УИД 41RS0001-01-2021-002924-29
Дело № 2-3663/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петропавловск - Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре Коробкове В.Р.,
с участием представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о понуждении к изданию распоряжения об использовании признанных непригодными для проживания жилых помещений, включении многоквартирного дома в адресный перечень домов, подлежащих расселению,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Администрация ПКГО) о понуждении к изданию распоряжения о дальнейшей судьбе квартир 1-4 <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, и о включении многоквартирного дома в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 1 Муниципальной программы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» в соответствии с датой издания заключения о непригодности названных жилых помещений.
В обоснование заявленного ссылался, что в качестве члена семьи нанимателя (умершей матери ФИО4) вселен в жилое помещение, распложенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. В 1991 г. спорное жилое помещение передано в собственности Елизовского муниципального района. По результатам обследования квартир 1-4 <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском Межведомственной жилищной технической комиссией Администрации ПКГО ДД.ММ.ГГГГ они признаны непригодными для проживания. В соответствии с решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию ПКГО возложена обязанность утвердить заключение межведомственной жилищной технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилых помещений – квартир №- № жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском непригодными для проживания. Указанное решение оставлено без изменения судебной коллегией по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с распоряжением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р указанное заключение межведомственной жилищной технической комиссии утверждено. По результатам рассмотрения Администрацией ПКГО заявления ФИО2 о включении <адрес> в программу переселения граждан из непригодного жилья, истцу отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что Администрация ПКГО не является собственником указанного многоквартирного дома. Ссылаясь на п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истец подал настоящее исковое заявление.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Управление Коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации ПКГО (далее Управление КХиЖФ АПКГО), Администрация Елизовского муниципального района.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО5, действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации ПКГО, третьего лица Управления КХиЖФ АПКГО – ФИО6, действующая на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласилась, поддерживая позицию, указанную в отзыве на исковое заявление.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Администрации ПКГО - ФИО7, действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что спорные жилые помещения являются муниципальной собственностью и включены в реестр муниципального имущества Елизовского муниципального района на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В рамках рассмотрения обращения главы Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа дано заключение о непригодности к проживанию спорных жилых помещений, которое в дальнейшем утверждено распоряжением Администрации ПКГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», в которую спорный многоквартирный жилой дом не включался. Ссылаясь на то обстоятельство, что спорный жилой дом не относится к имуществу Петропавловск-Камчатского городского округа, ФИО7 указывала, что у Администрации ПКГО отсутствует обязанность по содержанию и эксплуатации спорных жилых помещений, как и обязанность по расселению граждан из спорных помещений, на основании чего просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Истец ФИО2, представитель третьего лица Администрации Елизовского муниципального района участия в судебном заседании не принимали.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение №), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения №).
В соответствии с п. 7 Положения № уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении № требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п. 42 Положения № Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В пунктах 44 - 47 Положения № установлены процедура проведения оценки соответствия помещения, дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы межведомственной комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 49 Положения № предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности)…. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения( п.7).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов гражданского дела №, <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском включена в реестр муниципального имущества Елизовского муниципального района на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно справке ГУП «Камчатское краевое бюро технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, 1957 года постройки, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, состоит на техническом учете в БТИ с ДД.ММ.ГГГГ пользователем значится Птицефабрика «Пионерская».
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО8 на основании решения исполкома Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ выдан ордер № на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на состав семьи: ФИО9 (мать) и ФИО2 (сын).
Как следует из акта обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам проведенного обследования межведомственная жилищная техническая комиссия пришла к заключению, что <адрес>-№ жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшего к ухудшению эксплуатационных свойств здания, и являются непригодными для проживания.
Согласно заключению о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам рассмотренных документов: обращения Главы Елизовского муниципального района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ№, копии технического паспорта жилого дома и на основании акта межведомственной жилищной технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного по результатам обследования, межведомственная жилищная техническая комиссия приняла решение о несоответствии жилых помещений квартир №-№ жилого <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания работоспособности и несущей способности конструкций, приведшего к ухудшению эксплуатационных свойств здания, в связи с чем приняла заключение о непригодности жилых помещений – квартир №-№ жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском для постоянного проживания.
Согласно письму Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованного ФИО5 в интересах ФИО2, жилое помещение – <адрес>-№<адрес> в реестре муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа не значатся. Обследование указанных жилых помещений производилось на основании обращения главы Елизовского муниципального района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО2 удовлетворен частично: на администрацию ПКГО возложена обязанность утвердить заключение межведомственной жилищной технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилых помещений – квартир №- № жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском непригодными для проживания.
Указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ
На основании распоряжения администрации ПКГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено заключение межведомственной жилищной технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилых помещений – квартир №- № жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском непригодными для проживания.
Рассматривая требование истца в части понуждения ответчика к изданию распоряжения о дальнейшей судьбе квартир 1-4 <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, суд не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
Как установлено, заключение Межведомственной жилищной технической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании жилых помещений – квартир №- № жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском непригодными для проживания утверждено распоряжением администрации ПКГО №-р от ДД.ММ.ГГГГ
Иных предусмотренных пунктом 47 Положений № решений (о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) межведомственной жилищной технической комиссией не принималось. Поскольку орган местного самоуправления правомочен принимать решения о дальнейшем использовании жилого помещения только в соответствии с заключением указанного уполномоченного органа, то оснований для принятия иного решения о проведении капитального ремонта, реконструкции или перепланировке; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу не установлено. С соответствующим заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции заинтересованные лица не обращались, соответствующего обследования межведомственной жилищной технической комиссией не проводилось. Обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Как указывалось ранее, процедура признания многоквартирного дома аварийным определена Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№
Таким образом, обязанность совершения действий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Материалами дела содержат информацию о том, что <адрес>- № жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском в установленном на то порядке признаны непригодными для проживания. В то время как сведений о признании в установленном законом порядке спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции сторонами спора суду не представлено.
Установленные обстоятельства, в совокупности с действующим Положением № и нормами жилищного законодательства, свидетельствуют о том, что у Администрации ПКГО отсутствует обязанность по изданию каких-либо распоряжений, определяющих дальнейшую судьбу спорного многоквартирного дома до признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На основании чего, заявленные требования являются преждевременными и в указанной части удовлетворению не подлежат.
В силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Требования истца о возложении на Администрацию ПКГО обязанности включить спорный многоквартирный дом в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 1 Муниципальной программы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» в соответствии с датой издания заключения о непригодности жилых помещений №<адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, поскольку соответствующих решений, влекущих расселение многоквартирного дома, уполномоченным органом не принималось. Кроме того, в настоящее время действует Муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа") со сроком реализации 2019-2024 годы, утвержденная постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№. В связи с чем, у суда не имеется оснований для возложения на Администрацию ПКГО обязанности по включению многоквартирного дома в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 1 Муниципальной программы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО2 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о понуждении к изданию распоряжения о дальнейшей судьбе квартир 1-4 <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, и о включении многоквартирного дома в адресный перечень домов, подлежащих расселению в рамках Подпрограммы 1 Муниципальной программы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» в соответствии с датой издания заключения о непригодности жилых помещений №<адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.В. Барышева
Подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края №