НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 19.10.2021 № 2А-6300/2021

Дело № 2а-6300/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Астанниковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» к руководителю Государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгину Д.А., Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании отказа в продлении срока исполнения предписания №41/2-72-20-ПР/12-2962-И/72-7 от 25 августа 2020 года, возложении обязанности продлить срок исполнения предписания до вступления в законную силу кассационного определения,

УСТАНОВИЛ:

ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» обратилось в суд с административным исковым заявлением к руководителю Государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгину Д.А., Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании отказа в продлении срока исполнения предписания №41/2-72-20-ПР/12-2962-И/72-7 от 25 августа 2020 года, возложении обязанности продлить срок исполнения предписания до вступления в законную силу кассационного определения. В обоснование административного иска указано на то, что по результатам внеплановой проверки, проведенной в отношении ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом», государственным инспектором труда 25 августа 2020 года составлен акт проверки и вынесено предписание №41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 об устранении нарушений трудового законодательства в срок до 10 октября 2020 года. Предписание было оспорено административным истцом. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 12 ноября 2020 года в удовлетворении требований Учреждения отказано. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 12 ноября 2020 года оставлено без изменений. Указанные судебные акты обжалованы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции. По ходатайству Учреждения о продлении срока устранения нарушений, указанных в предписании, срок исполнения предписания был продлен до 25 декабря 2020 года. 07 сентября 2021 года Учреждение вновь направило ходатайство о продлении срока для устранения нарушений, указанных в предписании. Уведомлением от 21 сентября 2021 года в удовлетворении ходатайства о продлении срока исполнения предписания отказано, поскольку решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 10 октября 2020 года вступило в законную силу, объективные причины для продления срока исполнения предписания отсутствуют. Вместе с тем, исполнить предписание не представлялось возможным, так как источником финансирования дополнительных выплат стимулирующего характера является резервный фонд Российской Федерации, все ранее доведенные до лечебного учреждения денежные средства из краевого бюджета выплачены медработникам в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» Астанникова Н.Е. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.

Административные ответчики Руководитель Государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгин Д.А., Государственная инспекция труда в Камчатском крае о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации определены права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства. По смыслу указанной нормы государственный инспектор труда в предписании указывает требование, которое обязан выполнить работодатель, чтобы восстановить нарушенные им трудовые права работников.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда Колгина Д.А. №41/2-72-20-ПР/12-2768-И/78-7 от 10 августа 2020 года главными государственными инспекторами труда Семеновой О.И., Романенко И.А. в отношении ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

25 августа 2020 года по результатам проверки составлен акт № 41/2-72- 20-ПР/12-2937-И/78-7, в котором отражены выявленные нарушения требований статей 22, 136, 159, 162 Трудового кодекса Российской Федерации, допущенные работодателем, в частности установлено, что стимулирующие выплаты медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID- 19, в период май-июль 2020 года производились административным истцом не за фактическое время, отработанное данными работниками в месяц, а за часы фактической работы с указанными больными.

Административному истцу ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» выдано предписание № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7, в соответствии с которым на него возложена обязанность в срок до 10 октября 2020 года произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415), с учетом ранее выплаченных сумм, на основании части 6 статьи 136, абзацев 2,7 части 2 статьи 22 ТК РФ, а также в срок до 25 декабря 2020 года обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников.

Не согласившись с указанным предписанием, ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» обжаловало его в судебном порядке.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 12 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Камчатский краевой родильный дом» к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора труда Семеновой О.И. от 25 августа 2020 года № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 отказано.

16 ноября 2020 года ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» обратился в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае с ходатайством о приостановлении действия предписания № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 до вступления судебного акта в законную силу.

Письмом руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 20 ноября 2020 года Учреждению дан ответ о продлении срока исполнения предписания до вступления в законную силу решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года.

Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года оставлено без изменения.

Таким образом, 11 марта 2021 года решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года вступило в законную силу.

Вместе с тем, после вступления решения суда в законную силу предписание исполнено не было.

26 марта 2021 года в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае поступило ходатайство ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» о продлении срока исполнения предписания (исх. №364 от 26.03.2021), в обоснование которого указано, что ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» самостоятельно не имеет возможности исполнить отдельные пункты предписания, поскольку источником финансового обеспечения осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации. Также сообщено о том, что в целях решения вопроса об исполнении предписания о выплате стимулирующего характера, в Министерство здравоохранения Камчатского края направлено письмо о выделении дополнительных ассигнований.

Уведомлением Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 04 июня 2021 года Учреждению отказано в продлении срока исполнения предписания, одновременно указано, что в Учреждении проводится проверка исполнения предписания.

На основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда ФИО7 №41/2-72-20-ПР/12-2013-И/78-7 от 12 мая 2021 года главным государственным инспектором труда Семеновой О.И. в отношении ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения ранее выданного предписания, срок исполнения которого истек.

10 июня 2021 года по результатам проверки был составлен акт № 41/2-72-20-ПР/12-2684-И/78-7, в котором отражены выявленные нарушения.

