Дело №а-8686/16
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Кулагиной Ю.А.,
при секретаре ФИО14,
с участием:
представителей административных ответчиков ФИО16, ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО6 к Управлению Федеральной миграционной службы России по Камчатскому краю и Управлению Министерства внутренних дел России по Камчатскому краю об оспаривании бездействия и возложении обязанности произвести действия по фиксации сведений о заключении гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами и постановке иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО6 обратился в суд с вышеназванным административным иском. Просил признать незаконным бездействие отдела УФМС России по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском, выраженное в отсутствии действий по фиксации сведений о заключении гражданско-правовых договоров на оказание услуг между ФИО6 и иностранными гражданами Республики ФИО1 и ФИО5 с последующим обменом сведений о привлечении заказчиком работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения, и налоговыми органами в соответствии с порядком, установленным ч. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также выраженное в неосуществлении действий по постановке граждан Республики ФИО2, ФИО5 и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 на учет по месту пребывания в соответствии с порядком, установленным ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Кроме того, просил обязать отдел УФМС России по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском произвести действия по фиксации сведений о заключении гражданско-правовых договоров на оказание услуг между ФИО6 и гражданами Республики ФИО1 и ФИО5 с постановкой данных иностранных граждан и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 на учет по месту пребывания, а также осуществить возврат ФИО6 отрывных частей бланков уведомлений о прибытии вышеназванных иностранных граждан и их несовершеннолетних детей с отметкой о приеме уведомлений о прибытии данных граждан в соответствии с п. 42 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства».
В обоснование требований указал на то, что он является стороной, принимающей иностранных граждан в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ заключил гражданско-правовые договоры на оказание услуг с гражданами Киргизской Республики ФИО8 и ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ в структурное подразделение территориального органа ФМС России по Камчатскому краю поступили направленные им уведомления о заключении указанных гражданско-правовых договоров. ДД.ММ.ГГГГ ода он обратился непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФМС России по Камчатскому краю с заявлениями о продлении срока временного пребывания и осуществления постановки на миграционный учет данных граждан Кыргызской Республики и их несовершеннолетних детей. Однако отдел УФМС России по Камчатскому краю в <адрес>-Камчатском не произвел действий по фиксации сведений о заключении вышеназванных гражданско-правовых договоров и по постановке иностранных граждан на миграционный учет. Ссылаясь на положения ч. 8 ст. 13, ст. 18.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 7. ч. 1 ст. 2, ст. 4, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ведении банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», п. 42 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также абз. 5 ст. 97 раздела 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, полагал указанное бездействие незаконным, нарушающим его права на привлечение к осуществлению законной трудовой деятельности трудящихся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе, а также в реализации возложенных на него, как на принимающую сторону, обязанностей по уведомлению о заключении с данными гражданами договора на выполнение работ (оказание услуг) и об изменении сведений об иностранном гражданине.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел России по Камчатскому краю.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО6 требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указал, что орган миграционного учета необоснованно оставил без удовлетворения его заявления. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ, будучи извещен надлежащим образом, не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. При таких обстоятельствах его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Представитель административного ответчика УФМС России по Камчатскому краю ФИО16 в судебном заседании административный иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятым решением о ликвидации УФМС России по Камчатскому краю полномочия в сфере миграционного учета иностранных граждан переданы УМВД России по Камчатскому краю. Также пояснил, что ФИО6 не был соблюден порядок обращения с уведомлением о заключении гражданско-правовых договоров, так как данные уведомления должны предоставляться непосредственно в орган, осуществляющий миграционный учет, тогда как ФИО6 направил их посредством почтовой связи. Кроме того, указанные договоры противоречат требованиям ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поскольку заключены на срок, превышающий срок действия патентов, выданных иностранным гражданам ДД.ММ.ГГГГ на один месяц. Пояснил, что к основаниям для продления срока пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации относится продление срока действия патента. Сведений о продлении срока действия патентов на имя ФИО5 и ФИО8 в УФМС России по Камчатскому краю не поступало. В случае истечения срока действия патента иностранные граждане обязаны выехать за переделы Российской Федерации. Обращал внимание на то, что ФИО6 пропущен срок на уведомление об изложенных фактах. Также указал, что на заявления ФИО6 были направлены соответствующие ответы, в которых указано об отсутствии возможности произвести постановку на миграционный учет иностранных граждан. Мотивы принятых решений в ответах изложены. Дополнительное соглашение о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, на который ссылается административный истец, вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть право трудящихся - граждан Киргизской Республики на осуществление трудовой деятельности без патента на территории Российской Федерации возникло лишь с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО17 в судебном заседании административный иск не признал, поддержал позицию, изложенную представителем административного ответчика ФИО16 Выразил сомнения в том, что представленные договоры фактически были заключены ДД.ММ.ГГГГ. Указал, что сведений о продлении сроков действия патентов иностранных граждан ФИО9 А. и ФИО5 Ж. не представлено, поэтому нет достаточных оснований для удовлетворения требований административного истца. Просил в иске отказать.
