НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пинежского районного суда (Архангельская область) от 20.01.2018 № 2-414/18

Дело № 2-7/2019

УИД 29RS0020-01-2018-000618-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 года с. Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Поликарповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иващенко Н.В. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» и Министерству финансов Архангельской области об обязании разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами транспортной и пешеходной инфраструктуры, обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» организовать строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного земельного участка по адресу: <адрес>, дом №***, строительство пешеходных тротуаров в срок до 01 марта 2019 года,

установил:

Иващенко Н.В., с учетом уточненных исковых требований, обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Пинежский район») и КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» о возложении на администрацию МО «Пинежский район» обязанности организовать строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного ей земельного участка, по адресу: <адрес>, дом №*** (частное домовладение), строительство пешеходных тротуаров в срок до 01 августа 2019 года.

В обоснование иска истец указала, что на основании постановления администрации МО «Пинежский район» от ДД.ММ.ГГГГ года №***, её многодетной семье был предоставлен земельный участок под №***: примерно в <...> м в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, д. №***, площадью - <...> кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Территория, в границах которой были выделены земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов многодетным семьям, не освоена, отсутствовали объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. По данному вопросу она неоднократно обращалась в администрацию МО «Пинежский район» и письменно, и устно, в электронном виде на странице Администрации района в социальной сети «В Контакте». В последствии, на указанном выделенном земельном участке ею было построено частное домовладение по адресу: <адрес>, №***, дом сдан в эксплуатацию, а земельный участок принят в общедолевую собственность членами её семьи.

По настоящее время территория, на которой расположены указанные земельные участки, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорожный проезд по выделенным земельным участкам не обустроен, пешеходных тротуаров не имеется. Дорога, тротуары, объекты на учет в администрации района - не поставлены, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.

В ходе судебного заседания истец Иващенко Н.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации МО «Пинежский район» Зубова Н.В. в ходе судебного разбирательства с иском не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что администрация МО «Пинежский район» не является ответчиком по данному делу, поскольку предоставление земельных участков многодетным семьям бесплатно является государственной мерой социальной поддержки, которую оказывают субъекты Российской Федерации в силу представленных подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелируют с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года). В системе как прежнего, так и действующего, на уровне Российской Федерации, законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

За муниципальными образованиями по данному направлению закреплено формирование и предоставление земельных участков. Участок истице был сформирован за счет областного и местного бюджетов, предоставлен многодетной семье.

Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 298-пп (далее - Правила). Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования. В настоящее время администрация реализует государственную программу в силу своих финансовых возможностей, в 2018 году: 1. произведена разработка правил землепользования и застройки, генеральный план МО «Карпогорское», которые утверждены на последней сессии районных депутатов (не опубликованы); 2. выполнен проект.

Согласно муниципальной программе «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами жилищно-коммунального хозяйства населения Пинежского муниципального района на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Пинежский район» №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в бюджете 2019 год предусмотрены бюджетные ассигнования на проектные работы на мероприятие «Обеспечение земельных участков под массовое жилищное строительство коммунальной и инженерной инфраструктурой общей площадью 80,53 га».

По состоянию на сегодняшний день в государственной программе Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2024 годы)» на 2019 год (п.2.4) денежные средства на 2019 год отсутствуют.

Закупка проектных работ, как и работ по строительству, в случае областного финансирования, осуществляется в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее - закон), которая подразумевает исполнения тех сроков и процедур, которые установлены данным законом.

Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 19 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Архангельской области.

Соответчик Министерство финансов Архангельской области извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, с иском не согласно, считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, направило отзыв на исковое заявление, согласно которому вопрос о выделении субсидии бюджету Пинежского района на обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной и транспортной инфраструктурой может быть рассмотрен только после разработки проекта и получения положительного заключения государственной экспертизы, которые должны финансироваться за счёт бюджета района.

Для включения данного мероприятия в областную адресную инвестиционную программу в министерство строительства и архитектуры Архангельской области в установленные сроки (до 01 мая года, предшествующему планируемому) администрацией муниципального образования «Пинежский муниципальный район» должна быть подана заявка в соответствии с утвержденными Правилами формирования инвестиционной программы. Решение о включении объектов в областную адресную инвестиционную программу принимается рабочей группой при губернаторе Архангельской области по отбору объектов капитального строительства для включения в областную адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год и на плановый период. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Архангельской области отказать в полном объеме.

Заслушав истца, представителя ответчика администрации МО «Пинежский район» Зубову Н.В., исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Земельный кодекс Российской Федерации предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии жилищного строительства.

Так, подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общий порядок предоставления земельных участков в собственность лицам, указанным в пункте 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, регулируется статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

Для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

В соответствии с п. 6 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости на территории Архангельской области» предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Судом установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года №*** многодетная семья в составе Иващенко Н.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.

Согласно протоколу собрания от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя многодетной семьи, желающей приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, Иващенко Н.В., ознакомившейся с расположением земельных участков, согласилась на предоставление сформированного земельного участка под №***, местоположение земельного участка с кадастровым номером №*** установлено примерно в <...> м в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, д. №***, площадью – <...> кв м, для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 5).

Согласно постановлению главы администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ года №***, в общую долевую собственность без торгов бесплатно членам многодетной семьи: Иващенко Н.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 передан в равных долях земельный участок, именуемый в дальнейшем «Земельный участок», расположенный на землях населённых пунктов, с кадастровым номером №***, местоположение: установлено примерно в <...> м в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, д. №***, площадью – <...> кв м, для размещения дома индивидуальной жилой застройки, в границах, указанных в кадастровом паспорте Земельного участка (л.д. 6).

