НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петровского районного суда (Ставропольский край) от 04.08.2022 № 2А-542/2022

дело №2а-542/2022

УИД 26RS0028-01-2022-000883-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Светлоград 4 августа 2022 года.

Петровский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Черниговской И.А.,

при секретаре Горбенко Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-542/2022 УИД 26RS0028-01-2022-000883-68 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Ставропольскому краю к Аликберовой -.- о взыскании недоимки по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю 14.05.2022 обратилась в суд с административным исковым заявлением №2331 от 21.04.2022 к Аликберовой Е.А. о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 151 783 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021, пени в размере 569,19 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 157 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021, мотивируя следующими доводами.

В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю, утвержденным руководителем УФНС России по Ставропольскому краю Афониной Е.А. 01.03.2022, полномочия по реализации положений ст. 48 НК РФ по взысканию налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц на всей территории Ставропольского края осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю.

Аликберова Е.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Ставропольскому краю и является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Аликберовой Е.А. в налоговом уведомлении №4462978 от 01.09.2021 была исчислена сумма налога. В связи с не поступлением в срок сумм налогов, инспекцией в адрес налогоплательщика Аликберовой Е.А. направлено требование № 28814 от 17.12.2021, в которых указано, что на лицевом счете у налогоплательщика имеется задолженность: налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 151 783 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021 и пеня в размере 569,19 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 157 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021.

17.02.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-0029/2/2022 от 17.02.2022 о взыскании с Аликберовой Е.А. недоимки по налогам и пени, который определением от 01.03.2022 был отменен (л.д. 5-9).

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю не явился, извещен надлежащим образом (л.д.78), представлено заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, административные исковые требования поддерживают (л.д. 86).

Административный ответчик Аликберова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом заказным письмом, направленным по месту её жительства и регистрации – г. Светлоград, ул. Победы, 16, подтвержденному сведениями о регистрации в её паспорте (л.д.63), почтовое отправление возвращено в суд с указанием причины невручения «истек срок хранения» (л.д.79). О причине неявки Аликберова Е.А. суд не уведомила, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в её отсутствие не представлено.

При этом Аликберовой Е.А. в суд представлено возражение, которым она просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме, мотивируя тем, что определением суда от 04.07.2017 (дата объявления резолютивной части - 27.06.2017) в отношении неё введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Черниговский С.А. Решением от 04.12.2017 (дата объявления резолютивной части - 27.11.2017) она признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден Черниговский С.А. Сведения о признании должника несостоятельным (банкротом) в порядке ст.28 Закона о банкротстве опубликованы в периодическом издании - газете «Коммерсантъ» от 16.12.2017 № 235. Данное обстоятельство достоверно известно МРИФНС России № 3 по Ставропольскому краю.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 завершена процедура реализации имущества.

Налоговый орган предъявляет к уплате налог на имущество за 2020 г., то есть, в период проведения процедуры банкротства.

Исходя из содержания ст.5, 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ полагает, что налоговый орган являлся участником процедуры банкротства (кредитор) и имел возможность заявить текущие платежи.

На основании протокола торгов посредством публичного предложения от 03.02.2021, заключен договор купли продажи от 08.02.2021 на сумму 605 111 руб. с победителем торгов ООО -.-», согласно которому продано 100% доли в уставном капитале ООО «-.-» (-.-). На основании протокола торгов посредством публичного предложения от 03.02.2021 заключен договор купли продажи от 08.02.2021 на сумму 1 850 009 руб. с победителем торгов ФИО6, согласно которому проданы следующие объекты недвижимости:

1. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

2. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

3. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь -.- кв.м.

4. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый номер: ---, площадь: -.- кв.м.

5. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый номер ---, площадь: -.- кв.м.

6. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

7. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

8. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

9. Здание, нежилое здание, адрес: ..., кадастровый ---, площадь: -.- кв.м.

Оплата по всем договорам купли-продажи произведена покупателями в полном объеме на счет должника. Копии протоколов торгов и копии указанных договоров представлены в материалы дела. Оплата по всем договорам произведена в полном объеме.

11.02.2021 УФНС России по Ставропольскому краю направило в адрес финансового управляющего реквизиты для уплаты текущей задолженности по обязательным платежам в бюджет.