Заинтересованные лица ФИО5, ФИО8, несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. При таких обстоятельствах их неявка не препятствует рассмотрению административного иска по существу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен, либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 13 названного Федерального закона №115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения такого уведомления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно положениями статьи 13.3 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 357-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом в части 5 статьи 13.3 данного Федерального закона указано, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства установлен приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 147. Согласно утвержденным правилам работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. При этом в соответствии с п. 6 Порядка такое уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом территориального органа ФМС России проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление (пункт 7).
Должностное лицо территориального органа ФМС России, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений (пункт 8).
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, определяющий последовательность действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, федеральных государственных гражданских служащих, работников территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений при принятии решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержден Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 321.
Основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3 и 5 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (п.2).
Для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Пункт 5 указанного Порядка предписывает также иностранному гражданину или принимающей его стороне одновременно с заявлением представлять:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок, и их копии.
Согласно пункту 9 Порядка решение о продлении срока временного пребывания в случаях, установленных пунктами 2 и 5 статьи 5 Федерального закона, принимается посредством фиксации уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, а также факта выдачи иностранному гражданину или продления срока действия документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Федерального закона, в учетных документах территориального органа ФМС России.
Решение о продлении срока временного пребывания (приложение N 1 к Порядку) по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны о продлении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня принятия данного заявления к рассмотрению.
В силу пункта 12 срок временного пребывания не продлевается в следующих случаях:
- в отношении иностранного гражданина в установленном порядке приняты решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (п.12.1);
- обстоятельства, в соответствии с которыми иностранный гражданин или принимающая его сторона обратились с заявлением о продлении срока временного пребывания, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения заявления (п. 12.2).
В случае отказа в продлении срока временного пребывания уведомление вручается заявителю под роспись, а в случае невозможности вручения уведомления по истечении семи рабочих дней с момента отказа в продлении срока временного пребывания направляется почтовым отправлением по указанному в заявлении адресу места пребывания заявителя.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о продлении срока временного пребывания, сведения о продлении срока временного пребывания фиксируются сотрудником в Государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" по общему правилу миграционный учет имеет уведомительный характер и включает в себя:
1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 данного Федерального закона временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно статьи 21 данного Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу п.п. 2 и 9 ч. 1 ст. 9 данного Федерального закона вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации входят в перечень сведений об иностранном гражданине сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование, которых осуществляется при миграционном учете.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 42 Порядка при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных пунктами 1 - 9 и 12 части 1 статьи 9 Федерального закона, принимающая сторона или иностранный гражданин в случаях, предусмотренных частями 3, 3(1) и 4 статьи 22 Федерального закона, обязаны в течение 3 рабочих дней сообщить об этом непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, представив письменное заявление произвольной формы с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов.
Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается принимающей стороне либо иностранному гражданину с отметкой о приеме уведомления о прибытии.
Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия заявления, фиксирует изменение сведений об иностранном гражданине в своих учетных документах и вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" постановлено упразднить Федеральную миграционную службу и передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы.
Решение о ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Камчатскому краю принято ДД.ММ.ГГГГ приказом № председателя ликвидационной комиссии ФМС России.
Как видно из представленных материалов ФИО5 и ФИО8 являются гражданами Кыргызской Республики, что подтверждается их гражданскими паспортами.
