряхиной Тамаре Николаевне в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о взыскании единовременной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 17 мая 2019 года.

Судья Жук О.Ю.