НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 31.01.2011 № 2-777/19-2011

                                                                                    Петрозаводский городской суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Петрозаводский городской суд Дело №2-777/19-2011 г.

г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2011 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А. при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровой Р.Е. к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Александрова Р.Е. обратилась в суд с требованиями об обязании Администрации Петрозаводского городского округа продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 1 октября 2010 года в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5.000 рублей, причиненного необоснованным приостановлением выплаты ранее назначенной доплаты.

Заявленные требования мотивированы тем, что 17.12.2004г. она вышла в добровольную отставку с муниципальной службы. При этом ей была назначена доплата в размере 80% месячного должностного оклада, предусмотренная ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Ее выплата прекращена ответчиком с октября 2010 года в связи с тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой надбавки. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих.

В судебном заседании Александрова Р.Е. заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, просила взыскать с ответчика судебные расходы, выразившиеся в затратах на составление иска в размере 1.200 рублей и расходах по оплате госпошлины в размере 200 рублей. Пояснила, что на момент приостановления выплаты размер доплаты, полученной в сентябре 2010 года, составлял 973,6 руб. Полагала, что приостановление выплаты нарушает ее конституционные права и противоречит правовым позициям, выраженным в Постановлении Конституционного Суда РФ № 12-П от 16.07.2007г. Обратила внимание на то, что ответчик не предпринял мер по своевременному информированию о приостановлении выплаты и об основаниях приостановления: приостановив выплату с октября, проинформировал письменно об этом только в декабре 2010 года.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Ранее в предварительном судебном заседании представитель Администрации Петрозаводского городского округа по доверенности Черепова И.С. иск не признала, сославшись на доводы отзыва.

В письменном отзыве ответчика указано на то, что законом Республики Карелия от 28.05.2010 №  1388-ЗРК были внесены изменения в статью 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК  «О муниципальной службе в Республике Карелия». Новой редакцией данной статьи органам местного самоуправления предоставлено право в уставах муниципальных образований за счет средств местного бюджета предусматривать муниципальным служащим, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и имеющим стаж муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости. В соответствии с требованиями закона размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В целях приведения Устава Петрозаводского городского округа в соответствие с Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» Решением Петрозаводского городского Совета от 02.09.2010 № 26/44-875, вступившим в силу 10 сентября 2010 года, в статью 56 Устава были внесены изменения. Действующей редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены. При этом определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

До настоящего времени Петрозаводским городским Советом порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности не установлен. Таким образом, с момента внесения изменений в Устав Петрозаводского городского округа, у Администрации отсутствуют законные основания для осуществления выплаты доплаты истице, в связи с чем ей было сообщено о приостановлении выплат.

Ответчик полагал, что истицей не представлено никаких доказательств причинения ей действиями ответчика физических и нравственных страданий, а также доказательств, обосновывающих размер взыскиваемого морального вреда

Выслушав объяснения истицы, изучив позицию ответчика и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Александрова Р.Е., , 17 декабря 2004 года уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, и на основании ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» через Администрацию Петрозаводского городского округа получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением главы самоуправления города от 20.12.2004г. № 463-рк в размере 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Доплата производилась на основании распоряжений главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа, ее размер на сентябрь 2010 года составлял 973 рубля 60 копеек. С 01 октября 2010 года доплата ответчиком не выплачивается.

В обоснование своей позиции Администрация Петрозаводского городского округа ссылается на то, что действующей с 10.09.2010г. редакцией статьи 56 Устава ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.

Между тем подобный подход в отношении истицы неправомерен, свидетельствует об объективном нарушении ее прав и не может служить отказу в удовлетворении иска.

Конституция Российской Федерации (ст.ст. 7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого — предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).

Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С введением в действие с 1 января 1997 года Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996г. № 160-ЗРК данным законодательным актом в пределах предоставленных Республике Карелия как субъекту Российской Федерации полномочий муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, была гарантирована ежемесячная доплата к пенсии за счет местного бюджета (ст.ст. 17 и 32 Закона). Размер данной доплаты ограничивался 80 процентами месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а срок ее выплаты определялся сроком, на который назначена трудовая пенсия (ст. 17 Закона).

С 13.08.2007г. правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Согласно ч. 2 названной статьи ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Законом Республики Карелия от 28 мая 2010 № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», внесены изменения в ст. 11, согласно которым в части 2 слова "Сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты" заменена словами "Размер ежемесячной доплаты"; статья дополнена частью 5 - «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.".

Решением Петросовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в ст. 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г., согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.

Имея в виду, что внесением в Устав указанных изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, следует считать, что выплата ежемесячной доплаты истице приостановлена в отсутствие каких- либо законных оснований.

По мнению суда, противоправность бездействия ответчика в данном случае не может быть оправдана отсутствием принятого представительным органом порядка назначения, перерасчета и выплаты. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до 10.09.2010г. Поскольку право на получение доплаты им установлено, это означает, что законодатель муниципального образования принял на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права, в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Более того, подлежащий принятию муниципальный правовой акт не может противоречить принципу регулирования доплаты как дополнительного вида пенсионного обеспечения, закрепленному ч. 2 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК).

Указанной нормой исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). Так, если ранее действовавшей ее редакцией было установлено, что сумма пенсии по старости (инвалидности)…. и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада…, то в настоящей редакции установлено, что «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, фактически, ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе.

Поэтому, рассматривая исковое требование истицы с точки зрения его объема, применительно к ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, применяемой по аналогии на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, и учитывая, что ст. 12 ГК РФ в качестве способов защиты права предусмотрены как признание права, так и изменение правоотношения, суд, принимая во внимание, что право истицы на получение доплаты не оспорено; ее размер, не превышающий указанный в действующем законе, ранее определен; а противоправность бездействия ответчика установлена, находит, что нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания возобновить выплату доплаты с момента приостановления в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки.

Определяя способ восстановления нарушенного права суд считает возможным применить положения ч. 3 ст. 21 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», регулирующего порядок возобновления приостановленной выплаты пенсии, расценивая в качестве заявления о возобновлении исковое заявление истицы, полученное ответчиком в январе 2011 года.

Согласно названной норме возобновление выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и документы. При этом пенсионеру выплачиваются неполученные им суммы указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) за все время, в течение которого выплата указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) была приостановлена.

Наряду с изложенным суд находит не подлежащим удовлетворению требование истицы о компенсации морального вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает истице в удовлетворении ее требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения ответчика к такой ответственности, не имеется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию в ответчика в пользу истицы подлежат расходы на составление иска, подтвержденные товарным и кассовым чеками, относимые, в силу ст. 94 ГПК РФ, в судебным издержкам, в размере, пропорционально объему удовлетворенных требований (50%) – 600 рублей.

Требование о возмещении расходов на оплату госпошлины за счет ответчика суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку, в силу п.5 ч.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, истица освобождена от уплаты госпошлины, следовательно, оплаченная ею госпошлина, является излишней, и подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333.40 НК РФ.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 -198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с 01 февраля 2011 года возобновить выплату Александровой Р.Е. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, рассчитываемой таким образом, чтобы сумма доплаты составляла 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа, при возобновлении выплаты доплаты, выплатить Александровой Р.Е. неполученные ею суммы доплаты за период с 01 октября 2010 года по 31 января 2011 года из расчета 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Александровой Р.Е. 600 руб. в возмещение судебных расходов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.А.Орлова

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2011г.