Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№2-4032/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2011 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи И.В. Черняевой,
при секретаре О.Н. Катусенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хотина А.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о взыскании компенсации в связи с увольнением, процентов за нарушение сроков выплаты,
у с т а н о в и л:
Иск заявлен по тем основаниям, 01.01.2005 года Хотин А.Н. был принят на работу в Управление Федеральной регистрации службы по Республике Карелия, с 05.05.2010 года - в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия . 04.04.2011 года ему было сообщено о сокращении в государственном органе его должности в письменной форме. В соответствии с ч.8 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца. 12.04.2011 Хотин А.Н. написал заявление об увольнении с 14.04.2011 года. 14.04.2011 года он был уволен с должности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в связи с сокращением должности, которую он замещал. Согласно указанному приказу истцу была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 139 091,62 рублей. Нанимателем не учтено то обстоятельство, что служебный контракт с Хотиным А.Н. расторгнут 14.04.2011 года, то есть до истечения двухмесячного срока (с 04.04.2011г. (дата уведомления) по 04.06.2011г. (дата увольнения с отработкой двух месяцев). В этом случае на основании ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ работодатель обязан был выплатить ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Федеральный закон от. 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит нормы о выплате государственному служащему компенсации при расторжении с ним служебного контракта без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца (ч.8 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако в соответствии статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, то есть должна применяться ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, согласно которой работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Истец полагает, что помимо компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, ему должна была быть выплачена дополнительная компенсация в размере среднею заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Размер дополнительной компенсации составляет 59044, 25рублей - размер среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 N 79- "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. В день увольнения ему была выдана на руки трудовая книжка, произведен расчет в размере 139 091,62 рублей. Дополнительная компенсация за период с 15.04.2011г. по 04.06.2011г. составляет 59044 руб. 25 коп. Окончательный расчет в сумме 139 091,62 рублей, произведенный при увольнении, является неполным, так как в день увольнения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия должно было выплатить истцу сумму в размере 139 091,62 рублей + 59044, 25 рублей. В соответствии со ст. 236 Трудового Кодекса РФ при нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм. Размер процентов, подлежащих уплате Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, составляет 323 руб. 53 коп. Истец просит взыскать с ответчика сумму, причитающуюся при увольнении - 59044,25 рублей и проценты за нарушение работодателем срока причитающихся при увольнении работника выплат в размере 323,53 рублей.
В судебном заседании истец, а также его представитель Суховей А.Е. уточнили исковые требования. Просили взыскать дополнительную компенсацию за период с 15 апреля 2011г. по 04 июня 2010г. в размере 58512 руб. 31 коп., и проценты за несвоевременную выплату за период с 15 апреля 2011г. по 31 мая 2011г. в размере 747 руб. 50 коп., всего 59259, 81 рублей.
Представители ответчика Пивненко А.В., Малюта Ю.Л., действующие на основании доверенностей, иск не признали в полном объеме. Указали, что в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями с 01 апреля 2011 года в Управлении было сокращено 19 должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе должности , которую замещал истец, о чем свидетельствует уведомление о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ. № (далее - Уведомление), которое было вручено Хотину А.Н. 04 апреля 2011г. 12 апреля 2011г. истец написал заявление с просьбой расторгнуть с ним служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения указанного в Уведомлении срока предупреждения об увольнении. 14 апреля 2011г. Хотин А.Н. был уволен в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Закон). Хотину А.Н. Управлением были произведены все положенные выплаты, в соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона ему была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (справка прилагается). В своем исковом заявлении истец неправомерно ссылается на содержание положений части 8 статьи 31 Закона, в которой говорится о праве представителя нанимателя с письменного согласия гражданского согласия расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца, так как Хотин А.Н. был предупрежден представителем нанимателя о предстоящем сокращении должности. Кроме того, в связи с наличием определенных обстоятельств (намерение истца трудоустроиться Хотин А.Н. по собственной инициативе уволился по сокращению с государственной гражданской службы Российской Федерации до окончания срока предупреждения об освобождении его от замещаемой им должности. Увольнение гражданского служащего с гражданской службы до истечения двухмесячного срока возможно по желанию гражданского служащего, при этом основание для выплаты дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении в соответствии с частью 3 статьи 180 Трудового кодека Российской Федерации, отсутствует. Таким гражданским служащим компенсация при увольнении с гражданской службы выплачивается на общих основаниях в размере, предусмотренном частью 9 статьи 31 Закона. Ссылка истца на статью 73 Закона, в которой говорится о том, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом, не состоятельна и применение аналогии права невозможно, так как порядок отношений, связанных с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы урегулирован (ст.31 Закона), объем компенсационных выплат при сокращении государственных гражданских служащих в Законе четко определен (ч.9 ст.31 Закона), установление дополнительных компенсационных выплат в данном случае Закон не предусматривает. Просили в иске отказать. Представленный истцом расчет не оспаривали.
Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетеля С1, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 01.01.2005 года Хотин А.Н. был принят на работу в Управление Федеральной регистрации службы по Республике Карелия, с 05.05.2010 года - в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в
04.04.2011 года Хотину А.Н. было вручено уведомление о сокращении в государственном органе его должности в письменной форме, что подтверждается уведомлением о сокращении от ДД.ММ.ГГГГ №.
12.04.2011 Хотин А.Н. написал заявление об увольнении с 14.04.2011 года, ранее истечения двухмесячного срока с момента получение уведомления о сокращении занимаемой должности.
14.04.2011 года в соответствии с приказом № прекращено действие служебного контракта от 12 апреля 2005г. № с Хотиным А.Н., он освобожден от занимаемой должности и уволен 14.04.2011г. с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ.
В соответствии с данным приказом истцу на основании п. 9 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» была начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 140429,56 рублей, что также подтверждается расчетным листком за апрель 2011г.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим; представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца; при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Как указывалось выше, истец был уволен до истечения срока предупреждения о сокращении должности.
Часть вторая ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность работодателя предупредить работников (персонально и под роспись) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения.
Часть третья этой же статьи предусматривает, что работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Таким образом, названная норма гарантирует выплату дополнительной компенсации в случае, если работник подлежит увольнению до истечения двухмесячного срока.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Данным Федеральным законом вопрос о выплате гражданскому служащему дополнительной компенсации в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока, не урегулирован.
Следовательно, гарантия, установленная ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на государственного служащего, подлежащего увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности.
Доводы стороны ответчика о том, что в данном случае ч. 9 ст. 31 Закона является специальной нормой, включает в себя исчерпывающий перечень компенсаций государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей и, следовательно, закон не устанавливает каких-либо дополнительных гарантий и компенсаций гражданским служащим, уволенным до истечения срока предупреждения о сокращении замещаемой ими должности, не принимаются судом во внимание, как несостоятельные.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
При этом, в соответствии со ст. 5 ТК РФ нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Таким образом, среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001г. с последующими изменениями и дополнениями. Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда, имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу.
В связи с изложенным, суд полагает, что в данном случае, в части выплаты гражданскому служащему дополнительной компенсации в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока, должны применяться нормы трудового права, содержащиеся в трудовом кодексе РФ, поскольку Федеральным Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" данный вопрос не урегулирован.
Таким образом, помимо компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, истцу должна была быть выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В соответствии с представленными документами (справка от 25 мая 2011г. №, выдана Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия), Хотину А.Н. при увольнении была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания 140429 руб. 56 коп. Месячное денежное содержание для расчета компенсации при увольнении в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы составляет 35107 руб. 39 коп.
Согласно объяснениям свидетеля С1, размер дополнительной компенсации составит 58512 руб. 31 коп.
Таким образом, размер дополнительной компенсации необходимо исчислить в соответствии со следующим расчетом: (( 35107,39 руб. : 21 день х 11 дней = 18389 руб. 58 коп. (компенсация за апрель 2011г.) + 35107,39 руб. (компенсация за май 2011г.) + 35107,39 руб. : 21 день х 3 дня = 5015,34 руб. ( компенсация за июнь 2011г. )) = 58512 руб. 31 коп.
Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 27.07.2004 N 79- "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
В день увольнения истцу была выдана на руки трудовая книжка, выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Дополнительная компенсация выплачена не была.
В соответствии со ст. 236 Трудового Кодекса РФ при нарушении работодателем срока причитающихся работнику выплат при увольнении работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных сумм.
Размер процентов, подлежащих уплате Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, составит 747 руб. 40 коп. исходя из следующего расчета:
58512 руб. 31 коп. х 18 дн. ( с 15.04.2011г. по 02.05.2011г.) х 8%: 300 дн. = 280 руб. 86 коп.
58512 руб. 31 коп. х 29 дн. ( с 03 мая 2011г. по 31 мая 2011г.) х 8% : 300 дн. = 466,64 руб.
Всего проценты составят 280,86 + 466,64 = 747,40 руб.
Данный расчет составлен истцом, стороной ответчика не оспаривается.
Таким образом, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма 59259 руб. 81 коп. ( 58512,31руб. + 280,86 руб. + 466,64 руб.).
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского 1977,79 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в пользу Хотина А.Н. денежную сумму 59259 руб. 81 коп.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа 1977 руб. 79 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья: И.В. Черняева
Мотивированное решение составлено 01 июня 2011г.