НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 12.07.2021 № 2-4899/2021

УИД 10RS0011-01-2021-010407-38 № 2-4899/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,

при секретаре Шириновой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд иском к ответчику по тем основаниям, что истец является получателем страховой пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением о назначении региональной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия, поскольку размер пенсии истца составлял на дату обращения <данные изъяты> рублей. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении региональной доплаты к пенсии по причине превышения доходов истца величины прожиточного минимума пенсионера - <данные изъяты> рублей, поскольку после индексации пенсии в ДД.ММ.ГГГГ ее размер стал составлять <данные изъяты> рублей. Истец просит обязать ответчика назначить ей ежемесячную региональную социальную доплату к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ-ОПФР по Республике Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости, размер которой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> рублей. После индексации с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца стал составлять <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии в связи с тем, что сумма ее материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении региональной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги. Согласно обозначенному в решении примечанию общая сумма материального обеспечения заявителя составляет <данные изъяты> рублей, что превышает величину прожиточного минимума пенсионера - <данные изъяты> рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.

Согласно абз. 6 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (ч. 5 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в п.п. 1 - 4 ч.2 и в ч. 3 настоящей статьи (ч. 8.1 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в п. 1 и 3 ч. 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году (ч. 8.2 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в п.п. 1 и 3 ч. 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году (ч. 8.3 ст. 12.1 Федеральный закон №178-ФЗ).

Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 15 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации (ч. 16 ст. 12.1 Федеральный закон № 178-ФЗ).

На территории Республики Карелия отдельные вопросы оказания государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» регулирует Закон Республики Карелия от 09.03.1998 № 270-ЗРК «О государственной социальной помощи».

В силу п. 1 и п. 3 ст. 9 указанного Закона в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, указанным в п. 2 ст. 4 настоящего Закона, органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия, в случае, если общая сумма материального обеспечения лица, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в Республике Карелия, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, указанным в п. 2 ст. 4 настоящего Закона, в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения лица с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в порядке, определяемом Правительством Республики Карелия.

Постановлением Правительства РК от 19.12.2019 № 492-П утвержден Порядок установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера (далее Порядок), согласно которому региональная социальная доплата к пенсии устанавливается государственным казенным учреждением социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее - Центр) гражданам (пенсионерам), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - граждане (пенсионеры)) (п. 2).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину (пенсионеру) по месту его жительства или по месту его пребывания в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в Республике Карелия, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия (п. 3 Порядка).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок, на который установлена соответствующая пенсия, и выплачивается ежемесячно.

Размер региональной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч.ч. 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ (п. 5 Порядка).

Размер региональной социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона №178-ФЗ (п. 24 Порядка).

Из изложенных норм права следует, что право на региональную социальную доплату на территории Республики Карелия имеют пенсионеры, не осуществляющие работу или иную деятельность, пенсия которым установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия, и устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения лица с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия.

Как указано в п. 3 ст. 9 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 №270-ЗРК «О государственной социальной помощи» установление региональной социальной доплаты к пенсии на территории Республики Карелия осуществляется в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в которой четко регламентирован вопрос определения размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров пенсий - в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсии без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году (часть 8.2 статьи 12.1 Федерального закона), а также при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, когда в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсий с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году (ч. 8.3 ст. 12.1 Федеральный закон №178-ФЗ).

Законодательство Республики Карелия не содержит иных условий установления региональной социальной доплаты.

Суд установил, что единственным доходом истца является страховая пенсия по старости, размер которой до индексации, произведенной в текущем ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> рублей, при этом величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Карелия на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> рублей, следовательно, общая сумма материального обеспечения истца не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Карелия, поэтому она имеет право на назначение региональной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты><данные изъяты>).

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 в части понуждения ответчика к назначению региональной социальной доплаты к пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем у суда отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда по причине того, что основанием заявленных исковых требований является нарушение имущественных прав ФИО1, а взыскание компенсации морального вреда вследствие нарушения имущественных прав в рассматриваемом споре действующим законодательством (ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации) не предусмотрено.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ региональную социальную доплату к пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» в пользу ФИО1 расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.Ю. Гадючко

Мотивированное решение изготовлено 26.07.2021.