В определении Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 указано: «В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие вероятность обнаружения имущества должника, которое позволило бы погасить в полном объеме задолженность гражданина перед кредиторами. Источники формирования конкурсной массы исчерпаны. Признаки фиктивного/преднамеренного банкротства отсутствуют; сделки, подлежащие оспариванию, не выявлены. На основании изложенного, учитывая, что финансовым управляющим должника в рамках процедур банкротства Аликберовой Е.А. проведены все возможные ликвидационные мероприятия, суд считает, что на основании статьи 213.28 Закона о банкротстве, отчет финансового управляющего должен быть утвержден, а процедура реализации имущества гражданина завершена. Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для не освобождения должника от имеющихся обязательств, в связи с чем, освобождает Аликберову Е.А. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе, требований кредиторов, не заявленных при процедурах банкротства гражданина, в соответствии с положениями ст. 213.28 Закона о банкротстве".

Таким образом, Управление ФНС России по Ставропольскому краю с 04.10.2017 являлось участником процедуры банкротства, имело возможность уточнения требований и обладало иными правами, как кредитор.

Налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств направления уведомлений на уплату налогов в адрес административного ответчика, и что не менее важно в адрес финансового управляющего. Как уполномоченному органу, имеющему целый штат квалифицированных специалистов, юристов в том числе, известно, что даже, в случае получения требования на уплату налогов, он уплатить их не могла, так как были бы нарушены права остальных кредиторов. Налоговый орган создал по отношению к ней несправедливую ситуацию. А именно: она лишилась всего своего имущества, пройдя процедуру банкротства, и еще осталась должна уплатить налог на имущество, которое, в рамках банкротства, как правило, продается в период завершения процедуры банкротства и продается не за один день. В случае, если имущество было бы продано в 2019 г., данная ситуация не была бы возможной.

Банкротство физических лиц предназначено не только для потребителей, чьи долги по итогам процедуры могут быть списаны, но и для всех иных граждан, испытывающих финансовые затруднения. При этом вопрос о том, может ли должник быть освобожден от своего обязательства, подлежит рассмотрению только по итогам процедуры несостоятельности при завершении дела о банкротстве (статья 213.28 Закона о банкротстве).

Инспекция, не заявила в ходе процедуры банкротства о наличии задолженности. Все её имущество продано, она признана банкротом.

Таким образом, процедура банкротства в отношении неё завершена, а именно процедура реализации имущества, имущество реализовано. Следовательно, применяется общее положение по завершению процедуры банкротства, и она освобождается от всех обязательств, в том числе, не заявленных в процедуре банкротства.

Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списание предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

С учетом, изложенного, просит: в удовлетворении административного искового заявления, отказать. Обязать налоговый орган исполнить Определение Арбитражного суда Ставропольского от 11.10. 2021 и списать сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 152352, 19 руб., в том числе: налог -151 783 руб., пеня в размере 569,19 руб.; по земельному налогу с физических лиц 157 руб., всего на общую сумму 152509,19 руб. (л.д.38-40, 70-73).

Из доводов отзывов от 20.06.2022 №2331 и от 02.08.2022 №2331 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю на возражение Аликберовой Е.А. на административное исковое заявление, следует, что в соответствии с п. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 17- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)) после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Между тем, из п. 4 ст. 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве) освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные п. 5 настоящей статьи, согласно которого требования кредиторов по текущим платежам, в том числе, требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По смыслу положений статей 2, 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) налоги, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате налогов, для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

В административное исковое заявление Межрайонной инспекции вошла сумма налога на имущество физических лиц в размере - 151783 руб., а также земельный налог с физических лиц в размере – 157 руб. Данные суммы начислены за налоговый период - 2020 г. Согласно ст. 405 НК РФ и ст. 393 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу признается календарный год. Следовательно, последним днем налогового периода - 2020 г. по данным налогам является 31.12.2020.

Арбитражным судом Ставропольского края 19.05.2017 вынесено определение о принятии заявления о признании должника банкротом и возбуждении производства по делу № А63-7184/2017 о несостоятельности (банкротстве).

Таким образом, дата возникновения у ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образовавшейся после возбуждения производства по делу о банкротстве. Следовательно, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам и в соответствии со ст. 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве) сохраняет силу и может быть предъявлена после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что ей не было направлено налоговое уведомление, не соответствует действительности. Так налоговое уведомление № 4462978 от 01.09.2021 было выгружено в личный кабинет налогоплательщика. В качестве подтверждения выгрузки налогового уведомления № 4462978 от 01.09.2021 приложен скриншот личного кабинета ответчика.

