НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 19.01.2021 № 2-4966/20

Дело № 2 – 699/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск – Камчатский 19 января 2021 года

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи С.Н. Васильевой,

при помощнике судьи А.С. Топольниковой, с участием представителя истца помощника прокурора

Ю.М. Шестаковой,

представителя ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Петропавловска – Камчатского в интересах ФИО2 к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о признании незаконными действия, взыскании денежной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора города Петропавловска – Камчатского обратился в суд с исковым заявлением к КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – КГКУ «Центр выплат»), Министерству социального развития и труда Камчатского края (после переименования Министерство социального благополучия и семейной политики, далее по тексту – Министерство) о признании незаконными действий КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО6 денежных сумм при осуществлении перерасчета за ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» в пользу ФИО6 ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36867,46 руб. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Петропавловска – Камчатского проведена проверка по обращению ФИО6 по вопросу соблюдения КГКУ «Центр выплат» законодательства в сфере социальных прав граждан. По результатам проверки установлено, что ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории «Инвалид» (далее – ЕДК) по месту жительства по адресу: <адрес>. В нарушение норм действующего законодательства, с ноября 2018 года ежемесячная денежная компенсация выплачивается ей в размере 20% регионального стандарта в пределах авансирования. Компенсация фактических расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50% с ДД.ММ.ГГГГ ей не производилась в связи с отсутствием сведений о фактическом потреблении коммунальных услуг, что нарушает гарантированное государством право на социальную защиту, в том числе на ежемесячное и в полном объеме получение указанной меры социальной поддержки. В ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ «Центр выплат» поступили сведения о фактическом потреблении ФИО2 коммунальных услуг, в связи с этим учреждением произведен перерасчет в сторону уменьшения размера ежемесячной денежной компенсации, предоставленной ей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего образовалась задолженность перед КГКУ «Центр выплат» в сумме 51672,79 руб. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» незаконно произведено удержание излишне выплаченных сумм ЕДК, причитающихся ФИО7 в размере 100% от сумм ЕДК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 30% от сумм ЕДК, с ДД.ММ.ГГГГ – в размере 5% от сумм ЕДК. В нарушение действующих норм законодательства без согласия ФИО2 КГКУ «Центр выплат» произведено удержание излишне выплаченных сумм ЕДК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36867,46 руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток не возмещенных излишне выплаченных сумм ЕДК составляет 14805,33 руб. Указанное можно расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении ФИО2 мер социальной поддержки в размере и порядке, установленных федеральным законодательством, в виде ЕДК. Полагает, что с учетом добросовестной оплаты ФИО2 коммунальных услуг, наличия законного права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50%, отсутствия счетной ошибки, со ссылкой на ст.1109 ГК РФ, КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведен перерасчет ежемесячной денежной компенсации предоставленной заявителю и удержание данных сумм, причитающейся гражданину при последующих выплатах, что нарушает права ФИО2 как гражданина, относящегося к категории «Инвалид».

Материальный истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель процессуального истца помощник прокурора Ю.М. Шестакова, действующая на основании доверенности, в суде исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчиков КГКУ «Центр выплат» и Министерства ФИО1 возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление. Указала, что в соответствии с новым Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 11.03.2019 № 302-п, КГКУ «Центр выплат» предоставлено право на удержание излишне выплаченных сумм денежной компенсации при каждой последующей выплате. Добавила, что ЕДК не относится к суммам, предоставленным гражданину в качестве средства к существованию, что исключает возможность применения к спорным правоотношениям положений ст.1109 ГК РФ. Каких-либо нарушений прав граждан в результате действий КГКУ «Центр выплат» не допущено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

При этом в силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

На основании ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из п.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст.28.2 указанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

Поэтому устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соответствии с ч.ч.1,5 Постановления Правительства Камчатского края от 12.05.2017 № 200-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление денежных компенсаций в виде меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляется в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Министерства социального развития и труда Камчатского края.

Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 №423-П утверждено Положение о Министерстве социального развития и труда Камчатского края, согласно которому Министерство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере социального развития и труда Камчатского края (ч.1.1). Министерство имеет подведомственные краевые государственные учреждения для реализации полномочий в установленной сфере деятельности (ч.1.8).

В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24.11.2016 № 1283-п.

Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее – Порядок № 1233-п). Указанный Порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017, и действовал до 26.03.2019.

Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 11.03.2019 № 302-п, вступившим в силу 26.03.2019, утвержден очередной Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (далее – Порядок № 302-п).

