НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 19.07.2016 № 12-679/2016

Судебный участок №7 г. Петрозаводска Дело №12А-679/16-12

мировой судья Дмитриева И.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петрозаводск 19 июля 2016 года

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Парамонов Р.Ю., при секретаре Коваль М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Карелия ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>Мазур М. И., <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в отношении <данные изъяты> Мазур М.И. в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

В жалобе председатель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия выражает несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении и просит о его отмене. В обоснование заявленных требований указывается на ошибочность выводов мирового судьи при оценке позиции привлекаемого лица, поскольку в соответствии с п.254 Инструкции №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» счет 030200000 «Расчеты по принятым бюджетным обязательствам» предназначен для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам, в том числе, за оказанные услуги. При этом бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций; информация в денежном выражении о состоянии обязательств должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителя учреждения (пункт 3 Инструкции № 157н). В соответствии с п.102 Инструкции 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" суммы поставленных поставщиками материальных ценностей и оказанных услуг отражаются по кредиту счетов аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" (<данные изъяты>) и дебету соответствующих счетов. Во исполнение указанных инструкций главный бухгалтер Мазур М.И. должна была отразить стоимость оказанных учреждению коммунальных услуг и услуг связи за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> в регистрах бухгалтерского учета по кредиту счета <данные изъяты> «Расчеты по принятым бюджетным обязательствам» за ДД.ММ.ГГГГ и формировать показатель по строке 490 формы ОКУД 0503130 на ДД.ММ.ГГГГ. Не отражение этих сведений привело к искажению бюджетной отчетности на 100 процентов. Полагает неверной ссылку суда первой инстанции на раздел 5 Инструкции 162н, регламентирующий порядок отражения операций по лимитам бюджетных обязательств, ассигнованиям и принятым обязательствам (в том числе денежным) на счетах по санкционированию расходов (050100000-050340000), поскольку в силу п.70 Инструкции 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» данные учета по счетам по санкционированию расходов формируют показатели формы бюджетной отчетности 0503128 «Отчет о принятых бюджетных обязательствах» и не участвуют в формировании показателей формы ОКУД 0503130. Обращает внимание, что в соответствии с п.141 Инструкции 162н в показатель по счету 050202000 «Принятые денежные обязательства» включаются кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», тем самым формирование бухгалтерских записей по кредиту счета 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» осуществляется в первую очередь. Оценки действий должностного лица на предмет правомерности принятия (непринятия) бюджетных (денежных) обязательств, наличия (отсутствия) соответствующих лимитов бюджетных обязательств учреждения, по настоящему делу не требуется.

В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты Республики Карелия ФИО2., ФИО3., ФИО4 жалобу поддержали в полном объеме и настаивали на неправомерности действий Мазур М.И., которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Мазур М.И., и ее защитник ФИО5 с доводами жалобы не согласились, полагая, что принятое судебное постановление является законным и обоснованным.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Положениями ст.15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность для должностных лиц за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отчет об исполнении федерального бюджета может содержать данные о кассовых поступлениях, не являющихся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями между государствами - участниками Таможенного союза об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Приказом Минфина России №191н от 28 декабря 2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее - Инструкция №191н).

Согласно пп.2,3 Инструкции №191н годовая отчетность составляется субъектами бюджетной отчетности по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

В силу п.7 Инструкции №191н бюджетная отчетность формируется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета; на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

В состав бюджетной отчетности включается, в том числе, баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130) (п.11 Инструкции №191н).

При составлении отчетности о балансе по форме 0503130 в графах "На начало года" показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством Российской Федерации случаях. В графах "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года «О бухгалтерском учете» (далее - ФЗ № 402-ФЗ), бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под бухгалтерской отчетностью в силу статьи 3 указанного закона понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Статьей 13 ФЗ № 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно которым бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно положениям п.3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п.5 ст.161 БК РФ).

Протокол об административном правонарушении составлен по тем основаниям, что <данные изъяты> Мазур М.И. в нарушение ч.4 ст.13 ФЗ №402, пунктов 18,15 Инструкции №191н допустила искажение данных о кредиторской задолженности по строке 490 «Расчеты по принятым бюджетным обязательствам» в форме ОКУД 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» по казенному учреждению за ДД.ММ.ГГГГ, не отразив имевшуюся на ДД.ММ.ГГГГ кредиторскую задолженность за услуги связи и коммунальные услуги за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Действия Мазур М.И. квалифицированы по ст.15.15.6 КоАП РФ.

В качестве доказательств виновности Мазур М.И. в совершении административного правонарушения представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджета Республики Карелия, направленных на закупку товаров, работ и услуг в условиях реализации положений федерального закона о контрактной системе Государственным комитетом Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения и подведомственными ему учреждениями (выборочно) в 2014 году и I полугодии 2015 года».

Оценив представленные доказательства и проанализировав правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, мировой судья обоснованно принял во внимание позицию привлекаемого лица и пришел к правильному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях Мазур М.И. состава административного правонарушения.

В судебном постановлении приведены убедительные мотивы принятого решения, не соглашаться с которыми оснований не имеется.

В судебном заседании установлено, что задолженность по услугам связи и коммунальным услугам образовалась у <данные изъяты> образовалась за ДД.ММ.ГГГГ в связи с выставлением счетов: <данные изъяты> за передачу электроэнергии на сумму <данные изъяты>.; <данные изъяты> за передачу электроэнергии на сумму <данные изъяты>.; <данные изъяты> за услуги по водоснабжению и водоотведению на сумму <данные изъяты>.: <данные изъяты> за услуги по теплоснабжению на сумму <данные изъяты>.; <данные изъяты> за возмещение расходов по электрической и тепловой энергии на сумму <данные изъяты>.; <данные изъяты> за услуги связи на сумму <данные изъяты>

Согласно пояснениям Мазур М.И. счета на уплату оказанных в ДД.ММ.ГГГГ услуг связи и коммунальных услуг поступили в Учреждение в ДД.ММ.ГГГГ, когда бюджетные лимиты отчетного периода отсутствовали, а срок введения в действие расходным расписания на ДД.ММ.ГГГГ был установлен с ДД.ММ.ГГГГ, что препятствовало принять кредиторскую задолженность на бухгалтерский учет ДД.ММ.ГГГГ и, как следствие, отразить ее в бюджетной отчетности. Данная задолженность была отражена в промежуточной отчетности ДД.ММ.ГГГГ, когда лимиты были уже доведены.

Лимиты бюджетных обязательств на ДД.ММ.ГГГГ были доведены <данные изъяты> расходным расписанием от ДД.ММ.ГГГГ с датой ввода в действие документа ДД.ММ.ГГГГ (лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год).

Учитывая, что бюджетная отчетность формируется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета, принимая во внимание требования к бухгалтерской отчетности, а также положения п.3 ст.219 БК РФ о возможности принятия бюджетных обязательств лишь в пределах доведенных лимитов с позицией лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нельзя не согласиться.

Допрошенная в судебном заседании специалист ФИО6 также подтвердила недопустимость принятия казенным учреждением денежного обязательства в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, указав, что отражение кредиторской задолженности в отчете следующего отчетного периода в целом на показатели баланс исполнения бюджета не влияет.

Вопреки доводам жалобы исследование вопроса о доведении лимитов бюджетных обязательств является юридически значимым для правильного разрешения настоящего дела и установления виновности или невиновности должностного лица в совершении административного правонарушения.

Сформировать бухгалтерские записи согласно Инструкции по кредиту соответствующего аналитического счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" с одновременным отражением принятых денежных обязательств в счете лимитов очередного года по дебету счета 150221000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" и кредиту счета 150222000 "Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)", а также по дебету счета 150123000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)" и кредиту счета 150221000 "Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)" - в сумме обязательств по заключенным контрактам и указать сведения об обязательствах в бюджетной отчетности форма ОКУД 0503130 в строке 490 «Расчеты по принятым бюджетным обязательствам» не представлялось возможным, поскольку за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств предусмотрена административная ответственность по ст.15.15.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции о наличии обстоятельств, исключающих ответственность Мазур М.И. в инкриминируемом правонарушении, следует признать законными и обоснованными.

Процессуальный порядок рассмотрения дела не нарушен, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мазур М. И. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Р.Ю. Парамонов