НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петуховского районного суда (Курганская область) от 26.04.2016 № 2-111/2016

Дело № 2-111/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Петухово 26 апреля 2016 года

Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи О.В.Александровой

при секретаре Глухих Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», администрации Петуховского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», администрации Петуховского района Курганской области о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Петуховского района проведена проверка исполнения трудового законодательства в деятельности МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», в ходе которой выявлены нарушения законодательства. Учредителем МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» является администрация Петуховского района, полномочия учредителя осуществляет МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района». МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» имеет два филиала «Зотинская СОШ» по адресу: <адрес>, «Рынковская СОШ» по адресу: <адрес> По информации администрации Петуховского района от 15.01.2016 г. в МБОУ ««Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», а также в ее филиалах не проведена специальная оценка условий труда в отношении 37 рабочих мест, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; возложить обязанность на МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» в срок до 01.09.2016 г. провести специальную оценку условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; возложить обязанность на МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» профинансировать проведение специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать администрацию района профинансировать проведение специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации в случае недостаточности денежных средств у МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2».

В дальнейшем истец изменил свои исковые требования, в окончательном варианте просит суд признать незаконным бездействие МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; возложить обязанность на МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» в срок до 30.05.2017 г. провести специальную оценку условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; в случае недостаточности денежных средств у МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» обязать администрацию Петуховского района профинансировать проведение специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации в срок до 30.05.2017 г.

Представитель истца заместитель прокурора Петуховского района ФИО в судебном заседании измененные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Представитель ответчика директор МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» ФИО1 исковые требования признала частично. Пояснила, что самостоятельных денежных средств для проведения данного вида работ школа не имеет, ранее аттестация рабочих мест в их образовательном учреждении не проводилась, заявка о выделении денежных средств для проведения аттестации была подана в Управление образования Петуховского района в 2012 году. Не согласна, что руководство школы бездействует, так как все зависит от финансирования Администрации района.

Представитель ответчика администрации Петуховского района Курганской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании согласилась с требованием прокурора Петуховского района о необходимости проведения специальной оценки условий труда в школах района, возражала против определенного прокурором срока исполнения решения, ссылаясь на п.6 ст.27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 г.

Представитель третьего лица МКУ «Финансовый отдел Администрации Петуховского района» Курганской области ФИО3., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Петуховского района. Пояснила, что бюджет 2016 года был сформирован в октябре 2015 г., утвержден в декабре 2015 г. Указанные расходы в бюджете не предусмотрены, уточнить бюджет в 2016 году не представляется возможным, поскольку имеется значительная кредиторская задолженность по другим направлениям, ранее принятых обязательств.

Представитель третьего лица МКУ «Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта Администрации Петуховского района» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу статьи 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз.10 ч.2 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.3 указанного закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, по условиям труда (ч.4 ст.27 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Петуховского района Курганской области была проведена проверка соблюдения МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» трудового законодательства, в ходе которой установлено, что в указанном образовательном учреждении и его филиалах не проведена специальная оценка условий труда 37 рабочих мест, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, чем нарушаются права и законные интересы данных работников.

Представители ответчиков «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», Администрации Петуховского района данный факт в судебном заседании не оспаривали. Из их пояснений и письменных материалов дела следует, что специальная оценка условий труда в образовательных учреждения не проводилась, ранее не проводилась аттестация рабочих мест образовательных учреждений.

В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п.1.3 Устава МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», учредителем школы является муниципальное образование «Петуховский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление по делам образования, молодёжи, культуры и спорта Администрации Петуховского района».

В пункте 1.16 Устава указано, что «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» имеет два филиала: «Зотинская СОШ», «Рынковская СОШ».

Пунктами п.1.6. - 1.7. Устава предусмотрено, что МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество…, для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

В соответствии с пунктом 7.10 Устава источниками финансирования школы являются субсидии на выполнение муниципального задания, содержание имущества, иные цели; средства из бюджета на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; доходы от приносящей доход деятельности (в том числе оказание платных услуг, безвозмездные поступления).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», допускается бездействие в части организации специальной оценки условий труда. Неисполнение обязанности по специальной оценке условий труда, нарушает трудовые права работников данного образовательного учреждения, поскольку лишает права работников, работающих, уволенных, вновь принятых, на получение дополнительных льгот.

Фактов, объективно свидетельствующих о наличии у ответчика каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению данных требований, как и оснований для освобождения от исполнения обязанностей, возлагаемых законодателем на субъекты трудовых правоотношений, не усматривается.

Придя к выводу о признании незаконным бездействия «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» по не проведению специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд учитывает, что обязанность по проведению обязательной оценки условий труда была возложена на работодателя с 01.01.2014, и согласно действовавшему до 2014 года порядку, аттестация рабочих мест также не проводилась.

Учитывая, что «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» является бюджетным учреждением, самостоятельных денежных средств на проведение специальной оценки рабочих мест не имеет, а учредителем школы является муниципальное образование «Петуховский район», суд считает, что на администрацию Петуховского района должна быть возложена обязанность по финансированию указанного вида работ, в случае недостаточности денежных средств у «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2».

Статьей 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018 г.

Согласно ч.6 ст.10 Закона идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29 10 2002 № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в который входят все образовательные организации, в том числе дополнительного образования детей, детские сады и т.д., и все должности педагогических работников образовательных организаций.

Таким образом, довод представителя ответчика Администрации Петуховского района о том, что специальная оценка условий труд в школе может быть проведена до 31.12.2018г. суд находит не состоятельным.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором заявлены требования о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест в МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2», в срок до 30.05.2017 г. Суд считает возможным установить этот срок для исполнения решения суда, поскольку он является достаточным, реальным для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» по не проведению специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» в срок до 30 мая 2017 года провести специальную оценку условий труда 37 рабочих мест образовательной организации, занимаемых педагогическими работниками, имеющими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В случае недостаточности денежных средств у МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» обязать администрацию Петуховского района Курганской области профинансировать проведение специальной оценки условий труда 37 рабочих мест образовательной организации МБОУ ««Петуховская средняя общеобразовательная школа №2» в срок до 30 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2016 г. в 15-30 час.

Судья О.В.Александрова

Решение вступило в законную силу 31.05.2016 г., не обжаловалось.