В соответствии с п. 2 данного Постановления Иващенко Н.В., ФИО1 обеспечена государственная регистрация права общей долевой собственности членов семьи на Земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО (л.д. 6), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года на объект права: земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для размещения дома индивидуальной жилой застройки, общая площадь <...> кв м, адрес (местонахождение) объекта: Местоположение: установлено примерно в <...> метрах в юго-западном направлении от ориентира (здание), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, д. №***. Вид права: общая долевая собственность, доля в праве по 1/5 на каждого (л.д. 7-12).

На указанном выделенном земельном участке истцом было построено частное домовладение по адресу: <адрес>, №***, общей площадью <...> кв м, кадастровый номер №***, дом сдан в эксплуатацию в 2016 году, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).

Вместе с тем по настоящее время территория, согласно градостроительному плану, на которой в том числе расположен земельный участок истца и членов её семьи, не обеспечена необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорожный проезд по выделенным земельным участкам не обустроен, пешеходных тротуаров не имеется. Дорога, тротуары, объекты на учет в администрации района - не поставлены, что послужило основанием для обращения истца в суд с указанным иском.

Истец просит обязать ответчиков разработать проектно-сметную документацию по обеспечению земельного участка объектами транспортной и пешеходной инфраструктуры.

Предоставление земельных участков многодетным семьям бесплатно является государственной мерой социальной поддержки, которую оказывают субъекты Российской Федерации в силу представленных подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Исходя из положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года).

Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р «Комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей»).

Между тем в системе как прежнего, так и действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса). В таких регламентах, как следует из пункта 4 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3) (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О).

Участок истице был сформирован за счет областного и местного бюджетов, предоставлен многодетной семье.

Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Раздел VI указанного Приказа устанавливает расходные обязательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в связи с установлением случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Согласно пункту 37 указанного Приказа, решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 3.1 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Необходимо учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 40 Приказа № 372 от 09.09.2013 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализацию законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется обеспечивать необходимым финансированием за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, включая финансирование расходов на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, проведение кадастровых работ, обеспечение земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, необходимой инженерной инфраструктурой.

Согласно п. 6 и п. 7 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости на территории Архангельской области» предоставление земельных участков осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Указанные органы формируют земельные участки в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя:

- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 298-пп (далее - Правила).

Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования.

Как следует из отзыва администрации МО «Пинежский муниципальный район», в настоящее время администрация реализует государственную программу в силу своих финансовых возможностей, в 2018 году: 1. произведена разработка правил землепользования и застройки, генеральный план МО «Карпогорское», которые утверждены на последней сессии районных депутатов (не опубликованы); 2. выполнен проект.

Таким образом, администрацией МО «Пинежский муниципальный район» начата соответствующая работа в целях обеспечения земельных участков, предоставленным многодетным семьям, в том числе и истца, коммунальной и транспортной инфраструктурой.

Представитель ответчика Зубова Н.В. в судебном заседании не отрицала обязанность администрации МО «Пинежский район» составить проектно-сметную документацию, но сослалась на отсутствие денежных средств в местном бюджете на эти цели.

Между тем, отсутствие у ответчика финансовой возможности на выполнение возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от их исполнения.

Согласно муниципальной программе «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами жилищно-коммунального хозяйства населения Пинежского муниципального района на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО «Пинежский район» №*** от ДД.ММ.ГГГГ года в бюджете 2019 год предусмотрены бюджетные ассигнования на проектные работы на мероприятие «Обеспечение земельных участков под массовое жилищное строительство коммунальной и инженерной инфраструктурой общей площадью 80,53 га».

По состоянию на сегодняшний день в государственной программе Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области (2014 - 2024 годы)» на 2019 год (п.2.4) денежные средства на 2019 год отсутствуют.

Закупка проектных работ, как и работ по строительству, в случае областного финансирования, осуществляется в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013, которая подразумевает исполнения тех сроков и процедур, которые установлены данным законом.

Согласно сообщению ООО «...» от 21.11.2018 №***, ориентировочный срок разработки проектной документации с прохождением государственной экспертизы на «Строительство улично-дорожной сети территории юго-западной части <адрес> Пинежского района», протяжённостью <...> км составляет 6 месяцев (л.д. 61).

Поскольку в местном бюджете на 2019 год не предусмотрено финансирование работ по подготовке проектно-сметной документации по обеспечению земельного участка по адресу: <адрес>, д. №*** (частное домовладение по адресу: <адрес>, №***), объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, и для возможности исполнения такой обязанности необходимо внести изменения и дополнения в местный бюджет, разработать техническое задание, обосновать начальную максимальную цену муниципального контракта и провести аукцион по выбору подрядчика при соблюдении установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», получить заключение государственной экспертизы, суд полагает возможным установить срок выполнения обязанности по обеспечению предоставленного истцу земельного участка объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного земельного участка, строительство пешеходных тротуаров, должна быть исполнена в срок до 01.08.2019.

Указанные сроки, по мнению суда, являются разумными.

Учитывая, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО «Пинежский муниципальный район» не наделен полномочиями по разработке вышеназванной проектно-сметной документации, администрация МО «Пинежский район» не обращалась с заявкой в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 298-пп, в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению имуществом администрации МО «Пинежский район» и Министерству финансов Архангельской области следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Иващенко Н.В. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить земельный участок транспортной и пешеходной инфраструктурой - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обеспечить предоставленный Иващенко Н.В. земельный участок по адресу: <адрес>, дом №*** (частное домовладение) объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, а именно: организовать строительство автомобильной дороги (дорожного проезда) до выделенного земельного участка, строительство пешеходных тротуаров в срок до 01 августа 2019 года.

В удовлетворении исковых требований к КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» и Министерству финансов Архангельской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 21 января 2019 года.

Судья С. А. Галкин