Согласно данным, изложенным в миграционных картах, отрывных частях бланков-уведомлений о прибытии иностранных граждан, и материалов досье иностранных граждан, ФИО5 прибыл на территорию Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, встал на миграционный учет, выехал за пределы Российской Федерации согласно отметке пограноргана в паспорте ДД.ММ.ГГГГ. Вновь возвратился в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ встал на миграционный учет в г. Петропавловске-Камчатском по адресу: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан патент сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о продлении срока действия патента суду не представлено.
ФИО8 прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, встала на миграционный учет, затем выехала за пределы Российской Федерации согласно отметке пограноргана в паспорте ДД.ММ.ГГГГ. Вновь возвратилась в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ встала на миграционный учет в г. Петропавловске-Камчатском по адресу: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан патент сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о продлении срока действия патента суду не представлено.
Как видно из представленных свидетельств о рождении и справок к ним, ФИО5 и ФИО8 являются родителями несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, которые в свою очередь являются гражданами Кыргызской Республики, прибыли на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, в отсутствии данных, подтверждающих факт продления срока действия патентов, с учетом содержания представленных суду документов, предусмотренный законом срок пребывания на территории Российской Федерации ФИО5ФИО12 и ФИО8 истек ДД.ММ.ГГГГ. Иного при рассмотрении дела не доказано.
ДД.ММ.ГГГГФИО6 в период действия патентов на имя ФИО5 Ж. и ФИО9 А. заключил с ними договоры на оказание услуг, по условиям которых данные иностранные граждане нанимались заказчиком в качестве подсобных рабочих на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные договоры по сведениям административного истца ФИО5 Ж. и ФИО9 А. выполняются, к моменту рассмотрения дела не расторгнуты.
Данных о том, что указанные договоры признавались в установленном порядке недействительными, по делу не представлено.
То обстоятельство, что срок действия патента, имевшегося у иностранных граждан, истекал до момента истечения срока договора, не свидетельствует о ничтожности договоров, поскольку на момент заключения договора законом предусматривалась возможность продления срока действия патента на 12 месяцев, а также возможность переоформления патента на новый срок. К моменту же рассмотрения дела закон не содержит ограничений срока, на который может быть заключен гражданско-правовой договор об оказании услуг с гражданами Кыргызской Республики. При этом наличия какого-либо разрешения на трудовую деятельность гражданину Кыргызской Республики не требуется. Соответственно, исходя из представленных сторонами данных, признаков ничтожности договоров, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и иностранными гражданами ФИО5 Ж. и ФИО9 А., на момент рассмотрения дела не усматривается.
ДД.ММ.ГГГГФИО6 посредством почтового отправления направил в УФМС России по Камчатскому краю уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики ФИО1 и ФИО5, приложив к каждому отправлению договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ и копию паспорта. Эти отправления были вручены адресату ДД.ММ.ГГГГ. Указанное обстоятельство ответчиками не отрицалось.
ДД.ММ.ГГГГФИО6, как принимающая сторона, предоставил непосредственно в отдел иммиграционного контроля УФМС России по Камчатскому краю четыре заявления, в которых просил продлить срок временного пребывания и осуществить постановку на миграционный учет граждан Республики ФИО5, Бацйбекову ФИО10 и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4. Также просил возвратить ему, как принимающей стороне, нарочно отрывную часть бланка уведомления о прибытии. Указанные заявления и приложения к ним приняты сотрудником отдела УФМС России по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка на каждом из заявлений.
К заявлениям приложены документы согласно предусмотренному Порядком перечню, в том числе уведомления о прибытии иностранных граждан и копии договоров от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в письме начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю ФИО18 за исх. №ФИО6 сообщается о результатах рассмотрения заявлений о продлении срока временного пребывания гражданам Кыргызской Республики. Данные заявления были рассмотрены по существу Управлением по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, в чье ведение в связи с ликвидацией УФМС России по Камчатскому краю были переданы функции упраздняемого органа. По существу заявлений со ссылкой на порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, утв. приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ№, указано на то, что подача заявления о продлении срока пребывания иностранного гражданина посредством почтового отправления не предусмотрена. Заявителю предложено прибыть лично для получения дополнительной информации с целью решения вопроса по существу.
