Дело № 10RS0011-01-2019-009618-45 (2а-213/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.01.2020 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Шпакову Юрию Анатольевичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шпакову Юрию Анатольевичу (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что за административным ответчиком в 2014, 2016-2017 гг. были зарегистрированы объекты налогообложения (транспортные средства), однако налогоплательщик несвоевременно исполнял обязанность по уплате транспортного налога за указанные периоды, в связи с чем образовалась недоимка, на которую за периоды: с 02.12.2015 по 13.04.2016 (на недоимку 2014 г), с 22.12.2017 по 22.06.2018 (на недоимку 2016 г), с 04.12.2018 по 17.12.2018 (на недоимку 2017 г) начислены пени. С учетом изложенного, Инспекция просит взыскать 770,65 руб. – пени в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога.
Определением от 14.01.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Определением от 24.01.2020 принят частичный отказ административного истца от иска в части взыскания пени в сумме 30,97 руб.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы дела № СП2а-764/2019-10, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что за ответчиком были зарегистрированы маломерные суда:
– Казанка 2М, регистрационный (бортовой) номер <данные изъяты>, с мощностью двигателя 40 л.с. – с 26.04.2007 (далее – лодка Казанка);
– Silver Eagle Star Cabin 650, регистрационный (бортовой) номер <данные изъяты>, с мощностью двигателя (с 25.04.2014) 140 л.с. – с 25.04.2014 (далее – катер Silver Eagle).
О необходимости уплатить транспортный налог за спорные периоды в соответствие с п. 1 ст. 363 НК РФ до: 01.10.2015 (за 2014 г) и 01.12.2017 и 03.12.2018 (за 2016 и 2017 гг. соответственно) налогоплательщик был уведомлен: направлявшимся в его адрес заказным письмом налоговым уведомлением за 2014 г, которое в силу п. 4 ст. 52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, а также полученным в силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ посредством его личного кабинета налогоплательщика налоговыми уведомлениями (за 2016, 2017 гг).
Направленным заказным письмом Инспекцией по месту регистрации налогоплательщика требованием от 30.10.2015 (которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма), и полученными также посредством личного кабинета налогоплательщика, административному ответчику предложено уплатить:
– до 29.01.2016 – недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 10900,00 руб., 114,08 руб. – пени (требование от 30.10.2015);
– до 09.08.2018 – пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога в сумме 1362,96 руб. (требование от 23.06.2018);
– до 10.01.2019 – недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в сумме 28520,00 руб., 100,06 руб. – пени (требование от 18.12.2018).
Оплата транспортного налога и пени была произведена:
– 14.04.2016 – недоимка за 2014 г в сумме 10900,00 руб.;
– 28.06.2018 – недоимка за 2016 г в сумме 14400,00 руб., пени – 78,24 руб.;
– 27.02.2019 – недоимка за 2017 г в сумме 28520,00 руб., пени – 623,16 руб.
– 12.11.2019 – пени по транспортному налогу в сумме 76,80 руб.
Налоговый орган 18.03.2019 обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по пениям, указанной во всех вышеуказанных требованиях, по результатам рассмотрения которого мировым судьей был выдан судебный приказ, отмененный определением от 12.04.2019 по основанию, установленному ст. 123.7 КАС РФ.
Инспекция обратилась с настоящим административным иском 14.10.2019 (первый рабочий день после 12.10.2019).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Ответчик в силу ч. 1 ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога на спорные транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения, поскольку они не относятся к исключениям, перечисленным в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Поскольку спорные транспортные средства были зарегистрированы за налогоплательщиком, с учетом п. 1 ст. 357, п. 1 ст. 358, пп. 1 и 3 ст. 362 НК РФ, в силу которых возникновение объекта налогообложения связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (определения Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 № 835-О-О, от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012 № 2391-О, от 25.09.2014 № 2015-О, от 24.03.2015 № 541-О, от 21.05.2015 № 1035-О и др.), а не с наличием у него права собственности на транспортное средство, именно на нем лежит обязанность по уплате транспортного налога на них.
Данных об отсутствии экономического основания для начисления налога на спорные автомобили (в том числе, в связи с их гибелью), применительно к положениям п. 3 ст. 3 НК РФ, с одновременным наличием обстоятельств, препятствовавших ответчику своевременно снять их с регистрационного учета, не установлено.
С учетом пп. 1, 2 ст. 361 НК РФ, таблицы, частей первой, четвертой и пятой статьи 6 Закона № 384-ЗРК на административном ответчике лежит обязанность по уплате транспортного налога в сумме (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ) за:
– 2014 г – 10900,00 руб. = 40 л.с. * 10 руб. / л.с. / 12 мес. * 12 мес. (налог на лодку Казанка) + 140 л.с. * 100 руб./л.с. / 12 мес. * 9 мес. (налог на катер Silver Eagle);
– 2016 г – 14400,00 руб. = 40 л.с. * 10 руб. / л.с. / 12 мес. * 12 мес. (налог на лодку Казанка) + 140 л.с. * 100 руб./л.с. / 12 мес. * 12 мес. (налог на катер Silver Eagle);
– 2017 г – 28520,00 руб. = 40 л.с. * 13 руб. / л.с. / 12 мес. * 12 мес. (налог на лодку Казанка) + 140 л.с. * 200 руб./л.с. / 12 мес. * 12 мес. (налог на катер Silver Eagle).