В соответствии с ч.1.8 Порядка №1233-п предоставление денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального и/или краевого бюджета, предусмотренных Министерству социального развития и труда Камчатского края на эти цели через краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».

Согласно ч.2.1 Порядка №1233-п предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п.14 ч.2.8 Порядка №1233-п основанием для перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации является в том числе, поступление информации в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2.11 Порядка №1233-п предусматривалось, что излишне выплаченные гражданину, родителю суммы денежной компенсации, выявленные при осуществлении перерасчета по основаниям, указанным в ч.2.8 настоящего Порядка (далее - излишне выплаченные суммы), подлежат удержанию без согласия гражданина, родителя в размере 100 процентов от суммы денежной компенсации, причитающейся гражданину, родителю при каждой последующей выплате.

Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 05.02.2019 № 151-п данный пункт изменен и дополнен абзацем, согласно которому излишне выплаченные гражданину суммы денежной компенсации, выявленные при осуществлении перерасчета по основанию, указанному в п.14 ч.2.8 настоящего Порядка, учитываются без согласия гражданина в размере 30 процентов от сумм денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.

Перерасчет размера денежной компенсации по основанию, указанному в п.14 ч.2.8 настоящего Порядка, осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в течение двух и более месяцев или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению на дату обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера денежных компенсаций (часть 2.12 Порядка №1233-п).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО2 является инвалидом второй группы (л.д.31).

На основании решения КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ ей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена выплата ЕДК по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: <адрес> (л.д.30).

В соответствии со справкой МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 установлена первая группа инвалидности (л.д.33).

Решением КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГФИО2 продлено предоставление ЕДК (л.д.32).

Из ответа КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес прокуратуры города Петропавловска – Камчатского, усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГФИО2 по категории «инвалид» предоставляется ЕДК. ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлена ЕДК в размере 70005,67руб. После поступления сведений об объемах жилищно-коммунальных услуг, потребленных ФИО2 произведен перерасчет ЕДК, предоставленной последней в виде аванса, с учетом фактического потребления ею жилищно-коммунальных услуг за указанный период. Поскольку сумма аванса значительно превышает расходы ФИО2 по оплате фактически потребленных жилищно-коммунальных услуг, в результате перерасчета установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 51672,79руб. При начислении ФИО2 денежной компенсации по категории «инвалид» излишне выплаченные суммы, выявленные при осуществлении перерасчета, учитывались в размере 100% от причитающейся суммы денежной компенсации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 30% от причитающейся суммы денежной компенсации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 5% от причитающейся суммы денежной компенсации в период с ДД.ММ.ГГГГ. Удержание излишне выплаченной ЕДК произведено с ДД.ММ.ГГГГ в размере 36867,46 руб., остаток не возмещенных излишне выплаченных сумм ЕДК на ДД.ММ.ГГГГ составил 14805,33 руб. (л.д.91-100).

На момент спорных правоотношений меры социальной поддержки в виде ЕДК предоставлялись ФИО2 по льготной категории «Инвалид» в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 12.05.2017 № 200-П «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» в порядке, утвержденном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 года №1233-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае», действовавшим в период с 01.01.2017 по 26.03.2019.

С 26.03.2019 по настоящее время порядок предоставления ЕДК определен Приказом Министерства от 11.03.2019 № 302-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае».

Из разъяснений, изложенных в п.45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч.2.1 Порядка № 1233-п).

Согласно части 1 Приложения 2 к Порядку № 1233-п ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам устанавливается инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Подпунктом «а» п.6 ч.2 Приложения 2 к Порядку № 1233-п (в редакции до 20.03.2018) установлено, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, инвалидам, проживающим в семьях, состоящих из 1 или 2 человек, в размере 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг.

20.03.2018 в указанную норму приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края № 303-п «О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» были внесены изменения, согласно которым ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, одиноко проживающим инвалидам и инвалидам, проживающим в семьях, состоящих из 2 человек, в размере 20 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) 20 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг.

В п.14 ч.2.8 Порядка № 1233-п в качестве основания для перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации указано поступление информации в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме или обращение граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (для граждан, указанных в ч. 1 приложения 1 к настоящему Порядку).

Частью 2.12 Порядка № 1233-п определено, что перерасчет размера денежной компенсации по основанию, указанному в п.14 ч.2.8 настоящего Порядка, осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг или обращения граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в течение двух и более месяцев или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению на дату обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера денежных компенсаций.

