НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 16.04.2019 № 12А-233/19-7

Судебный участок № 13 г.Петрозаводска Дело № 12а-233/19-7

Мировой судья Шкловер Е.Н. 10MS0004-01-2018-003353-63

Петрозаводский городской суд

(г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33)

Р Е Ш Е Н И Е

16 апреля 2019 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев жалобу Карпук С. П. на постановление мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении

Карпук С. П., <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска РК от 28 ноября 2018 года Карпук С.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 15.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Карпук С.П. с указанным постановлением не согласна, обратилась в суд с жалобой, согласно которой просит постановление отменить, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу нарушены ее права на защиту, должностным лицом отказано в удовлетворении ходатайства об отложении слушания по делу, мировой судья рассмотрел дел в ее отсутствие, при этом последняя не была извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании Карпук С.П. доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.

Представители Контрольно-счетной палаты Республики Карелия Андреева О.А. и Мелехова А.В. доводы жалобы не признали, полагали вынесенное постановление законным и обоснованным.

Исследовав доводы жалобы, проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, учитывая, что жалоба подана в установленный законом срок.

В силу ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к ст. 15.11 КоАП РФ под грубыми нарушениями понимается, в т.ч. регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В соответствии с пунктом 80 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 №162н (далее - Инструкция, утвержденная Приказом №162н), списание с баланса дебиторской задолженности по произведенным авансовым платежам производится только в случае признания ее безнадежной, с использованием счета 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

В соответствии с пунктом 6 Инструкции, утвержденной Приказом № 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, настоящей Инструкцией, формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

В соответствии с пунктом 120 Положения об учетной политике Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, утвержденной приказом Министерства №318 от 15.10.2015 (далее - Учетная политика), учет расчетов по выданным авансам и принятым обязательствам (кроме расчетов с подотчетными лицами) осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений, иных оснований возникновения расчетов.

В соответствии с пунктом 149 Учетной политики учет принятых бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств в соответствии с Порядком учета обязательств, согласно Приложению к Учетной политике.

В соответствии с Приложением № 6 к Учетной политике принятие денежных обязательств при расчетах по субсидированию юридических и физических лиц осуществляется при предоставлении документов по выполнению условий по соглашениям на основании распоряжения финансово-экономического отдела.

Приказом Министерства от 10.02.2011 года №31 «О рассмотрении документов, предоставляемых для получения субсидии» (далее - Приказ № 31) установлено осуществление проверки документов, подтверждающих целевое использование субсидии, на соответствие условиям и правилам предоставления субсидии, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Карелия, структурными подразделениями (отделами) Министерства с отражением руководителями и (или) ответственными исполнителями структурных подразделений своих заключений в Листе согласования. При этом финансово-экономическому отделу предписано принимать документы на финансирование только после согласования со структурными подразделениями, указанными в пункте 1 Приказа №31.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 402-ФЗ в регистрах бухгалтерского учета не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Для целей Закона № 402-ФЗ под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его.

Первичным учетным документом является бухгалтерская справка от 19.04.2017, которой оформлен факт «списания дебиторской задолженности» АО «Пряжинское».

Бухгалтерская справка составлена на основании приказа Министерства от 19 апреля 2017 года № 122 об исключении дебиторской задолженности АО «Пряжинское» по счету 206.42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» в общей сумме 1582,31 тыс. рублей, изданного по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.

По результатам анализа бухгалтерских записей, отраженных на основании бухгалтерской справки от 19.04.2017 о «списании дебиторской задолженности», установлено, что Министерством фактически произведено принятие обязательств по субсидии (начисление расходов) по дебету счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и кредиту счета 302.42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», а также зачет авансовых платежей на общую сумму 1582,31 тыс. рублей, то есть Министерством использован порядок бухгалтерских записей, предусмотренный нормативными правовыми актами по ведению бюджетного учета, для принятия обязательств (расходов) по субсидии и зачета соответствующих авансовых платежей (пункты 254, 256, 295 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной, Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее Инструкция, утвержденная Приказом № 157н) и пункты 80, 102 Инструкции, утвержденной Приказом № 162н).

Административным органом установлено отсутствие в Министерстве листов согласования и распорядительных документов финансово-экономического отдела в отношении документов, подтверждающих целевое использование субсидии, выполнение условий предоставления субсидии по Соглашению от 12.05.2016 № 2пм и Соглашению от 12.09.2016года № 18/п с АО «Пряжинское».

Указанный факт подтверждает необоснованность произведенных записей в бухгалтерских регистрах на основании бухгалтерской справки от 19.04.2017 г.

Таким образом, Министерством в нарушение требований закона допущена регистрация притворного объекта бухгалтерского учета, а именно регистрация на основании документов о проведенной инвентаризации дебиторской задолженности операции по исключению (списанию) дебиторской задолженности по авансовым платежам АО «Пряжинское за 2016 г., прикрывающей собой операции по принятию обязательств (расходов) и зачет авансовых платежей по субсидиям, совершенные в нарушение Порядка учета обязательств, определенного Учетной политикой Министерства.

Из протокола и постановления следует, что Карпук С.П., являясь начальником отдела бухгалтерского учёта и контроля Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, 19.04.2017 года согласовала осуществление заместителем начальника отдела бухгалтерского учета и контроля Министерства списания (исключения) дебиторской задолженности АО «Пряжинское» за 2016 год в общей сумме 1582,30 тыс. рублей по двум субсидиям, что фактически представляло собой операции по принятию обязательств (расходов) и зачет авансовых платежей по субсидиям, в результате чего в регистрах бухгалтерского учета зарегистрирован притворный объект бухгалтерского учета. Тем самым, Карпук совершила административное правонарушение по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ или грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Фактические обстоятельства дела, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждаются актом проверки Контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 15.03.2018 г., копией бухгалтерской справки к документу «Операция» от 19.04.2017 № МИ000166 за 19.04.2017 г., копией должностного регламента начальника отдела бухгалтерского учёта и контроля Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства от 18.09.2014г., другими материалами дела.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

Оценив представленные доказательства в своей совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о совершении должностным лицом Карпук С.П. указанного правонарушения, за которое назначил справедливое наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

С учетом требований ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений должностного регламента начальника отдела бухгалтерского учета и контроля, требований Закон № 402-ФЗ Карпук С.П. обоснованно признана виновной и подвергнута административному наказанию.

Судье не представлено достаточных доказательств того, что у должностного лица отсутствовала объективная возможность исполнить установленные требования законодательства.

Иная оценка заявителем обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов мирового судьи и незаконности вынесенного постановления.

Доводы жалобы Карпук С.П. судьей не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Карпук С.П. извещалась о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей по месту жительства, однако Карпук С.П. получение почтовой корреспонденции по указанному адресу не обеспечила, почтовое отправление возвращено мировому судье за истечением срока хранения. Основания полагать, что право на защиту Карпук С.П. было нарушено мировым судьей при рассмотрении дела, у суда второй инстанции отсутствуют. При этом принимается во внимание правовая позиция, изложенная в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. №5, согласно которой лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ с учетом общественной опасности допущенного правонарушения не имеется. Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что при производстве по делу фактические обстоятельства мировым судьей установлены полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, законных оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении Карпук С. П. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Н.Е. Деготь