Доказательств, подтверждающих своевременное исполнение административным ответчиком своих обязательств по уплате транспортного налога, на что было указано в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, не представлено.
По общему правилу обязанность по представлению доказательств исполнения обязательства лежит на должнике. Каких-либо оснований для отступления от данного правила, в том числе, применительно к характеру спорных правоотношений и конкретным обстоятельствам дела, не усматривается, имея ввиду и невозможность доказывания данного отрицательного факта в отсутствие каких-либо доказательств.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. В связи с чем в отношении административного ответчика исчислены пени на задолженность:
– 2014 г в сумме 505,57 руб. = 10900,00 руб. * 8,25 % / 300 * 30 дней (период с 02.12.2015 по 31.12.2015) + 10900,00 руб. * 11,0 % / 300 * 104 дня (с 01.01.2016 по 13.04.2016);
– 2016 г в сумме 654,36 руб. = 14400,00 руб. * 7,75 % / 300 * 52 дня (период с 22.12.2017 по 11.02.2018) + 14400,00 руб. * 7,20 % / 300 * 42 дня (период с 11.02.2018 по 25.03.2018) + 14400,00 руб. * 7,25 % / 300 * 89 дней (период с 26.03.2018 по 22.06.2018);
– 2017 г в сумме 100,05 руб. = 28520,00 руб. * 7,50 % / 300 * 13 дней (период с 04.12.2018 по 16.12.2018) + 28520,00 руб. * 7,50 % / 300 * 1 день (17.12.2018).
Кроме того, поскольку требованием от 30.10.2015 инициирована процедура взыскания задолженности с налогоплательщика на недоимку за 2014 г (притом что обязанность по уплате транспортного налога за 2014 г исполнена 13.04.2016) за период с 02.10.2015 по 30.10.2015 подлежат уплате пени в сумме 86,93 руб. = 10900,00 руб. * 8,25 % / 300 * 29 дней (период с 02.10.2015 по 30.10.2015).
Пени в большем размере по указанному требованию, начисленные на недоимку прошлых налоговых периодов после принятия Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 436-ФЗ; в силу его статьи 12) взысканию, а также зачету налоговым органом в счет уплаты из поступивших от налогоплательщика сумм, не подлежат.
Таким образом, налоговым органом инициирована процедура взыскания пени (не подлежащих признанию безнадежными) за налоговые периоды 2014, 2016, 2017 гг (с учетом пределов заявленных требований) в сумме на сумму 1346,91 руб. = 505,57 руб. + 654,36 руб. + 100,05 руб. + 86,93 руб.
С учетом пределов заявленных требований (в том числе, налоговых периодов, на которые начисляются пени и периодов их начисления), отсутствия доказательств, подтверждающих инициирование процедуры принудительного взыскания в отношении иной недоимки, возможность взыскания которой не утрачена, пени на указанную недоимку, а также имея ввиду сведения о поступлении оплаты пени 28.06.2018, 27.02.2019 и 12.11.2019 в сумме 778,20 руб. = 78,24 руб. + 623,16 руб. + 76,80 руб., с административного ответчика подлежат взысканию пени в сумме 568,71 руб. = 1346,91 руб. – 778,20 руб.
Требования о взыскании пени в большем размере удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в большем размере, суд учитывает, что из представленной административным истцом лицевой карточки по транспортному налогу следует, что налоговым органом не принималось решений о признании пени, начисленных на недоимку 2013 г и более поздних налоговых периодов (применительно к положениям ст. 12 Закона № 436-ФЗ), что следует, в том числе, из дополнительно представленных налоговым органом письменных пояснений.
Обратный подход, позволяющий налоговому органу, не инициируя процедуру принудительного взыскания и не принимая решения о признании недоимки и пени безнадежной, засчитывать поступившие платежи в счет их погашение, является очевидно необоснованным и не может приниматься во внимание при решении вопроса о взыскании испрашиваемых пени.
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура направления налогового уведомления и требования (применительно к положениям абз. 20 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ) о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании сумм пени в указанном выше размере, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, пропорционально размеру удовлетворенных требований (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Шпакова Юрия Анатольевича, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты> г. Петрозаводск, Республика Карелия, в доход бюджета 568,71 руб. – пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014, 2016, 2017 гг. за периоды с 02.12.2015 по 13.04.2016, с 22.12.2017 по 22.06.2018, с 04.12.2018 по 17.12.2018 включительно;
– бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 308,00 руб.
В удовлетворении оставшихся требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева