НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 16.05.2022 № 100011-01-2021-021057-98

Дело № 10RS0011-01-2021-021057-98 (2а-844/2022 (2а-8693/2021))

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2022 года город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи М.Н. Картавых, при секретаре М.О. Журковой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Румянцеву Антону Анатольевичу о взыскании обязательных платежей,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик не уплатил в установленный законом срок земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018-2019 годы, земельный налог за 2017, 2019 годы, в связи с чем образовалась задолженность. Административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в сумме 175986 рублей, пеням по налогу на имущество: 349,04 рублей – за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, 1196,49 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, 3288,36 рублей – за период с 02.02.2020 по 15.07.2020, задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 231177 рублей, пеням по земельному налогу: 458,50 рублей за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, 8179,76 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, 19436,59 рублей – за период с 20.02.2020 по 15.07.2020, 6402,01 рублей – за период с 26.02.2019 по 10.07.2019.

Определением суда от 29.03.2022 судом принято решение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Определением суда от 13.04.2022 произведена замена административного истца с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.

Определением суда от 16.05.2022 в связи с отказом административного истца от административного иска в части, прекращено производство по делу в части взыскания пеней по налогу на имущество физически лиц: 1196,49 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, 3288,36 рублей – за период с 02.02.2020 по 15.07.2020, а также пеней по земельному налогу: 6041,47 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, 14355,63 рублей – за период с 20.02.2020 по 15.07.2020

Представитель административного истца Лазарева Н.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования в остальной части поддержала по изложенным в иске основаниям. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в сумме 175986 рублей, пеням по налогу на имущество за 2018-2019 гг. в сумме 349,04 рублей – за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 231177 рублей, пеням по земельному налогу: на недоимку за 2019 год в сумме 458,50 рублей за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 2138,29 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 5080,96 рублей – за период с 20.02.2020 по 15.07.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 6402,01 рублей – за период с 26.02.2019 по 10.07.2019.

Административный ответчик в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил письменные возражения.

Суд, заслушав доводы административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы по судебным приказам №СП2а-239/2019-14, №СП2а-1303/2019-14, №СП2а-1772/2021-14, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно требованиям ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 400 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) квартира, комната;

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Положениями п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Решением Совета депутатов Шаховского муниципального района Московской области от 10.11.2015 №44/239 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Шаховская установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц.

В 2018-2019 году административный ответчик имел в собственности объекты недвижимого имущества в <адрес>.

В соответствии с главой 31 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Из сведений регистрирующих органов следует, что налогоплательщик имел в собственности в 2019 году земельные участки в <данные изъяты>.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 391, п. 12 ст. 396 НК РФ органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

На территории муниципального образования города Петрозаводска земельный налог введен с 01 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога», указанным решением определены налоговые ставки.

На территории городского округа Шаховская с 01.01.2016 земельный налог установлен решением от 10.11.2015 №44/238 «Об установлении земельного налога на территории городского округа Шаховская, в том числе определены налоговые ставки.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

На территории муниципального образования города Петрозаводска земельный налог введен с 01 января 2006 года решением Петрозаводского городского Совета от 10.11.2005 № XXV/XXI-196 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования города Петрозаводска земельного налога», указанным решением определены налоговые ставки.

В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления:

- №12029767 от 28.08.2018 об уплате в числе прочего налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 177822 рублей в срок до 03.12.2018;

- №12520980 от 15.08.2019 об уплате в том числе налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 120600 рублей в срок до 02.12.2019;

- №35185533 от 03.08.2020 об уплате в числе прочего земельного налога за 2019 год в сумме 231177 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 175986 рублей.

В установленный законом срок административный ответчик налоги в полном объеме не уплатил.

Согласно статье 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Взыскание пеней производится в том же порядке, что и изыскание недоимки.