Административному истцу 10 июня 2021 года выдано предписание № 41/2-72-20-ПР/12-2685-И/78-7, в соответствии с которым на него возложена обязанность в срок до 01 сентября 2021 года произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415), в соответствии с произведенным расчетом, представленным работодателем в ходе проверки, с учетом ранее выплаченных сумм.

07 сентября 2021 года ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» обратилось в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае с ходатайством о приостановлении действия предписания № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 до 06 октября 2021 года, а именно до рассмотрения кассационной жалобы на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года, апелляционное определение Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года. К ходатайству приложено судебное извещение Девятого кассационного суда общей юрисдикции о том, что рассмотрение кассационной жалобы назначено на 06 октября 2021 года.

Письмом Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 13 сентября 2021 года ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» сообщено о том, что объективные основания для продления срока исполнения предписания отсутствуют; в связи с тем, что выявленные нарушения трудового законодательства нарушают трудовые права работников в части оплаты труда, принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, срок исполнения предписания не продлевается.

Согласно пункту 5 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13 июня 2019 года №160 (далее – Административный регламент), предметом федерального государственного надзора в установленной сфере деятельности является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, расчета при увольнении, оплаты отпусков, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

Пунктом 118 Административного регламента предусмотрено, что требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.

В случае необходимости продления сроков устранения отдельных пунктов предписания по уважительным причинам работодатель, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, не позднее 5 рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения, вправе направить в Роструд или его территориальный орган аргументированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

К ходатайству прилагаются документы, обосновывающие продление срока, материалы о ходе устранения нарушения к моменту направления ходатайства, а также подтверждающие принятие работодателем, организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, организационно-распорядительных мер, направленных на устранение нарушений обязательных требований.

Решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) ходатайства и назначении нового срока исполнения предписания принимается руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации данного ходатайства в Роструде или его территориальном органе.

В случае принятия решения об отказе в удовлетворении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.

При рассмотрении дела установлено, что предписанием № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 от 25 августа 2020 года, законность которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда, на Учреждение возложена обязанность произвести выплату стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за работу в период май-июль 2020 года в полном объеме за фактически отработанное в каждом месяце время (согласно постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №415), с учетом ранее выплаченных сумм, на основании части 6 статьи 136, абзацев 2,7 части 2 статьи 22 ТК РФ в срок до 10 октября 2020 года, а также в срок до 25 декабря 2020 года обеспечить наличие локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда, с учетом мнения представительного органа работников.

Государственной инспекцией труда в Камчатском крае продлен срок исполнения указанного предписания до вступления решения суда в законную силу, а именно до 11 марта 2021 года.

Поскольку предписание № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 от 25 августа 2020 года административным истцом в полном объеме исполнено не было, 10 июня 2021 года было выдано предписание № 41/2-72-20-ПР/12-2685-И/78-7, срок исполнения которого установлен до 01 сентября 2021 года

Обращаясь 07 сентября 2021 года с ходатайством о продлении срока исполнения предписания № 41/2-72-20-ПР/12-2962-И/78-7 от 25 августа 2020 года, срок исполнения которого установлен до 11 марта 2021 года, ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» пропустило пятидневный срок, установленный пунктом 118 Административного регламента.

Административный истец ходатайствовал о продлении срока исполнения предписания до рассмотрения кассационной жалобы на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года, апелляционное определение Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года, а именно до 06 октября 2021 года, указав в обоснование уважительности причин неисполнения предписания в установленный срок на обжалование решения суда в кассационном порядке.

Вместе с тем, подача кассационной жалобы на вступившее в законную силу решение суда, которым установлена законность выданного предписания, не является безусловным основанием для продления срока исполнения такого предписания.

Длительное, более полугода, безосновательное неисполнение предписания контролирующего органа, выданного с целью восстановления нарушенного права медицинских работников на оплату труда, позволяет сделать вывод о злоупотреблении правом ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» при подаче заявления о дальнейшем продлении срока исполнения предписания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорном правоотношении Государственная инспекция труда, действуя в пределах предоставленных полномочий, правомерно отказала ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» в продлении срока исполнения предписания №41/2-72-20-ПР/12-2962-И/72-7 от 25 августа 2020 года, оснований для удовлетворения административного иска и признания предписания незаконным не имеется.

На момент разрешения настоящего спора, Девятым кассационным судом общей юрисдикции рассмотрена кассационная жалоба ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 ноября 2020 года, апелляционное определение Камчатского краевого суда от 11 марта 2021 года. Кассационным определением от 06 октября 2021 года решения судов первой и апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» - без удовлетворения.

При таких данных не может быть удовлетворено требование административного истца о возложении на руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае обязанности продлить срок исполнения предписания до вступления в законную силу кассационного определения.

Руководствуясь статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ГБУЗ «Камчатский краевой родильный дом» к руководителю Государственной инспекции труда в Камчатском крае Колгину Д.А., Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании отказа в продлении срока исполнения предписания №41/2-72-20-ПР/12-2962-И/72-7 от 25 августа 2020 года, возложении обязанности продлить срок исполнения предписания до вступления в законную силу кассационного определения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форм.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 02 ноября 2021 года

УИД: 41RS0001-01-2021-010564-98