В своем отзыве Ответчик просит обязать налоговый орган исполнить определение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 и списать сумму задолженности по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Как изложено выше, суммы недоимки, вошедшие в административное исковое заявление, являются текущими платежами, и они могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, данные суммы не могут быть признаны безнадежными к взысканию в соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ (л.д.57-60,80-83).

Суд на основании статьи 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, принимая во внимание мнение сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно письменным доказательствам, представленным административным истцом и не опровергнутым административным ответчиком, Аликберова Е.А. состоит на учете в налоговом органе.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии с положениями ст. 69 НК РФ. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Статья 401 НК РФ относит жилые дома, иные здания, строения, сооружения к числу объектов налогообложения.

Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Статья 389 НК РФ относит к числу объектов налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно ч.1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Аликберова Е.А. являлась собственником недвижимого имущества, на который в 2020 г. ей были исчислены земельный налог и налог на имущество физических лиц, что сторонами в суде не оспаривается.

Материалами дела установлено, что 01.09.2021 налоговым органом Аликберовой Е.А. направлено налоговое уведомление №44622978 от 01.09.2021 об уплате в срок до 01.12.2021: земельного налога за 2020 г., который исчислен на земельный участок с кадастровым номером ---, по адресу: ..., налоговая база 151 476, налоговая ставка 0,30, за одиннадцать месяцев 2020 г. в размере 417 руб., с учетом переплаты – 157 руб.; налога на имущество физических лиц за 2020 г., который исчислен на: помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 332 732, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 1 416 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 6 518 801, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 12 240 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 307 128, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 1 521 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 3 633 044, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 15 484 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 811 671, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 4 058 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 3 1545 169, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 14 464 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 11 982 498, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 54 038 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 3 917 292, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 14 222 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 289 440, налоговая ставка 0,50, за одиннадцать месяцев 2020 г. в размере 1 327 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 1 039 901, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 2 296 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ..., налоговая база 7 009 256, налоговая ставка 0,50, за одиннадцать месяцев 2020 г. в размере 20 078 руб.; помещение с кадастровым номером --- по адресу: ...А, налоговая база 2 558 900, налоговая ставка 0,50, за 2020 г. в размере 7 639 руб.; всего налога на имущество – 151 783 руб. (л.д.14-15).

Факт выгрузки 24.09.2021 налогоплательщику налогового уведомления №44622978 от 01.09.2021 в личный кабинет подтвержден скриншотом личного кабинета налогоплательщика (л.д. 16,85).

Налоговым органом в адрес Аликберовой Е.А. направлено требование № 28814 по состоянию на 17.12.2021 об уплате в срок до 09.02.2022 недоимки: налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 151 783 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021 и пеня в размере 569,19 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 157 руб. за 2020 г. по сроку уплаты 01.12.2021 (л.д.17).

Согласно расчета пеня по налогу на имущество начислена: на недоимку 151 783 руб. (по расчету за 2020г., 26.05.2021) за период с 02.12.2021 по 16.12.2021 за 15 дней по ставке ЦБ 7,50 в сумме 569,19 руб. (л.д.18).

Факт выгрузки 17.12.2021 налогоплательщику требования №28814 от 17.12.2021 в личный кабинет подтвержден реестром (л.д.19) и списком почтовых отправлений от 27.12.2021 (л.д. 84).

Также судом установлено, что определением Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 завершена процедура реализации имущества Аликберовой Е.А., административный ответчик освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе, не заявленных при реализации имущества гражданина (л.д.41-49).

Доказательств оплаты административным ответчиком указанной выше недоимки по налогу на имущество за 2020 год в сумме 151 783 руб., пени 569,19 руб.; недоимки по земельному налогу за 2020 г. в сумме 157 руб. - суду не представлено.

В установленные сроки до 09.02.2022 вышеуказанное требование №28814 от 17.12.2021 административный ответчик Аликберова Е.А. не исполнила.

Неисполнение требований явилось основанием для обращения в суд для принудительного взыскания задолженности.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

01.03.2022 определением мирового судьи судебного участка №2 Петровского района Ставропольского края (л.д.10) отменен судебный приказ №2а-0029/2/2022 от 17.02.2022 о взыскании с Аликберовой Е.А. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени (л.д.34), в связи с поступлением возражения относительно исполнения судебного приказа (л.д.35), что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском, который согласно штампа входящей корреспонденции поступил в суд 17.05.2022 (л.д.5-9), т.е. своевременно в течение шести месяцев.