В соответствии с п.1 ст.69 НК требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Налоговым органом административному ответчику были направлены требования:

- №56445 от 11.07.2019 об уплате пеней в сумме 6402,01 рублей в срок до 02.08.2019;

- №36509 от 16.07.2020 об уплате пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 3288,36 рублей, пеней по земельному налогу в сумме 19436,59 рублей в срок до 08.12.2020;

- №62225 от 04.12.2020 об уплате пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 1196,49 рублей, пеней по земельному налогу в сумме 8179,76 рублей в срок до 12.01.2021;

- №75145 от 16.12.2020 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 175986 рублей, пени в сумме 349,04 рублей, земельного налога в сумме 231177 рублей, и пеней в сумме 458,50 рублей в срок до 22.01.2021.

Требования налогового органа административным ответчиком в полном объеме не исполнены, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, в настоящее время за административным ответчиком сохраняется задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в сумме 175986 рублей, пеням по налогу на имущество за 2018-2019 гг. в сумме 349,04 рублей – за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 231177 рублей, пеням по земельному налогу: на недоимку за 2019 год в сумме 458,50 рублей за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 2138,29 рублей – за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 5080,96 рублей – за период с 20.02.2020 по 15.07.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 6402,01 рублей – за период с 26.02.2019 по 10.07.2019.

Расчет подлежащих взысканию сумм пени произведен в соответствии с требованиями закона и является арифметически правильным.

Относительно доводов административного ответчика о том, что, являясь индивидуальным предпринимателем, Румянцев А.А. использует упрощенную систему налогообложения, поэтому он не может быть признан налогоплательщиком по налогу на имущество физических лиц и обязан уплачивать налог только с полученных доходов, суд приходит к следующему.

В силу ст. 18 НК РФ, специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 2 указанной статьи упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам.

В силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Следуя системному толкованию приведенных норм права, необходимо отметить, что в соответствии с налоговым законодательством применение индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате ряда налогов, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательских целей. Таким образом, субъект предпринимательской деятельности должен подтвердить фактическое использование объектов недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что административный ответчик 12.05.2021 обратился в МИ ФНС России №19 по Московской области с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы.

Ответом от 17.05.2021 №10-13/07795 Румянцеву А.А. предложено представить документы использования имущества в целях предпринимательской деятельности (договоры с поставщиками, покупателями, копии свидетельства о праве на объекты и другие).

Указанные документы административным ответчиком не представлены ни в МИ ФНС России №19 по Московской области ни в иной налоговый орган.

При таких обстоятельствах оснований для освобождения административного ответчика от уплаты налога на имущество физических лиц не имеется.

Доводы административного истца относительно соблюдения налоговым органом процессуальных сроков в части суд находит обоснованными.

В силу п. 2 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

По общему правилу, в соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что сумма задолженности по самому раннему требованию №56445 от 11.07.2019 превысила 3000 рублей (п. 2 ст. 48 НК РФ в предыдущей редакции от 30.11.2016), налоговый орган должен был обратиться за взысканием указанной сумы не позднее 02.02.2021. Учитывая, что за взысканием пеней по указанному требованию налоговый орган обратился 21.04.2021, требования административного истца о взыскании пеней по земельному налогу на недоимку за 2017 год в сумме 6402,01 рублей за период с 26.02.2019 по 10.07.2019, удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что по остальным требованиям сумма задолженности превысила 10000 рублей на требовании №36509 от 16.07.2020, сроком исполнения до 08.12.2020, налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием задолженности до 08.06.2021.

Административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа 21.04.2021, то есть в установленный законом срок.

26.04.2021 мировым судьей судебного участка №14 г. Петрозаводска вынесен судебный приказ №СП2а-1772/2021-14, отмененный в связи с поступлением возражений должника 17.05.2021.

Налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 16.11.2021, то есть в установленный законом срок.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований в части.

Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск удовлетворить частично.

Взыскать с Румянцева Антона Анатольевича, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета обязательные платежи в сумме 415189,79 рублей, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 годы в сумме 175986 рублей, пени по налогу на имущество за 2018-2019 гг. в сумме 349,04 рублей за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 231177 рублей, пеням по земельному налогу: на недоимку за 2019 год в сумме 458,50 рублей за период с 02.12.2020 по 15.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 2138,29 рублей за период с 14.09.2020 по 03.12.2020, на недоимку за 2017 год в сумме 5080,96 рублей за период с 20.02.2020 по 15.07.2020.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с Румянцева Антона Анатольевича в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 7352 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 25 мая.2022.