НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пинежского районного суда (Архангельская область) от 07.09.2018 № 12-54/18

Дело №12-54/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

07 сентября 2018 года село Карпогоры

Судья Пинежского районного суда Архангельской области Галкин С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 на постановление исполняющего обязанности министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 от 15.06.2018 №***-пд по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением исполняющего обязанности министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 от 15.06.2018 №***-пд должностное лицо – директор ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 (Пять тысяч) рублей.

Директор ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 не согласилась с указанным постановлением, обжаловав его в Пинежский районный суд Архангельской области.

В своей жалобе ФИО2 указывает, что постановление незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене. Указывает, что 13.06.2018 в ее адрес было направлено письмо, полученное 16.06.2018, содержащее Определение о назначении времени и месте рассмотрения дела на 15.06.2018, а именно явиться на составление протокола. В связи с тем, что письмо получено ею 16.06.2016 она не смогла присутствовать на составлении протокола и тем самым реализовать свое право на защиту и предоставление информации по данному делу.

Податель жалобы ФИО2, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения её жалобы, на судебное заседание не явилась.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, в том числе право личного участия в рассмотрении дела. Распоряжение правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

ФИО2 своевременно и надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения её жалобы, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, что дает судье право на основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие подателя жалобы.

Представитель административного органа в лице министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, ФИО4, действующая на основании доверенности, с жалобой и доводами, изложенными в ней, не согласилась. Просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В письменном отзыве министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО5 своем отзыве с доводами жалобы не согласилась указав, что 15.02.2018 в министерство из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу поступила информация (исх. №*** от 8.02.2018) о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Архангельской области, в адрес которых в 4 квартале 2017 года произведены отгрузки пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, не представивших декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 12) в Федеральную государственную информационную систему «База данных деклараций».

В приложении к данному письму указано, что ООО «АрхАлкоТорг» (ИНН <***>), директором которого является ФИО2, не представлена декларация по форме № 12.

На основании задания министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 27.03.2018 №*** сотрудниками лицензионного отдела проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.

Уведомлением от 10.04.2018 №*** «О составлении протокола» директору ООО «АрхАлкоТорг» сообщено о необходимости явиться 06.06.2018 в министерство для составления и подписания протокола об административном правонарушении. Должностное лицо уведомлено в установленном законодательством порядке двумя способами:

в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - <...>@<...>.ru, как предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ);

по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, почтовым отправлением.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года» (утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009 (Извлечение).

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи) (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2017 по делу № А26-72/2017).

06.06.2018 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №***, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, с соблюдением процедуры оформления протокола, установленного статьей 28.2 КоАП РФ и определение о назначении времени и места рассмотрения дела №***.

В адрес директора ООО «АрхАлкоТорг» отправлены копия протокола и определение в установленном законодательством порядке в форме электронного документа (документа подтвержденного электронной подписью) по адресу электронной почты юридического лица, указанному в заявлении о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - <...>@<...>.ru, по адресу регистрации должностного лица и по юридическому адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ.

06.06.2018 министерством получено электронное уведомление об успешной доставке письма указанному адресату, отправленное почтовой системой Яндекса.

15.06.2018 исполняющий обязанности министра ФИО3 рассмотрела дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО2, имея доказательства уведомления директора ООО «АрхАлкоТорг» о назначении времени и места рассмотрения дела.

На основании изложенного министерство считает, что протокол об административном правонарушении от 06.06.2018 №*** и постановление по делу №*** об административном правонарушении от 15.06.2018 №***-пд являются законными и обоснованными.

В данном случае состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 по делу № А63-14565/2017).

Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции) (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017по делу № А06-6317/2017).

Таким образом, считает, что устранение последствий при рассмотрении дела не представляется возможным.

Изучив доводы жалобы и отзыв административного органа, заслушав представителя министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных. Состав правонарушения формальный.

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила № 815) В соответствии с п. 13 Правил № 815 установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 11.

Организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 12 (п. 14 Правил № 815).Из положений абз.4 п. 20 Правил № 815 во время проведения проверки деятельности организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, уполномоченными органами организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.

В соответствии с п. 15 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15.02.2018 в министерство из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу поступила информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных на территории Архангельской области, в адрес которых произведены отгрузки пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, не представивших декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 12) за 4 квартал 2017 года в Федеральную государственную информационную систему «База данных деклараций».

В приложении к информационному письму (исх. №*** от 08.02.2018) указано, что ООО «АрхАлкоТорг» (ИНН <***>) не представило декларацию по форме № 12.

10.04.2018 консультантом лицензионного отдела министерства ФИО1 через информационную систему субъекта Российской Федерации по приему деклараций через интернет-сервис «Личный кабинет» получен «Перечень получателей продукции с кодами 261.262,263,500,520 по информации 6 формы декларации в разрезе региона» за 4 квартал 2017 года, которым подтверждается поставка алкогольной продукции от ООО «Луч» (ИНН<***>).