ДД.ММ.ГГГГ в письме начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю ФИО18 в дополнение к ранее направленному ответу в адрес ФИО6 сообщается о невозможности удовлетворить его заявления, со ссылкой на нарушение ФИО6 порядка направления заявления о продлении срока временного пребывания иностранных граждан, на то, что представленные им договоры на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ заключены с нарушением требований статьи 13.3 Федерального закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также на то, что им, как заказчиком пропущен срок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении гражданско-правового договора с иностранным гражданином.
Между тем, административный истец отрицает факт получения указанных выше писем. Данных о вручении либо направлении этих писем ФИО6 административными ответчиками суду не представлено.
Сведений о фиксации данных о заключенных между ФИО5 Ж., ФИО9 А. и ФИО6 гражданско-правовых договорах от ДД.ММ.ГГГГ в информационных системах миграционного учета, суду при рассмотрении дела не представлено. Согласно досье иностранного гражданина из Информационной системы миграционного учета «Территория», данные о наличии заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют. Вместе с тем, данные договоры были заключены в период действия патентов указанных иностранных граждан. Несвоевременная подача принимающей стороной уведомления о заключении таких договоров и заявлений о продлении срока временного пребывания и постановке на миграционный учет иностранных граждан может рассматриваться как основание для привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, однако не влечет невозможности рассмотрения указанного заявления по существу, и при наличии обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для продления срока пребывания, не может являться причиной для отказа в удовлетворении заявления.
Данных о возврате ФИО6, как принимающей стороне, отрывных частей бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан, при рассмотрении дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
В соответствии с Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (Подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) Кыргызская Республика присоединяется к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению к настоящему Договору и с даты вступления в силу настоящего Договора и протоколов, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи, становится членом Евразийского экономического союза. Данный договор о присоединении ратифицирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ и вступил в силу для Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких условиях с учетом отсутствия данных о продлении срока действия патентов, до вступления в силу вышеуказанного Договора о присоединении ФИО5 Б. и ФИО9 А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически не имели документов, подтверждающих их право на пребывание на территории Российской Федерации, а также документов, подтверждающих их право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, то есть, находились на территории Российской Федерации незаконно.
Вместе с тем, на момент вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе, имелся гражданско-правовой договор, который был заключен между ними и ФИО6 в период действия их патентов, который не признан в установленном порядке недействительным и срок которого не истек.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Договор о Евразийском экономическом союзе улучшает положение граждан Кыргызской Республики и фактически отменяет какую-либо ответственность субъектов правоотношений, которая предусматривалась за осуществление работы либо за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Киргизской Республики при отсутствии у них разрешения на работу или патента, таким образом, положения Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ распространяются на ФИО5 Ж. и ФИО9 А., допустивших нарушение требований миграционного законодательства до его вступления в силу.
Руководствуясь тем же принципом действия закона во времени, суд приходит к выводу, что в силу пункта 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе срок временного пребывания граждан Кыргызской Республики ФИО5 Ж. и ФИО9 А., а также их несовершеннолетних детей ФИО13 А. и ФИО13 Б. должен определяться сроком действия их договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО6, который на момент обращения ФИО6 с заявлением о продлении срока временного пребывания и постановке на миграционный учет указанных иностранных граждан не истек.
Таким образом, заключенные ДД.ММ.ГГГГ договоры с иностранными гражданами ФИО5 Ж. и ФИО9 А. являются документами, подтверждающими право на пребывание данных граждан на территории Российской Федерации, и основанием для продления данным иностранным гражданам срока их пребывания на территории Российской Федерации на период действия договора, в связи с чем в соответствии с положениями п. 42 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежали внесению, чего административными ответчиками сделано не было.
Кроме того, довод, изложенный в ответах начальника УВМ УМВД России по Камчатскому краю от 27 июля и ДД.ММ.ГГГГ о нарушении ФИО6 порядка обращения с заявлением о продлении срока пребывания иностранных граждан, своего подтверждения не нашел, поскольку с указанными заявления ФИО6 обращался непосредственно.
Ссылка на нарушение требований ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ по вышеизложенным мотивам представляется необоснованной.
При таких условиях непринятие мер по внесению указанных данных в государственную информационную систему миграционного учета не может быть признано законным, в данной части требования административного истца являются обоснованными.
