Дело № 2а- 7312\18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Автономного Федерального государственного учреждения «Управления лесного хозяйства Министерства обороны РФ» об оспаривании предписания государственного инспектора труда № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018, решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 2018/1/2 от 08.10.2018,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 17.09.2018 Государственной инспекцией труда в Республике Карелия (далее Инспекция, административный ответчик) административному истцу выдано предписание № 10/7-1197-18/ОБ/3-592 об устранении нарушения трудового законодательства, в котором Автономному Федеральному государственному учреждению «Управление лесного хозяйства Министерства обороны РФ» (далее по тексту Хвойный филиал ФГАУ «Оборонлес») предписывается: в срок до 31.10.2018 обеспечить приобретение и выдачу за счет средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; в срок до 15.10.2018 - указать в личных карточках учета выдачи средств индивидульной защиты (далее – СИЗ) работниками пункты типовых норм, № сертификата или декларации соответствия и другие сведения, предусмотренные данными карточками. Считая предписание № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018 незаконным административный истец просит его отменить.
Определением суда от 20.11.2018 в дополнение к ранее заявленным приняты требования о признании незаконным и отмене решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в РК Федорова М.Т. № 2018/1/2 от 08.10.2018 об изменении Предписания от 17.09.2018.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: 06.11.2018 государственный инспектор труда Быков А.С., 20.11.2018 заместитель руководителя Государственной инспекции труда - заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по охране труда) Федорова М.Т.
Представитель административного истца, Антропов О.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы административного иска, пояснил, что выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты (далее СИЗ) поставляются в Хвойный филиал путем обеспечения через довольствующий орган в лице в/ч 96848 Минобороны России. Все имущество, полученное от довольствующего органа, соответствует сертификации или декларации соответствия, а также соответствует нормативам ГОСТ и другим стандартам, устанавливающим правила маркировки СИЗ. Работники филиала обеспечены СИЗ строго по приказу Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 1755, а также согласно постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2001 № 85, п. 19 приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н. Кроме того пояснил, что работники, подписавшие коллективное обращение в настоящее время в учреждении не работают.
Инспекция своего представителя не направила, представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать.
Федоров М.Т. требования не признал, полагал оспариваемое предписание № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018, измененное решением № 2018/1/2 от 08.10.2018 законным и обоснованным. Просил из резолютивной части решения от 17.09.2018 изъять упоминание на пункты 39, 41 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслейэкономики" (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 № 297 в ред. От 12.02.2014)
Быков А.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В связи с коллективным обращением от коллектива лесных пожарных, поступившим в Инспекцию 25.07.2018ё распоряжением № 10/7-1188-18/ОБ/1-630 от 22.08.2018 в отношении Хвойный филиал ФГАУ «Оборонлес» назначено проведение проверки с 22.08.2018 по 18.09.2018 сроком 20 рабочих дней, проведение которой поручено должностному лицу Инспекции.
В процессе ее проведения должностным лицом Инспекции актом проверки № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018 выявлено нарушение учреждением трудового законодательства. На основании указанного акта Государственной инспекцией труда в Республике Карелия учреждению Хвойному филиалу ФГАУ «Оборонлес» государственным инспектором труда (по охране труда) Быковым А.С. выдано предписание № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: 1). в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 2 ст. 22, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч.ч. I, 3 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации и п.п. 4, 5 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты",(далее – Межотраслевые правила) обеспечить приобретение и выдачу за счет средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в том числе ФИО17; 2). в соответствии с требованиями аб. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 13 Межотраслевых правил в личной карточке учета выдачи СИЗ работникам, в том числе ФИО18 указать: пункты типовых норм, № сертификата или декларации соответствия и другие сведения, предусмотренные данными карточками.
Не согласившись с содержание акта и предписания Учреждение 25.09.2018 года направило свое возражение, которое поступило в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия 26.09.2018 года (вх. № 10/6-1777- 18-ПВ).
Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в РК Федоровым М.Т. № 2018/1/2 от 08.10.2018 Предписания № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018 изменено, предписано: 1). в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 2 ст. 22, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч.ч. 1, 3 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 4, 5 и 14 Межотраслевых правил; пунктом 169 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых или связанных с загрязнением (утверждены Приказ Минтруда России от 09.12.2014 №997н); п.п. 2. 3, 39, 41 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслейэкономики" (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 № 297 в ред. От 12.02.2014); п. 28 раздела IV Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов (Приложение 4 к Постановлению Минтруда России от 29.12.1997 N 68 в ред. от 05.05.2012) Хвойному филиалу ФГАУ «Оборонлес» обеспечить выдачу: трактористам защитных очков и жилетов сигнальных 2 класса защиты; водителям автомобилей жилетов сигнальных 2 класса защиты, лесным пожарным респираторов и противогазов. Срок выполнения указанного пункта 29.03.2019 года. 2). В соответствии с требованиями абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 13 Межотраслевых правил в личных карточках учета выдачи СИЗ работникам, в обязательном порядке указывать № сертификата или декларации соответствия на выдаваемые работнику средства индивидуальной защиты. Срок выполнения указанного пункта 28.12.2019 года.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку оспариваемое предписание выдано на основании акта от 17.09.2018, которым оформлены результаты проверки в отношении истца, с учетом взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 16, чч. 1 и 2 ст. 20 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом настоящего судебного разбирательства является, в том числе, сама проверка, проведенная в отношении административного истца, ее организация, проведение и оформление ее результатов.
Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право на государственную защиту предоставленных им прав и свобод.
В соответствии с абзацем 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний.
Статьей 355 ТК РФ установлено, что основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Абзацем 4 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что проверка в отношении административного истца проведена надлежащим органом и надлежащим должностным лицом, при наличии оснований для ее проведения, в установленные сроки, в связи с чем нарушений порядка организации проведения проверки не установлено.
Давая оценку обоснованности оформленного по результатам проверки акта № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018 и выданного предписания № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018, измененного решением № 2018/1/2 от 08.10.2018 в контексте установленных административным ответчиком нарушений трудового законодательства, суд исходит из следующего.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно с абз. 7 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной зашиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В силу п. 4 Межотраслевых правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии п. 14 Межотраслевых правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
Таким образом, согласно законодательству о труде обязанностью работодателя является обеспечение безопасности работников при выполнении ими трудовых обязанностей, т.е. создание таких условий труда, при которых отсутствует риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью работников.
Пунктом 169 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (утверждены Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) трактористу положены к выдаче очки защитные с нормой выдачи - до износа.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики" (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 в ред. от 12.02.2014) для водителя автомобиля и тракториста, соответственно, работающих в организациях эксплуатирующих автомобильный транспорт, предусмотрена выдача жилетов сигнальных 2 класса защиты с нормой выдачи для водителя автомобиля - 1 шт. на год, для тракториста - 1 шт. на год.
Согласно вписки из ЕГРЮЛ от 08.10.2018 года Федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ, структурным подразделением которого (без образования юридического лица) является Хвойный филиал ФГАУ «Оборонлес», помимо прочего, осуществляет следующие виды деятельности: 49.3 -деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (строка 115 выписки); 49.4 - деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (строка 117 выписки).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст ОКВЭД-ы 49.3 и 49.4 входят в Раздел Н (Транспортировка и хранение) включает в себя перевозку грузов и пассажиров, подчиняющуюся либо не подчиняющуюся расписанию по железной дороге, трубопроводам, автомобильной дороге, водным или воздушным транспортом, а также сопряженную с ней деятельность, такую как деятельность вокзалов, терминалов, стоянок для транспортных средств, обработку и хранение груза и т.д. Также этот раздел включает в себя деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта.
Согласно п. 1 Примечания к вышеуказанным Типовым нормам жилет сигнальный выдается дополнительно к специальной одежде, предусмотренной действующими типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 28 раздела IV Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам лесозаготовительных, лесосплавных, лесоперевалочных, лесохозяйственных организаций и химлесхозов (Приложение 4 к Постановление Минтруда России от 29.12.1997 N 68 в ред. от 05.05.2012) рабочему, занятому на тушении лесных пожаров должны выдаваться респиратор и противогаз по норме выдачи - до износа.
