НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 04.10.2021 № 2-5670/2021

10RS0011-01-2021-013677-25 Дело № 2-5670/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2021 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Величко С.А.

при секретаре Новосёловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой И. Л. к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Полищук И. Л. о признании незаконным и отмене приказа, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Сидорова И.Л. обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Управление Росприроднадзора) указывая на то, что на основании служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и представителем нанимателя в лице руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Карелия, истец исполняла трудовые обязанности по должности <данные изъяты> Управления Росприроднадзора по Республике Карелия. В соответствии с приказом федеральной службы по надзору в сфере природопользования Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования -л от ДД.ММ.ГГГГ истец была назначена в порядке перевода из Управления Федеральной службы по надзору в природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия и Балтийско-Арктического морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отдел государственного экологического надзора по Республике Карелия Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. Перед дачей согласия на указанный перевод истцом на имя заместителя руководителя Управления по Республике Карелия было написано заявление на вакантную должность <данные изъяты> в межрегиональный отдел правового и кадрового обеспечения с местом расположения в г.Петрозаводске; данное заявление было оставлено без рассмотрения. На должность <данные изъяты> в отдел правового и кадрового обеспечения по срочному контракту на период <данные изъяты>ААА была принята Полищук И.Л. Работодателем истцу было разъяснено о необходимости выполнения ею должностных обязанностей в приемной Управления Росприроднадзора в г.Петрозаводске и при выделении штатной единицы она будет переведена на прежнюю должность. До настоящего времени истец продолжает выполнять трудовые функции, которые ей были вменены служебным контрактом при приеме на работу. Из содержания акта плановой комплексной проверки деятельности Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец выполняет функции по обработке поступающей и отправляемой корреспонденции, ее регистрации и учету, по ведению архива в подразделениях. Также данным актом зафиксировано, что в нарушение установленных норм указанные обязанности в должностной регламент истца не включены. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был вынесен приказ о необходимости устранения выявленных в ходе проверки недостатков, в том числе о внесении изменений в должностной регламент сотрудника, который до настоящего времени не исполнен. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о внесении в её должностной регламент изменений, при утверждении штатного расписания предусмотреть должность, на которую возложены функции <данные изъяты>; при наличии такой штатной единицы перевести истца на данную должность. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание (введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ), в которое включена должность, функции по которой истец выполняет с 2018 года, <данные изъяты> в межрегиональном отделе аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о переводе её на указанную должность, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано. При этом с ДД.ММ.ГГГГ на спорную должность была назначена Полищук И.Л. Работодателем было сообщено, что назначение на данную должность Полищук И.Л. осуществлено в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в кадровый резерв по результатам конкурса на замещение вакантной должности государственной службы в Балтийско-Арктическом межрегиональном управлении Роспотребнадзора». Однако, как указывает истец, Полищук И.Л. после проведенного конкурса в марте 2020 года была включена в кадровый резерв отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия и с 2020 года в данном отделе существует пять вакантных должностей специалиста-эксперта. Конкурс на должность, занявшую Полищук И.Л., не объявлялся. ДД.ММ.ГГГГ при выходе
Сидоровой И.Л. на работу после очередного оплачиваемого отпуска ей было сообщено, что все трудовые функции, которые ею выполнялись ранее, теперь будет выполнять Полищук И.Л., а истцу необходимо просто сидеть на рабочем месте и ничего не делать. На предоставленную Сидоровой И.Л. в адрес работодателя служебную записку о необходимости обеспечения её работой, ответ истцом получен не был. Также истец указывает, что по итогам 2020 года она была незаконно лишена всех премий, в связи с чем, была вынуждена отстаивать свои трудовые права, после чего и начались проблемы, сначала отказ в присвоении истцу очередного классного чина, а затем препятствия в виде выполнения истцом своих непосредственных обязанностей и понуждения к выполнению трудовых функций в отделе экологического надзора, при отсутствии у истца специальных знаний. С учетом перечисленных обстоятельств, ссылаясь на наличие первоочередного права на перевод на должность <данные изъяты> в межрегиональном отделе аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства, трудовые функции которого истец фактически исполняет с 2018 года, предпенсионный возраст, более длительный стаж гражданской службы, а также длительность нарушения работодателем трудовых прав истца, Сидорова И.Л. просит признать незаконным и отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Полищук И.Л. на должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства; взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 100 000 руб.

В дальнейшем исковые требования Сидоровой И.Л. были увеличены. Истец просит признать незаконным и отменить перевод Полищук И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ на должность федеральной государственной гражданской службы <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства, возложить на ответчика обязанность назначить на вышеуказанную должность истца и взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 200000 руб.

В ходе судебного разбирательства с учетом характера заявленных исковых требований к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Полищук И.Л., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Попов С.С.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, просила о его проведении в свое отсутствие; направила в суд представителя. Ранее, при явке в предыдущие судебные заседания исковые требования поддерживала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель истца Ткаченкова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования, с учетом их увеличения, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Подольская О.А., исполняющая в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ обязанности руководителя Балтийского-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, принимавшая участие в судебном заседании посредством системы видео-конференц-связи, в судебном заседании возражала относительно исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (том 1, л.д. 93-96) и дополнениях к отзыву на исковое заявление (том 2, л.д. 22-24).