Вместе с тем, статьей 46 КАС РФ предусмотрено, что основание и предмет административного иска определяет административный истец. Суд не обладает правом без согласия административного истца изменять основания или предмет административных исковых требований, заявленных административным истцом.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Из материалов дела следует, что граждане Кыргызской Республики ФИО5 Ж., ФИО9 А. и их несовершеннолетние дети поставлены на первичный миграционный учет по месту пребывания по прибытии на территорию Российской Федерации в октябре 2014 года. Указанные граждане территории Российской федерации не покидали, какие-либо иные предусмотренные законом основания для снятия их с миграционного учета, в ходе рассмотрения дела не установлены. То есть данные граждане уже состоят на миграционном учете.
Внесения данных об изменении заявленного срока пребывания в настоящем случае в соответствии с положениями пункта 9 Порядка происходит путем фиксации уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона.
Административный истец в административном иске не оспаривает отказ руководителя управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю в продлении срока пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела суду не представлено данных о том, что указанным должностным лицом было принято решение о продлении срока пребывания гражданам Кыргызской Республики ФИО5 Ж., ФИО9 А. и их несовершеннолетним детям.
Согласно вышеприведенным нормам права, постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В отсутствие принятого в установленном порядке органом, осуществляющим миграционный учет, решения о продлении истекшего ДД.ММ.ГГГГ срока пребывания данных иностранных граждан, законных оснований для постановки их на учет по месту пребывания не имелось. Вследствие чего неосуществление действий по постановке на учет по месту пребывания указанных иностранных граждан не может быть признано незаконным.
Кроме того, в отсутствии фиксации факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона и сведений о продлении срока временного пребывания в Государственной информационной системе миграционного учета, и при наличии отказа руководителя территориального органа исполнительной власти, осуществляющего миграционный учет, в продлении срока временного пребывания, иностранный гражданин по смыслу закона не может считаться временно пребывающим, следовательно, не имеется оснований для возложения на территориальный орган исполнительной власти, осуществляющий миграционный учет, обязанности по постановке такого иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
С учетом изложенного заявленные исковые требования в части признания незаконным бездействия административного ответчика, выраженного в неосуществлении действий по постановке граждан Республики ФИО2, ФИО5 и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 на учет по месту пребывания также не могут быть удовлетворены в отсутствии на то правовых оснований.
В остальной части исковые требования, обращенные к административным ответчикам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о заключении ДД.ММ.ГГГГ гражданско-правовых договоров на оказание услуг между ФИО6 и гражданами Кыргызской Республики ФИО5 и ФИО8 надлежит осуществлять в соответствии с п. 42 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. В том же порядке надлежит осуществить возврат ФИО6 отрывных частей бланков уведомлений о прибытии граждан Кыргызской Республики ФИО5, ФИО8, ФИО3 и ФИО4 с отметкой о приеме уведомлений о прибытии данных граждан.
С учетом данных о ликвидации УФМС России по Камчатскому краю с ДД.ММ.ГГГГ и передаче полномочий упраздняемого территориального органа правопреемнику - УМВД России по Камчатскому краю, именно УМВД России по Камчатскому краю будет являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО6 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие УМВД России по Камчатскому краю, связанное с невнесением в государственную информационную систему миграционного учета сведений о заключении ДД.ММ.ГГГГ гражданско-правовых договоров на оказание услуг между ФИО6 и гражданами Кыргызской Республики ФИО5 и ФИО8.
Обязать УМВД России по Камчатскому краю осуществить внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о заключении ДД.ММ.ГГГГ гражданско-правовых договоров на оказание услуг между ФИО6 и гражданами Кыргызской Республики ФИО5 и ФИО8.
Обязать УМВД России по Камчатскому краю осуществить возврат ФИО6 отрывных частей бланков уведомлений о прибытии граждан Кыргызской Республики ФИО5, ФИО8, ФИО3 и ФИО4 с отметкой о приеме уведомлений о прибытии данных граждан.
В удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным бездействия УФМС России по Камчатскому краю, выраженного в неосуществлении действий по постановке граждан Республики ФИО2, ФИО5 и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 на учет по месту пребывания, и возложении обязанности произвести постановку данных иностранных граждан и их несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 на учет по месту пребывания, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Ю.А. Кулагина