НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 24.07.2020 № 2А-4736/20

УИД 10RS0011-01-2020-007914-32

(№ 2а-4736/2020)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июля 2020 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Аксеновой О.А.,

с участием представителя административного истца Черепанова Д.В., действующего на основании доверенности,

административного ответчика Мелконяна В.Т.,

старшего помощника прокурора г. Петрозаводска Елисеева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Карелия о помещении Мелконяна В. Т. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о реадмиссии,

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением о временном помещении гражданина Республики Армения Мелконяна В.Т. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия до исполнения решения о его реадмиссии по тем основаниям, что 24 июля 2020 г. Мелконян В.Т. освобождается из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия по отбытии наказания за совершение преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по приговору Первомайского районного суда г. Мурманска от 27 февраля 2019 г. В личном деле административного ответчика имеется паспорт гражданина Республики Армения сроком действия в стране гражданской принадлежности до 9 мая 2022 г., срок действия паспорта в зарубежных странах - до 17 мая 2017 г. Мелконян В.Т. гражданином Российской Федерации не является. Действующих документов, удостоверяющих личность, а также иных документов, дающих право на законное пребывание, проживание в Российской Федерации, Мелконян В.Т. не имеет, а также не имеет заработка и места жительства в Российской Федерации, имеет непогашенную судимость. Распоряжением ФСИН России от 10 февраля 2020 г. № 228-рн пребывание (проживание) Мелконяна В.Т. в Российской Федерации признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости. МВД по Республике Карелия 14 мая 2020г. приняло решение о возбуждении процедуры реадмиссии с территории Российской Федерации Мелконяна В.Т. в страну гражданской принадлежности Республику Армения. В рамках документирования Мелконяна В.Т. направлен запрос в Генеральное Консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге на оформление свидетельства на возвращение в Республику Армения, ответ до настоящего времени не поступил. В ходе проведения проверок по учетам МВД России, в том числе ЦБДУИГ, установлено, что с 27.09.2014 по 27.09.2017 Мелконян В.Т. имел разрешение на временное проживание № 022244, выданное УФМС России по Московской области. С заявлением о выдаче вида на жительство, убежища на территории Российской Федерации Мелконян В.Т. не обращался и данные услуги ему не оказывались. Согласно опросному листу Мелконян В.Т. женат на гражданке Российской Федерации Тонерян А.М., проживающей в Московской области, остальные близкие родственники являются гражданами Республики Армения и проживают в Армении. На основании изложенного, ввиду отсутствия действующего документа (заграничного паспорта, свидетельства на возвращение), необходимого для приобретения авиабилетов до государства гражданской принадлежности, МВД по Республике Карелия просит принять решение о временном помещении Мелконяна В.Т., подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия на срок с 24 июля 2020 г. до исполнения решения о реадмиссии, но не более чем на 3 месяца, т.е. по 23 октября 2020 г. включительно.

В судебном заседании представитель административного истца МВД по Республике Карелия Черепанов Д.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Мелконян В.Т. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Согласно положениям части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором Первомайского районного суда г. Мурманска от 27 февраля 2019 г. административный ответчик Мелконян В.Т., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, уроженец <данные изъяты>, гражданин Республики Армения, признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

24 июля 2020 г. Мелконян В.Т. освобожден из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия.

В соответствии с заключением МВД по Республике Карелия по проверке принадлежности к гражданству Российской Федерации от 27 августа 2019 г. Мелконян В.Т. гражданином Российской Федерации не является.

Согласно ответу Генерального Консульства Республики Армения в г.Санкт-Петербурге от 25 ноября 2019 г. Мелконян В.Т. является гражданином Республики Армения.

В соответствии с распоряжением ФСИН России от 10 февраля 2020 г. № 228-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Мелконяна В.Т. признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации. С данным распоряжением административный ответчик был ознакомлен 14 февраля 2020 г. и в установленном законом порядке его не обжаловал.

