НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 15.09.2010 № 2-6376

                                                                                    Петрозаводский городской суд Республики Карелия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Петрозаводский городской суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-6376/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Степановой Т.Г., при секретаре Мариной Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Левиной С.А. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску,

УСТАНОВИЛ:

Левина С.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску (далее также – Инспекция ФНС России по г. Петрозаводску) по следующим основаниям. В соответствии с налоговым уведомлением № на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год от 13.06.2009 года и требованием № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.02.2010 года налог на имущество за принадлежащий заявительнице на праве собственности жилой дом, находящийся в г. Петрозаводске по ........ составил 19629 рублей 85 копеек. Заявительницей не уплачен налог на имущество, поскольку она не согласна с определенной налоговым органом налоговой базой. Налоговым органом в нарушение действующего законодательства Российской Федерации неверно установлена и исчислена налогооблагаемая база, т.к. инвентаризационная стоимость имущества, определенная органами технической инвентаризации, не учитывает износа имущества. Заказчиком работ по оценке объектов налогообложения являются органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований. Инвентаризация объектов должна проводиться организациями технического учета не реже одного раза в пять лет. Однако принадлежащий заявительнице жилой дом в целях налогообложения не оценивался, расчет инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2009 года не производился. Кроме того, имеет место существенный рост суммы налога, начисленного на принадлежащий заявительнице жилой дом, в сравнении с предыдущими периодами. Инспекцией ФНС по г. Петрозаводску не представлены доказательства того, на основании каких документов была определена налогооблагаемая база; данные об инвентаризационной стоимости, предоставленные по утвержденной форме, в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного Левина С.А. просила признать недействительными налоговое уведомление № на уплату налога на имущество физических лиц за 2009 год и требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.02.2010 года.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Администрация Петрозаводского городского округа.

В судебном заседании заявительница Левина С.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении; пояснила, что налоговым органом в нарушение действующего законодательства Российской Федерации неверно установлена и исчислена налогооблагаемая база, т.к. инвентаризационная стоимость, определенная органами технической инвентаризации не учитывает износа; указала также на то, что отсутствие четко установленной налоговой базы означает отсутствие у физического или юридического лица обязанности по уплате такого налога; поскольку налогооблагаемая база для расчета налога, подлежащего уплате заявительницей, не определена, у нее отсутствует обязанность по уплате налога на имущество, а выставленные налоговое уведомление и требование являются незаконными; кроме того, в установленном порядке на территории г. Петрозаводска не введен налог на имущество, поэтому обязанность по уплате налога у заявительницы не возникла; заявила ходатайство о взыскании с Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску судебных расходов в виде расходов, произведенных Левиной С.А. на оплату услуг по определению инвентаризационной стоимости принадлежащей заявительнице блок-секции, в размере 1930 рублей.

Представитель заинтересованного лица - Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску Веретенникова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление; указала также на то, что налоговым органом налог на имущество был исчислен обоснованно, исходя из сведений об инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества, представленных ГУП РК РГЦ «Недвижимость» на электронных носителях по состоянию на 01 января 2009 года; налоговый орган инвентаризационную стоимость имущества не определяет и руководствуется данными, предоставленными ГУП РК РГЦ «Недвижимость»; оценка инвентаризационной стоимости принадлежащего заявительнице имущества была произведена по ее заявке ГУП РК РГЦ «Недвижимость» уже после выставления налогового уведомления и требования.

Заинтересованные лица - ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Левиной С.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, а также порядок исчисления и сроки уплаты налога.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчица Левина С.А. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску; имеет на праве собственности блок-секцию ........ по адресу: г. Петрозаводск, ........, которая в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 09.12.2001 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее также – Закон о налоге на имущество), является объектом налогообложения.

В соответствии со ст.1 Закона плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст.5 Закона о налоге на имущество налог на строения исчисляется налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. В соответствии со ст.3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Решением Петрозаводского городского совета 8 сессии 14 созыва от 02.10.2001 г. № XXIV/XIII-253 ставки налога на строения установлены в следующих размерах: до 300 000 руб. - 0,1 %, от 300 000 руб. до 500 000 руб. - 0,3 %, свыше 500 000 руб. - 1,5 %.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность уплаты налога на имущество физических лиц и определены все элементы налогообложения. В связи с этим представляются необоснованными доводы заявительницы о том, что в установленном порядке на территории г. Петрозаводска не введен налог на имущество, поэтому обязанность по уплате налога у заявительницы не возникла.

Согласно Инструкции МНС России № 54 от 02.11.99 г. «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» инвентаризационная стоимость – это стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. При этом инвентаризационная стоимость имущества определяется органами технической инвентаризации и предоставляется налоговым органам; рассчитывается путем умножения базовой оценки 1969 г. на коэффициент удорожания, утверждаемый на соответствующий год.

Во исполнение п.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 г. № 2004-1 «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.03.92 г. № 469-р приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.92 г. № 87 был утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 87 от 4 апреля 1992 г., оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения. В силу п.3.2. указанного Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляет по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Постановлениями Правительства Республики Карелия от 26.12.2005 года №146-П, от 10.02.2007 года №18-П, от 18.03.2008 г. № 57-П, от 23.03.2009 года №55-П установлены коэффициенты удорожания, применяемых при оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности: на жилые дома и квартиры (комнаты) в г. Петрозаводске на 2006-2009 годы к ценам 1969 года.

