НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 04.05.2022 № 100011-01-2022-006671-10

Дело № 10RS0011-01-2022-006671-10 (2а-3470/2022)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2022 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барышевой Валентины Ивановны об оспаривании решений Управлению ФНС России по Республике Карелия о привлечении к налоговой ответственности от 29.12.2021,

установил:

Административный иск заявлен в связи с тем, что решением налогового органа №8970 от 29.12.2021 Барышева В.И. была привлечена к налоговой ответственности в виде наложения штрафа в размере 136500 рублей. Данным решением также был доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 3120000 рублей, а также начислены пени в размере 120848 рублей. Истица обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия с жалобой на указанное решение. Решением от 24.03.2022 № 13-11/03664с решение налогового органа было изменено, сумма начисленного штрафа снижена до 13650 рублей. Истица в данными решениями не согласна, полагая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером возникло у нее в 2015 году, минимальный срок владения к моменту его продажи истек, раздел земельного участка с кадастровым номером перед его продажей БУ «Дирекция по эксплуатации зданий учреждений культуры» бал произведен для соблюдения лимитов расчетов. В результате раздела земельного участка с кадастровым номером образованы два земельных участка с кадастровыми номерами и . Земельный участок с кадастровым номером и находящимся на нем зданием Дома культуры истица по договору купли-продажи от 11.08.2020 передала в собственность БУ «Дирекция по эксплуатации зданий культуры», а второй земельный участок с кадастровым истица безвозмездно по договору от 30.09.2021 передала в собственность Республики Карелия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Административный истец просит признать незаконным и отменить решение №8970 от 29.12.2021 в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, доначисления НДФЛ и начисления пеней, с учетом изменений, внесенных решением УФНС по Республике Карелия от 24.03.2022 №13-11/03664с.

Определением суда от 29.04.2022 произведена замена административного истца с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в связи с реорганизацией юридического лица в форме присоединения.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца – адвокат Соколов Э.М., действующий на основании ордера, требования поддержал по изложенным в административный иске основаниям.

Представитель административного ответчика УФНС по Республике Карелия – Кайгородова О.Э., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, пояснив, что минимальный срок владения следует исчислять с момента раздела земельного участка с кадастровым номером и образования участков с кадастровыми номерами и , то есть с 30.01.2020.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в официально опубликованном Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации установлены виды федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, среди которых значится налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

К доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации).

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период, от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса (пункт 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В силу пункта 4 этой же статьи в случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

Статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (пункт 2); обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (пункт 3); обязаны уплатить общую сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4).

За невыполнение требований налогового законодательства и совершение налоговых правонарушений Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В частности, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, подтверждается материалами дела, сторонами не оспаривается, что на основании договора купли-продажи от 11.08.2020 Барышева В.И. продала БУ «Дирекция по эксплуатации зданий учреждений культуры» недвижимое имущество в соответствии с п.п. 1.1 Договора: здание с кадастровым номером с земельным участком с кадастровым номером .

Из пункта 2 Договора следует, что право собственности продавца на земельный участок подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.01.2020 №10:01:0010119:196-10/032/2020-1.

Цена земельного участка в соответствии с п. 2.1.2 составила 25000000 рублей.

Согласно пункту 3 ст.214.10 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

В связи с непредставлением административным истцом налоговой декларации за 2020 год истице направлено требование от 28.07.2021 № 16949 о представлении пояснений.

Административным истцом представлены пояснения, в которых указано, что право собственности на здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , зарегистрировано за Барышевой В.И. 25.06.2015, тогда же зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером . Данный участок был разделен истицей на два земельных участка с кадастровыми номерами и в целях соблюдения лимитов расчетов, поскольку земельный участок был оценен на сумму более установленного лимита в 25 млн. рублей. Разделив земельный участок с кадастровым номером на два, истица, действуя в интересах Республики Карелия, один участок продала за установленную сумму лимита, вторую – передала в дар Республике Карелия в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия. С учетом данных обстоятельств истица полагает, что минимальный срок владения должен исчисляться не с момента регистрации права на земельный участок с кадастровым номером (30.01.2020), а с момента регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером (2015 год).

В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что период владения земельным участком с кадастровым номером 10:01:0010119:196 составляет менее минимального срока владения (с 30.01.2020 по 21.08.2020). Доход, полученный истицей от продажи вышеуказанного земельного участка, составил 25000000 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2020 составила 10982009,38 рублей.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц принят доход, полученный административным истцом от продажи земельного участка. При определении налоговой базы налогоплательщику предоставлен налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, в размере 1000000 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 28.10.2021 № 8183. Истице направлено уведомление о вызове в налоговый орган от 18.10.2021 № 10206, Барышева В.И. приглашена для вручения акта на 29.10.2021. Уведомление получено адресатом 24.10.2021.

В связи с неявкой в установленное время, акт № 8183 и извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 18.10.2021 № 7420 направлены истице по почте, получены 06.11.2021.

В пояснениях по акту истица изложила доводы, аналогичные изложенным в иске.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки 29.12.2021 вынесено решение № 8970 о доначислении НДФЛ в сумме 3120000 руб., соответствующих пеней и привлечении истицы к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации и неуплату налога. С учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, сумма штрафа, подлежащая взысканию с истицы, уменьшена налоговым органом в 8 раз: по п.1 ст.119 НК РФ – до 58500 рублей, по п.1 ст.122 НК РФ – до 78000 рублей.

18.02.2022 истица обратилась в УФНС по Республике Карелия с жалобой на вышеуказанное решение.

Решением УФНС по Республике Карелия от 24.03.2022 №13-11/03664с апелляционная жалоба Барышевой В.И. частично удовлетворена, суммы штрафа по решению №8970 от 29.12.2021 уменьшены еще в 10 раз: по п.1 ст.119 НК РФ – до 5850 рублей, по п.1 ст.122 НК РФ – до 7800 рублей. В остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.

С учетом изложенного, фактических обстоятельств дела, суд находит доводы административного истца о том, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером фактически возникло у истицы в 2015 году, ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, когда в измененных границах сохраняется земельный участок, раздел которого осуществлен.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.

Так, согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусматривает, что государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

При таких обстоятельствах доводы административного истца относительно возникновения права собственности на исходный земельный участок в 2015 году не являются основанием к исчислению минимального срока владения в отношении образованного из него земельного участка, право собственности на который было зарегистрировано в 2020 году, с 2015 года, и соответственно к освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц.

При изложенных обстоятельствах суд находит оспариваемые решения законными, а административный иск - не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Меры предварительной защиты по административному иску отменить.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение составлено 13.05.2022.