Дело № 2а-7024/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 30 ноября 2023 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Бурлаковой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 119 391 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 815,97 рублей, пени по транспортному налогу за 2019год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 2 168,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 447,72 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 1111,37 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 8,43 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 405,54 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 14 февраля 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 262,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 107,74 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 4,40 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 95,91 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 71,93 рублей.
В обоснование указав, что административный ответчик не выполнила в установленный законом срок обязанность по уплате имущественных налогов, в связи с чем начислена пеня, административному ответчику направлялись требования об уплате налога, но задолженность в полном объеме не погашена. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
На основании определения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 30 ноября 2023 года судом принят отказ административного истца УФНС России по Камчатскому краю от исковых требований к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 119 391 рублей, производство по административному делу в этой части прекращено.
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО1 о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала. Направила возражения на административный иск, в которых указала, что платежными поручениями с нее удержаны суммы налоговых платежей, в связи с чем, задолженности перед УФНС России по Камчатскому краю она не имеет.
Руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы настоящего административного дела, административных дел №№2а-776/2022, 2а-1006/2018, 2а-21352/2020, 2а-17210/2021, 2а-20894/2020, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Согласно ч.1, 2, 3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В силу пунктов 2, 6 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из пункта 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно абзацу 2 пункта 2 стать 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции, действовавшей до 23 декабря 2020 года – 3 000 рублей).
В то же время статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Как установлено в судебном заседании, налоговым органом ФИО1 выставлено требование № 80465 от 09 октября 2021 года, согласно которому за налогоплательщиком числится задолженность по пени по транспортному налогу в размере 2 984,06 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 887,07 рублей и 87,77 рублей, пени по земельному налогу в размере 167,84 рублей, со сроком исполнения до 23 ноября 2021 года.
Как следует из представленного расчета, в требование №80465 включена задолженность по пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 815,97 рублей, пени по транспортному налогу за 2019год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 2 168,09 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 1111,37 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 8,43 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 405,54 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 14 февраля 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 262,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 107,74 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 95,91 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 71,93 рублей.
Также, ФИО1 выставлено требование №112844 от 17 декабря 2021 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 119 391 рублей, пени по транспортному налогу в размере 447,72 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 173 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4,40 рублей, со сроком исполнения до 09 февраля 2022 года.
Как следует из представленного расчета, в требование №112844 включена задолженность по пени по транспортному налогу за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 447,72 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 4,40 рублей.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о внесении судебного приказа 16 марта 2022 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
Мировым судьей судебного участка №2 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 23 марта 2022 года вынесен судебный приказ №2а-776/2022 о взыскании с ФИО1 в пользу УФНС России по Камчатскому краю задолженности по налогам, пени.
В связи с поступившими от должника возражениями, определением мирового судьи от 25 апреля 2023 года судебный приказ № 2а-776/2022 отменен.
УФНС России по Камчатскому краю обратилось с административным иском в суд 13 октября 2023 года, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.
На основании ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно письменным пояснениям представителя УФНС России по Камчатскому краю ФИО2, для взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 7 369 рублей налоговым органом сформировано заявление о вынесении судебного приказа, сведений о вынесении судебного приказа не имеется.
Судом при рассмотрении настоящего административного дела сведений о взыскании указанных задолженностей также не установлено.
Также, из пояснений представителя административного истца следует, что задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размер 263 рублей, земельному налогу за 2015 год в размере 636 рублей списана в полном объеме в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО3" недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. Упущения такого рода тем более могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просит восстановить пропущенный срок обращения в суд, притом что право на такое ходатайство предусмотрено налоговым законом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О), обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.
Таким образом, задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 год по 08 октября 2021 года в размере 1111,37 рублей взысканию с налогоплательщика не подлежит, в связи с утратой налоговым органом права взыскания основной задолженности, на которую начислена пеня.
Задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 95,91 рублей взысканию не подлежит, в связи с признанием недоимки, на которую начислена пеня, безнадежной к взысканию.
Кроме того, мировым судьей судебного участка №8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 11 мая 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому задолженности, в том числе, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и 2016 год в размере 319 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2 689 рублей, земельному налогу за 2016 год в размере 477 рублей (2а-1006/2018).
Мировым судьей судебного участка №8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 10 сентября 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому задолженности, по транспортному налогу за 2018 год в размере 73 508 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1 123,45 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 689 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 41,09 рублей (2а-21352/2020).
Мировым судьей судебного участка №8 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 27 мая 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу УФНС России по Камчатскому краю задолженности, по транспортному налогу за 2019 год в размере 102 108 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 2 184 рублей (2а-17210/2021).
Согласно информации о начисленных (уменьшенных), уплаченных суммах по состоянию на 31 декабря 2022 года, предоставленной УФНС России по Камчатскому краю, задолженность по транспортному налогу за 2020 год, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год погашена административным ответчиком 29 апреля 2022 года.
Согласно п. 3 (п. п. 3) ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства указанная задолженность от административного ответчика не поступала. Возражений этому и соответствующих им подтверждений нет.
Сведения о списании задолженности, о прекращении обязанности по уплате задолженности отсутствуют.
На основании вышеизложенного, с учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования УФНС по Камчатскому краю подлежат удовлетворению в части взыскания пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 815,97 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 2 168,09 рублей, пени по транспортному налогу за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 447,72 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 39,67 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 8,43 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 405,54 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 14 февраля 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 262,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 02 декабря 2020 года по 08 октября 2021 года в размере 107,74 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год за период с 02 декабря 2021 года по 16 декабря 2021 года в размере 4,40 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 10 июля 2019 года по 08 октября 2021 года в размере 71,93 рублей.
Довод административного ответчика об удержании с нее задолженности в полном объеме подлежит отклонению по следующим основаниям.
ФИО1 предоставлены платежные документы: инкассовое поручение №908 от 14 сентября 2023 года на сумму 92 259,72 рублей, платежный ордер №908 от 14 сентября 2023 года на сумму 1 800,1 рублей, инкассовое поручение №908 от 14 сентября 2023 года на сумму 79 945,25 рублей, платежный ордер №908 от 05 октября 2023 года на сумму 1 305,66 рублей, платежный ордер №2309 от 09 октября 2023 года на сумму 30 000 рублей.
Как следует из представленных платежных документов, все денежные средства удержаны в счет Казначейства России с ИП ФИО1 на основании решения о взыскании от 14 сентября 2023 года № 1476 в порядке ст. 46 НК РФ.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 28 июня 2022 года по настоящее время.
В силу части 1 статьи 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Недоимка, за взысканием которой обратился налоговый орган в настоящем административном иске, не может быть обращена к взысканию в порядке ст. 46 НК РФ, поскольку пени начислены на задолженность образованную у ФИО1 до регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя на налоговые начисления в отношении имущества, не используемого в предпринимательской деятельности, в связи с чем, порядок взыскания налога подлежит применению к предпринимателю как к физическому лицу согласно ст. 48 НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч.2 ст.61.1 БК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить частично административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу.
Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю задолженность по пени по транспортному налогу за 2018, 2019, 2020 год в размере 3 431,78 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2018, 2019 годы в размере 828,20 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 71,93 рублей.
Отказать в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 151,04 рублей, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 95,91 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 11 декабря 2023 года.
Судья