Согласно п.4 ст.5 Закона о налоге на имущество органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по стоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для определения размера налога на имущество. Согласно подпункту «в» пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, одной из задач государственного технического учета и технической инвентаризации является обеспечение полноты и достоверности сведений о налогооблагаемой базе.

Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства РФ по налогам и сборам «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» от 28 февраля 2001 года №36/БГ-3-08/67 был утвержден порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.

В соответствии с п.1 Постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 09 июня 2001 года №140 «Об оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» установлено, что для целей налогообложения оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляет организациями (органами), аккредитованными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. До 01 января 2008 года в соответствии с Указом Главы РК №84 от 15.05.2003 года техническую инвентаризацию в РК осуществлял ГУП РК РГЦ «Недвижимость».

В настоящее время в Республике Карелия на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитованы две организации ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации».

Таким образом, действующим законодательством РФ обязанность по определению и представлению в налоговые органы сведений об инвентаризационной стоимости строений, помещений, сооружений возложена на органы технической инвентаризации. В соответствии с законодательством о налогах и сборах решение данного вопроса не входит в компетенцию налогового органа, который не наделен полномочиями по определению инвентаризационной стоимости имущества в целях налогообложения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства в 2009 г. налоговому органу ГУП РК РГЦ «Недвижимость» были представлены сведения об объекте недвижимого имущества, зарегистрированном на праве собственности за Левиной С.А., и о его инвентаризационной стоимости, которая составляла 1308656 рублей. На основании полученных от ГУП РК РГЦ «Недвижимость» сведений налоговым органом был исчислен налог на имущество за 2009 г. с учетом коэффициента удорожания, установленного на 2009 г., и исходя из налоговой ставки 1,5 %. То обстоятельство, что информация об инвентаризационной стоимости имущества заявительницы была представлена ГУП РК РГЦ «Недвижимость» налоговому органу в электронной форме, само по себе не свидетельствует о том, что налог на имущество был исчислен заявительнице неверно либо вообще не мог быть исчислен, поскольку представители ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску подтвердили в судебном заседании факт своевременной передачи от ГУП РК РГЦ «Недвижимость» к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску информации о том, что инвентаризационная стоимость жилого дома заявительницы по состоянию на 01 января 2009 года составляет 1308656 рублей.

Учитывая, что имеется объективная обязанность Левиной С.А. по уплате налога на имущество, в соответствии со ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.5 Закона заявительнице Инспекцией ФНС России по г. Петрозаводску было направлено налоговое уведомление № от 13.06.2009 г. об уплате налога за 2009 год. Уплата налога в установленный законом срок заявительницей не произведена, что она подтвердила в судебном заседании. В связи с изложенным Инспекцией ФНС России по г. Петрозаводску Левиной С.А. в установленном законом порядке было направлено налоговое требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок до 15.02.2010 г., которое заявительнице также исполнено не было.

На основании изложенных обстоятельств суд полагает, что действия налогового органа – Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску соответствовали приведенным выше положениям действующего законодательства. Налоговая база была установлена налоговым органом на основании данных, предоставленным уполномоченной организацией - ГУП РК РГЦ «Недвижимость».

При рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание, что Левина С.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, что она подтвердила в судебном заседании. В данном заявлении Левина С.А. ставит перед судом вопрос о проверке правомерности действий Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску по выставлению заявительнице налогового уведомления на уплату налога на имущество и требования об уплате налога. Заявительница обращала внимание суда на то, что она не оспаривает правильность исчисления ей налога на имущество за 2009 года, а указывает на то, что налоговым органом ей вообще не должен быть начисляться налог на имущество за 2009 год. Таким образом, предметом судебного исследования по настоящему делу является соответствие действий налогового органа требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что оспариваемые действия сотрудников Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску соответствовали требованиям действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Левиной С.А. и считает нужным в удовлетворении заявления отказать.

Полученные заявительницей в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела сведения об инвентаризационной стоимости с учетом износа принадлежащего ей имущества могут быть учтены при разрешении в порядке искового производства вопроса о размере налога на имущество, подлежащего уплате Левиной С.А. По сообщению лиц, участвующих в деле, в производстве мирового судьи одного из судебных участков г. Петрозаводска имеется такой спор по иску Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску к Левиной С.А. о взыскании недоимки по налогу за 2009 год.

Суд также отмечает, что сведения об инвентаризационной стоимости принадлежащего заявительнице имущества были получены ею только 14 сентября 2010 года, тогда как исчисление налога на имущество производится налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов по состоянию на 01 января текущего года (т.е. в настоящем случае на 01 января 2009 года), предоставленных в налоговый орган в срок до 01 марта. Изложенное также свидетельствует о законности и обоснованности действий налогового органа по исчислению Левиной С.А. налога на имущество за 2009 год, выставлению налогового уведомления и налогового требования о его уплате.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе Левиной С.А. в удовлетворении заявленных требований, не имеется оснований для взыскания в ее пользу судебных расходов в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, п.1 ст.246, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Левиной С.А. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Г. Степанова