10.04.2018 через указанную информационную систему дополнительно произведена выгрузка «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.10.2017 по 31.12.2017». Установлено, что в адрес ООО «АрхАлкоТорг», директором которого является ФИО2, произведена отгрузка от поставщиков:

- ООО «Луч» (ИНН <***>) слабоалкогольного напитка (вид продукции — 263) в объеме <...> тыс. дал.; пива (вид продукции - 500) в объеме <...> тыс. дал.; пивного напитка (вид продукции — 520) в объеме — <...> тыс. дал.

Таким образом, установлено, что в нарушении требований ст. 14, п. 1 ст. 26 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил № 815 декларация ООО «АрхАлкоТорг» за 4 квартал 2017 года по форме № 12 в лицензирующий орган в установленные сроки не представлена.

Директором ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 установленные административным органом обстоятельства объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, не оспариваются.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В соответствии с примечанием к данной статье руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «АрхАлкоТорг» является ФИО2, то есть лицом, выполняющим организационно-распорядительные действия.

10.04.2018 за исх. №*** директору ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 административным органом в связи с установлением нарушения ООО «АрхАлкоТорг» сроков сдачи декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 4 квартал 2017 года по форме № 12 направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предложено обеспечить явку директора либо ее защитника 06.06.2018 в 10 час. 00 мин. по адресу нахождения административного органа, направить пояснения и документы по существу дела, ходатайство о безотлагательном рассмотрении дела, разъяснены ч.4.1 ст.28.2, ч.2 ст.25.1, ст.25.5 КоАП РФ.

Указанное уведомление направлено 13.04.2018 и получено ФИО2 23.04.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

06.06.2018 консультантом лицензионного отдела министерства ФИО4 в отношении директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.

Протокол составлен уполномоченным лицом, в отсутствии ФИО2, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

06.06.2018 копия протокола и определение в установленном законодательством порядке в форме электронного документа (документа подтвержденного электронной подписью) «АрхАлкоТорг» отправлены по адресу электронной почты юридического лица, указанному в заявлении о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции - <...>@<...>.ru, на имя директора.

06.06.2018 министерством получено электронное уведомление об успешной доставке письма указанному адресату, отправленное почтовой системой Яндекса.

Кроме того, протокол об административном правонарушении от 06.06.2018 №*** и определение о назначении дела об административном правонарушении к рассмотрению на 15.06.2018 в 10 час. 00 мин. направлен почтовым отправлением 13.06.2018 в адрес регистрации юридического лица: <адрес> указанного в выписке из ЕГРЮЛ, на имя директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2, с предложением предоставить пояснения и документы по существу дела, и разъяснением ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

Почтовое отправление с протоколом и определением получено адресатом 19.06.2018 по адресу: <адрес>, что подтверждается подписью в почтовом уведомлении и отчетом об отслеживании отправления.

15.06.2018 консультантом лицензионного отдела министерства ФИО4 через информационную систему субъекта Российской Федерации по приему деклараций через интернет-сервис «Личный кабинет» получена справка по организации, подтверждающая факт сдачи/не сдачи в лицензирующий орган (министерство) через информационную систему субъекта Российской Федерации по приему деклараций через интернет-сервис «Личный кабинет» декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за отчетные периоды (2012-2018 г.г.). Согласно содержащимся в данной справке сведениям, декларация ООО «АрхАлкоТорг» за 4 квартал 2017 года по форме № 12 в лицензирующий орган не представлена, срок сдачи декларации не позднее 20 января 2018 года.

В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день - 22 января 2018 года, что подтверждает нарушение срока ее сдачи.

Таким образом, виновность должностного лица – директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается информационным письмом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу от 08.02.2018 исх. №***, протоколом по делу об административном правонарушении.

Собранные по делу доказательства получены в соответствии с требованиями закона, отвечают критериям относимости и допустимости.

При таких обстоятельствах, в действиях директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.

15.06.2018 постановлением исполняющего обязанности министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 от №***-пд директор ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 привлечена к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ к наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действие директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Срок привлечения к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не нарушен.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями закона в пределах санкции статьи, с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При производстве по делу об административном правонарушении административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты своих прав и законных интересов, так как без предоставления их данному лицу дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным (ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Доводы жалобы о том, что ФИО2 была ненадлежащим образом извещена административным органом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными выше материалами дела об административном правонарушении.

Иных доводов, кроме того что протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания составлены в отношении ФИО2 с нарушениями норм материального и процессуального права, и ее право на защиту нарушено, жалоба не содержит.

Обстоятельства, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ могли повлечь прекращение производства по делу, а также процессуальные нарушения в ходе рассмотрения жалобы не установлены.

Поскольку нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение постановления исполняющего обязанности министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 от 15.06.2018 №***-пд о привлечении директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2 к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление исполняющего обязанности министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 от 15.06.2018 №***-пд по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу директора ООО «АрхАлкоТорг» ФИО2,- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья С.А. Галкин