14 мая 2020 г. МВД по Республике Карелия принято решение о начале процедуры реадмиссии в отношении Мелконяна В.Т., учитывая принадлежность административного ответчика к гражданству Республики Армения. С данным решением административный ответчик ознакомлен 24 июля 2020 г.

Личность Мелконяна В.Т. подтверждается заключением МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ г. , в деле имеется копия паспорта гражданина Армения , с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, срок действия паспорта в зарубежных странах - до ДД.ММ.ГГГГ г., сведений о его гражданской принадлежности к Российской Федерации не имеется, с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, либо патента на территории Республики Карелия, а также с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации, Мелконян В.Т. не обращался.

В целях документирования Мелконяна В.Т. направлен запрос в Генеральное Консульство Республики Армения в г. Санкт-Петербурге, на оформление свидетельства на возвращение в Республику Армения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), ответ до настоящего времени не поступил.

7 июля 2020 г. МВД по Республике Карелия вынесено решение о помещении Мелконяна В.Т. после освобождения из исправительного учреждения УФСИН России по Республике Карелия в специальное учреждение - Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия на срок, не превышающий 48 часов, с 12 час. 00 мин. 24 июля 2020 г.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии со статьей 32.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи (пункт 1). Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность (пункт 2). Доставку иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, к месту передачи данному иностранному государству либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 3). Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя, а в остальных случаях - только на основании решения суда (пункты 4,5). Содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи (пункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.

В Республике Карелия содержание иностранных граждан, подлежащих депортации (реадмисии), осуществляется в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по Республике Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. 8 Марта, д.40).

Таким образом, применение меры в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение осуществляется на основании решения уполномоченного органа о возбуждении процедуры реадмиссии.

Вместе с тем подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлено, что в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.

Указом Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» продлено действие вышеуказанных временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции до 15 сентября 2020 г. включительно.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Методических рекомендаций о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 №274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных МВД России (опубликовано «Нормативные акты для бухгалтера», № 11, 01.06.2020, текст приведен на сайте https://увм.50.мвд.рф).

Согласно информации МВД России «МВД России разъясняет временные меры в сфере миграции, направленные на предотвращение дальнейшего распространения коронавирусной инфекции», размещенной на сайте https://мвд.рф/ по состоянию на 20 апреля 2020 г., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 в период с 15 марта по 15 июня 2020 г. в отношении иностранных граждан не будут приниматься решения о нежелательности пребывания, об административном выдворении, депортации, реадмиссии, лишении статуса беженца или временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешений на работу, патентов и свидетельств участника Госпрограммы переселения соотечественников. Если такие решения были приняты до 15 марта 2020 г., то их исполнение приостанавливается на указанный период.

Таким образом, МВД по Республике Карелия в силу прямого запрета не имело права 14 мая 2020 г. принимать решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Мелконяна В.Т., с которым административный ответчик был ознакомлен лишь перед судебным заседанием.

Доводы представителя административного истца относительно законности принятого решения о реадмиссии судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, положениями Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 с внесенными в него изменениями установлено не принимать решения о реадмиссии в отношении всех иностранных граждан и лиц без гражданства в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 без каких-либо исключений, решение о реадмиссии принято 14 мая 2020 г., оснований полагать о наличии каких-либо исключений судом не усматриваются. Представленные рекомендации МВД России от 06.06.2020 №1/6070, не опубликованные и не имеющие силы нормативно-правового акта, не могут быть приняты при принятия решения по настоящему делу, противоречат Указу Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274. Более того, в пункте 6 раздела II приложения идет речь о депортации.

С учетом изложенного, в том числе действующего на день принятия решения о реадмиссии и рассмотрения настоящего дела судом моратория, установленного подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 №274, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Министерства внутренних дел по Республике Карелия о помещении Мелконяна В. Т. в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о реадмиссии отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33) в течение 10 календарных дней со дня принятия решения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26) в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 г.

Последний день подачи апелляционной жалобы 3 августа 2020 г.