Ответчик Полищук И.Л., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее указанным ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление (том 2, л.д. 30-37)

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы настоящего дела, прослушав представленную истцом аудиозапись, приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы первый - третий статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, является принцип стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 названного закона).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г.
№ 79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы оформляется соглашением - служебным контрактом между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Существенными условиями служебного контракта, в частности, являются: дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3, 5, 8 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, установлено, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных названным федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

В силу статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 указанного Кодекса.

Судом установлено, что по итогам конкурса приказом Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ
Сидорова И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ впервые назначена на должность <данные изъяты> отдела правового и кадрового обеспечения. С Сидоровой И.Л. был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении вышеуказанной должности федеральной государственной гражданской службы.

Ответчик Полищук И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ была впервые назначена на должность <данные изъяты> отдела правового и кадрового обеспечения, временно, для замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законодательством сохраняется должность гражданской службы (<данные изъяты>ААА).

Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по Республике Карелия было реорганизовано в форме присоединения к Управлению Росприроднадзора по Мурманской области с переименованием последнего в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора, с местом нахождения в городе Мурманске.

Приказом Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора (далее также – Управление) от ДД.ММ.ГГГГСидорова И.Л. с ее согласия была назначена в порядке перевода из Управления Росприроднадзора по Республике Карелия в отдел государственного экологического надзора по Республике Карелия Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ с ней заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ с местом фактического исполнения обязанностей в г. Петрозаводск. ДД.ММ.ГГГГСидорова И.Л. была ознакомлена с должностным регламентом <данные изъяты> отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГПолищук И.Л. с ее согласия была назначена в порядке перевода из Управления Росприроднадзора по Республике Карелия на должность <данные изъяты> в межрегиональный отдел правового и кадрового обеспечения Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора, временно, на период отсутствия основного работника ААА с местом фактического исполнения должностных обязанностей в г. Петрозаводске.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГПолищук И.Л., временно замещавшая должность <данные изъяты> межрегионального отдела правового и кадрового обеспечения, по результатам конкурса на должность <данные изъяты> отдела государственного экологического надзора, объявленного приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ, была включена в кадровый резерв Управления для замещения вакантной должности государственной гражданской службы старшей группы должностей.

В соответствии со Схемой размещения территориальных органов Росприроднадзора, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Балтийско-Арктическом межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ утверждено и введено с ДД.ММ.ГГГГ новое штатное расписание Управления, предусматривающее новую должность <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства. Указанная должность отнесена должностям государственной гражданской службы старшей группы должностей.

Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГПолищук И.Л. как лицо, состоящее на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ в кадровом резерве Управления для замещения вакантной должности государственной гражданской службы старшей группы должностей, с ее личного согласия, выраженного заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (том 2, л.д. 43), была переведена с являющейся для нее временной должности <данные изъяты> межрегионального отдела правового и кадрового обеспечения и назначена на должность старшего <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства.

Согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (ч. 1). Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (ч. 4). Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены
(ч. 5). Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан
(ч. 6). Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (ч. 10).

В силу статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено указанной статьей. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Принимая во внимание, что Полищук И.Л. на момент издания представителем нанимателя оспариваемого приказа от ДД.ММ.ГГГГ состояла в кадровом резерве Управления для замещения вакантной должности государственной гражданской службы старшей группы должностей, перевод Полищук И.Л. по решению Управления на вакантную должность <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства без проведения конкурса не противоречит вышеприведенным положениям статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Доводы истца о неправомерности включения ответчика Полищук И.Л. в кадровый резерв Управления для замещения вакантной должности государственной гражданской службы старшей группы должностей судом отклоняется, поскольку, как подтверждается материалами дела,
Полищук И.Л. была включена в кадровый резерв Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурса на должность <данные изъяты> отдела государственного экологического надзора, объявленного приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям части 6 статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также пункта 8 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 96.

При этом суд также учитывает, что вышеуказанный приказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ о включении Полищук И.Л. в кадровый резерв в установленном порядке не оспорен и не отменен. Срок пребывания в кадровом резерве, применительно к положениям подпункта «л» пункта 53 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 96, на момент перевода Полищук И.Л. на спорную должность не истек.

Доводы истицы о том, что она имеет преимущественное перед Полищук И.Л. право на замещение спорной должности в силу длительного фактического исполнения схожих по функционалу обязанностей, не основан на нормах права, поскольку назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 года № 1416-О).

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленного истцом требования о признании незаконным и отмене перевода Полищук И.Л. с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> межрегионального отдела аналитического сопровождения, информационно-технического обеспечения и делопроизводства, а равно о возложении на ответчика обязанности по назначению Сидоровой И.Л. на указанную должность, не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска в указанной части надлежит отказать.

Требования истицы о взыскании денежной компенсации морального вреда также подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку по существу являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано. По смыслу части 16 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, статьи 237 ТК РФ основанием для взыскания в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда является противоправное поведение (действия, бездействие) представителя нанимателя. Вместе с тем признаков противоправности в поведении Управления при принятии решения о назначении Полищук И.Л. на спорную должность судом установлено не было.

Предусмотренных статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для взыскания испрашиваемой компенсации морального вреда с ответчика Полищук И.Л. судом также не усмотрено.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Величко

Решение изготовлено в окончательной форме 11.10.2021