Сроки для обращения налогового органа в суд, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации не нарушены.

В нарушение ст. 62 КАС РФ административным ответчиком не представлено отвечающих требованиям ст.ст. 60,61 КАС РФ доказательств отсутствия у неё задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2020 год и пени.

Вопреки доводам возражения административного ответчика, недоимка по указанным выше налогам за 2020 г., относится к текущей задолженности по обязательным платежам, следовательно, оснований для освобождения Аликберовой Е.А. от обязанности по уплате начисленного налога за указанный период не имеется.

Как следует из содержания определения Арбитражного суда Ставропольского края от 11.10.2021 действительно процедура реализации имущества Аликберовой Е.А. завершена, к возникшим правоотношениям применено положение пункта 3 статьи 213.28 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» об освобождении от обязательств.

В соответствии с абзацем седьмым п. 1 ст. 126 Закона о несостоятельности (банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

По общему правилу, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон несостоятельности (банкротстве).

Между тем, согласно пункта 4 статьи 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве) освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, согласно которого требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из ч. 1 ст. 5 Закона о несостоятельности (банкротстве), в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве), требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г:, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (ст. 75 НК РФ, ст. 151 Федерального закона от 2" ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Таким образом, по смыслу положений статей 2, 5 Закона о несостоятельности (банкротстве) налоги, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате налогов, для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", следует, что кредиторы по требованиям, перечисленным в пунктах 5 и 6 статьи 213.28 Закона о несостоятельности (банкротстве), по которым исполнительный лист не выдан судом, рассматривающим дело о банкротстве, могут предъявить свои требования к должнику после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.

По смыслу закона, действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания задолженности по текущим платежам вне процедуры банкротства. При этом процедура принудительного взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, регламентирована в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам дела, определением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2017 в отношении Аликберовой Е.А введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Черниговский С.А.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2017 административный ответчик Аликберова Е.А. была признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества.

Недвижимое имущество, на которое налоговым органом в требовании от №28814 от 17.12.2021 исчислены за 2020 г. спорные налог на имущество и земельный налог, в рамках реализации имущества 08.02.2021 было реализовано победителю торгов (л.д.41-49)

Недоимка по налогам за 2020 г. по сроку уплаты до 01.12.2021, указанная в требовании №28814 от 17.12.2021, в реестр требований кредиторов не включалась.

Для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2020 год таким днем является дата 31 декабря 2020 года.

Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) в отношении Аликберовой Е.А. возбуждено Арбитражным судом Ставропольского края 04.07.2017, недоимка за несвоевременную уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2020 г., относится к текущим платежам, так как образовалась после принятия судом заявления о признании Аликберовой Е.А. несостоятельным (банкротом).

Доводы административного ответчика о том, что недоимка по налогам подлежала уплате финансовым управляющим в процедуре реализации имущества должника, признанного банкротом, и налоговый орган имел возможность включить спорную задолженность в реестр требований кредиторов - основан на ошибочном толковании закона.

Оценив представленные административным истцом доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку до настоящего времени вышеуказанная задолженность по налогам административным ответчиком не погашена, порядок обращения налогового органа с требованием о взыскании недоимки по налогу и пени соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход Петровского городского округа государственную пошлину в размере 4250,18 руб., так как административный истец от ее уплаты освобожден на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 291 - 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Ставропольскому краю к Аликберовой -.- о взыскании недоимки по налогам - удовлетворить.

Взыскать с Аликберовой -.-, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Ставропольскому краю задолженность:

по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 151 783 (сто пятьдесят одна тысяча семьсот восемьдесят три) руб. (КБК 18210601020041000110 ОКАТО 07731000), пеню по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 569 (пятьсот шестьдесят девять) руб. 19 коп. (КБК 18210601020042100110 ОКАТО 07731000),

по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 157 (сто пятьдесят семь) руб. (КБК 18210606042041000110 ОКАТО 07731000).

Взыскать с Аликберовой -.- в доход Петровского городского округа государственную пошлину в размере 4 250 (четыре тысячи двести пятьдесят) руб. 18 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Петровский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. 12.08.2022.

Судья И.А. Черниговская