Между тем, в результате проведенной внеплановой, выездной проверки государственный инспектор труда (по охране труда) Быков А.С. установил и зафиксировал, что не выдавались СИЗ работникам: трактористу Фурменкову А.В. - защитные очки и жилет сигнальный 2 класса защиты; водителям автомобиля Минцу Е.А. и Шлямину Д.А. - жилеты сигнальные 2 классы защиты; лесным пожарным Оловянникову И.А. и Лурье М.Б. - респиратор и противогаз, в личных карточках учета выдачи СИЗ работникам такие записи отсутствуют.
Согласно пояснениям административного истца, работники филиала обеспечены средствами индивидуальной защиты строго по приказу Министра обороны Российской Федерации от 06.06.2012 № 1755, приказу Министра обороны Российской Федерации № 85 от 24.02.2016, где не предусмотрено получение довольствующим органом в/ч 96848: светоотражающих жилетов или сигнальных жилетов (2 класса защиты), респиратора, противогаза, а также защитных очков. Данные средства выдаются в качестве "дежурных" СИЗ общего пользования, и выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. Средства СИЗ (защитные очки, светоотражающие жилеты 2 класса, респираторы и противогазы ) выдаются работникам под роспись с учетом условий и особенностей выполняемых работ и фиксируются отметкой в журнале («журнал учета и выдачи инструмента автотранспортной техники Хвойного филиала»), а имеющиеся в наличии респираторы, противогазы входят в комплектацию как дополнительное оборудование пожарных машин, о чем есть запись в паспорте (формуляре) автотранспорта.
Данные доводы, с учетом совокупности вышесказанного, суд считает ошибочными.
Кроме того, согласно п. 12 Межотраслевых правил, СИЗ, выдаваемое работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
Административный истец при проведении проверки, а также в судебном заседании не представил информации, подтверждающей, что на автомобилях вывозятся «дежурные» противогазы и респираторы, соответствующие размеру (шлем-маски и респираторы) и количеству всех привлекаемых на тушение пожаров лесных пожарных, что не исключено в случае крупных пожаров или при чрезвычайных ситуациях.
По смыслу п. 19 Межотраслевых правил следует, что СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве «дежурных», выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте -«дежурные» СИЗ выдаются только в случае, если они не указаны в типовых нормах.
Требование, изложенное в пункте 2 предписания соответствует закону.
Согласно п. 13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ.
Таким образом, работодатель обязан фиксировать выдачу работникам и сдачу ими СИЗ в личной карточке учета выдачи СИЗ в соответствии с формой, которая утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290ц и приведена в Приложении к данному приказу.
На лицевой стороне личной карточки учета выдачи СИЗ предусмотрено письменное указание на наименование типовых (типовых отраслевых) норм в соответствии с которыми работнику выдаются те или иные СИЗ, наименование выдаваемых СИЗ со ссылкой на конкретный пункт типовых норм, на основании которого выдаются те или иные СИЗ. На оборотной стороне личной карточки учета выдачи СИЗ в графе 2 таблицы должен быть указан N сертификата или декларации соответствия на выдаваемые работнику СИЗ.
В соответствии с п. 8 Межотраслевых правил выдача работникам СИЗ, в том числе иностранного производства, а также специальной одежды, находящейся у работодателя во временном пользовании по договору аренды, допускается только в случае наличия сертификата или декларации соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством, а также наличия санитарно-эпидемиологического заключения или свидетельства о государственной регистрации дерматологических СИЗ, оформленных в установленном порядке. Выдача работникам СИЗ приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок- действия которых истек, не допускаются.
Судом установлено и не отрицается административным истцом, что в личных карточках учета выдачи СИЗ работников ФИО19. и др. графа «Номер сертификата или декларации соответствия» по всем выдаваемым СИЗ не заполнена.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что предписание Государственной инспекции труда № 10/7-1188-18/ОБ/3-592 от 17.09.2018, с учетом внесенных изменений решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда № 2018/1/2 от 08.10.2018, вынесено в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции государственного органа, оснований для его отмены, в том числе и по доводам административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Автономного Федерального государственного учреждения «Управления лесного хозяйства Министерства обороны РФ» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья - М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года.