НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 18.03.2021 № 2-2153/2021

­РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при ведении секретаре Гарлоевой К.Р. с участием представителя истицы Клевно С.Н. и представителя ответчика Маркиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2153/2021 по иску Марковой Е.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,

установил:

Маркова Е.Ф., оспаривая соответствующее решение ответичка, обратилась в суд с требованием к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении ряда периодов её работы в 1999-2018гг. в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, а также о назначении в связи с этим пенсии по старости. Иск мотивирован позицией пенсионного органа о невозможности учета в названной цели отдельных временных отрезков трудовой деятельности Марковой Е.Ф.

В судебном заседании представитель истицы её требования поддержал, настаивая на спорном зачете периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о назначении Марковой Е.Ф. пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика обозначила по спору возражения, указав на необоснованность иска и на законность подхода пенсионного органа.

Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что рассматриваемое обращение подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции на момент обращения Марковой Е.Ф. за спорным пенсионным обеспечением) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В связи с мнением о наличии условий к досрочному назначению названной пенсии по приведенным правовым основаниям Маркова Е.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) за назначением такой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истице в испрошенном социальном обеспечении по мотивам отсутствия у неё требуемого стажа. Пенсионный орган исходил из наличия у Марковой Е.Ф. учитываемого для назначения пенсии страхового стажа 20 лет 03 месяца 17 дней и стажа работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, лишь 11 лет 01 месяц 17 дней. Среди прочего сделан вывод о недопустимости учета для исчисления страхового стажа периодов работы в г.Петрозаводске в <данные изъяты> и <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако такой подход в части объективно нарушает права Марковой Е.Ф., которые допускают судебную защиту посредством возложения на ответчика обязанности учесть истице конкретные временные этапы в соответствующие виды стажа.

Так, полагая недопустимым включение в страховой стаж спорных периодов работы, Управление отметило, что ни <данные изъяты>, ни <данные изъяты> не предоставили за перечисленные периоды сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Однако суд имеет в виду следующее.

Ст. 9 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» от ДД.ММ.ГГГГ признается право каждого человека на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Согласно ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (не применяется с 01 января 2015 года). Согласно его ст. 10 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. А в соответствии со ст. 13 при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Из ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

В силу ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» (вступил в действие с 01 января 2015 года) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» также подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» (ст. 13) предусматривает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы, которые имели место до дня вступления в силу этого закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (а ранее ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника. Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, устанавливался в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (утратило силу с 01 января 2015 года). В соответствии ним основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, также определялась трудовая книжка установленного образца. Аналогичные положения предусмотрены п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015.

Приведенное в свете правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 и учитывая, что обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, представлению индивидуальных (персонифицированных) данных в соответствии с действующим законодательством лежит на страхователе (работодателе), а не на застрахованном лице (работнике), позволяет прийти к выводу, что непредоставление прекратившими свою деятельность с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в спорные периоды времени сведений индивидуального (персонифицированного) учета не может повлечь неблагоприятные последствия для истицы в области пенсионного обеспечения. Данные о том, что эти работодатели Марковой Е.Ф. именно в спорные отрезки времени не вели финансово-хозяйственной или иной своей профильной деятельности, ответчиком не фиксировались и по делу не выявлены.

Кроме того, отмечается, что часть трудовой деятельности истицы в <данные изъяты> (которая в целом имела место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) нашла свое отражение в соответствующей отчетности страхователя перед Пенсионным фондом Российской Федерации и учтена ответчиком. С другой стороны, работа Марковой Е.Ф. в 2018 году подтверждена только по ДД.ММ.ГГГГ. Никаких данных о её трудоустройстве, в том числе в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суду не указано и не представлено.

Таким образом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) обязано учесть Марковой Е.Ф. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Причем, этим зачетом подтверждается возникшее на ДД.ММ.ГГГГ право истицы на данную пенсию.

Судебная защита пенсионных прав граждан осуществляется в исковом порядке. Возложение на ответчика испрошенной Марковой Е.Ф. обязанности по соответствующему зачету спорных периодов и назначении пенсии является вытекающим из действующего законодательства и достаточным способом восстановления умаленного права истицы. Сопутствующее признание действий (решения об отказе в назначении пенсии) пенсионного органа незаконными, на чем также настаивает Маркова Е.Ф., самостоятельным способом защиты пенсионных прав в суде не является, поскольку непосредственно к их восстановлению объективно привести не может. Такая оценка – лишь элемент правового анализа судом этих действий (решений) в составе комплекса юридически значимых обстоятельств самого пенсионного спора. Как следствие, в части иска об оспаривании решения ответчика об отказе в назначении пенсии надлежит отказать.

В порядке ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязан к возмещению судебных расходов истицы – 300 руб. по оплате государственной пошлины и 8.000 руб. по оплате юридической помощи. Величина последнего возмещения определяется исходя из принципа разумности, конкретных обстоятельств дела, характера спора, объема оказанной помощи, факта частичного удовлетворения иска, подходов, сформулированных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Марковой Е.Ф. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Марковой Е.Ф. для целей назначения пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей эту пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Марковой Е.Ф. 8.300 руб. в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.

Судья

К.Л.Мамонов