В части 2.14 Порядка № 1233-п указано, что в случаях изменения величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг либо изменения минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц или перерасчета размера денежной компенсации по основанию, указанному в п.14 ч.2.8 настоящего Порядка на основании информации, поступившей в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг без обращения граждан с заявлением о перерасчете размера денежной компенсации, перерасчет размера денежной компенсации осуществляется в автоматизированном режиме без оформления соответствующего решения.

Согласно ч.2.11 Порядка № 1233-п (действовавшему до момента вступления в законную силу изменений, внесенных Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 05.02.2019 № 151-п «О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае») излишне выплаченные гражданину, родителю суммы денежной компенсации, выявленные при осуществлении перерасчета по основаниям, указанным в ч.2.8 настоящего Порядка, подлежат удержанию без согласия гражданина, родителя в размере 100 процентов от суммы денежной компенсации, причитающейся гражданину, родителю при каждой последующей выплате.

В соответствии с ч.2.11 Порядка № 1233-п (в редакции от 05.02.2019) излишне выплаченные гражданину суммы денежной компенсации, выявленные при осуществлении перерасчета по основанию, указанному в п.14 ч.2.8 настоящего Порядка, учитываются без согласия гражданина в размере 30 процентов от сумм денежной компенсации, причитающейся гражданину при каждой последующей выплате.

11.03.2019 приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края № 302-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (федеральные льготники), который содержит положения, аналогичные Порядку № 1233-п.

Так, согласно ч.1.1 Порядка № 302-п настоящий Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (федеральные льготники) устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Камчатском крае, установленных законодательством РФ.

В соответствии с п.8 Приложения 1 к Порядку № 302-п меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, проживающих в Камчатском крае.

Предоставление ежемесячной денежной компенсации осуществляется в месяце, предшествующем месяцу внесения оплаты за жилое помещение, коммунальные услуги и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.1 Порядка № 302-п).

Частью 2.5 Порядка № 302-п установлено, что основанием для изменения размера денежной компенсации является поступление в КГКУ «Центр выплат» сведений о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг.

Согласно п.13 ч.2.19 Порядка № 302-п в качестве основания для перерасчета размера денежных компенсаций является поступление информации в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг и размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме или обращение граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2.21 Порядка № 302-п определено, что перерасчет размера денежной компенсации по основанию, указанному в п.13 ч.2.19 настоящего Порядка, осуществляется на основании сведений, поступивших в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг или обращения граждан с заявлением (с приложением документов, подтверждающих фактическое потребление жилищно-коммунальных услуг) о перерасчете размера денежных компенсаций по причине несоответствия размера начисленных денежных компенсаций и размера мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, рассчитанных с учетом размера начисленной оплаты за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и (или) размера начисленного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более чем за период, равный сроку исковой давности, установленным ст.196 ГК РФ, определяемому с месяца поступления сведений в КГКУ «Центр выплат», и при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в течение двух и более месяцев или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашений по ее погашению на дату обращения гражданина с заявлением о перерасчете размера денежных компенсаций.

В случаях изменения величины минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц или перерасчета размера денежных компенсаций по основанию, указанному в п.13 ч.2.19 Порядка на основании сведений, поступивших в КГКУ «Центр выплат» о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг без обращения граждан с заявлением о перерасчёте размера денежных компенсаций, перерасчет размера денежной компенсации осуществляется в автоматизированном режиме без оформления соответствующего решения (ч.2.22 Порядка №-302п).

Излишне выплаченные гражданину суммы денежных компенсаций, выявленные при осуществлении перерасчета по основанию, указанному в ч.2.19 настоящего Порядка, учитываются без согласия гражданина в размере 30 процентов от сумм денежных компенсаций, причитающихся гражданину при каждой последующей выплате (п.2.25 Порядка №-302п).

В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке (п.2.26 Порядка №302-п).

Вместе с тем вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от 29.03.2019 по административному делу по административному иску первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании нормативного правового акта, которым данный административный иск удовлетворен частично, п.п. 2, 3, 4, 5, 6 ч.2 Приложения 2, ч.2.8 Приложения 2, ч.2 Приложения 3, ч. 2.11 и абз.3 ч.2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13.11.2017 № 1233-п (в редакции от 08.10.2018), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В данном решении дан анализ установленному региональным законодательством Камчатского края порядку авансирования, предполагаемых мер социальной поддержки инвалидов с последующим удержанием без согласия гражданина сумм переплаты в случае их превышения над фактическими расходами. Сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм в случае их возможного удержания из последующих компенсационных выплат. Тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.

Также в указанном решении указано на нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту своих интересов, связанных с получением соответствующей компенсации, гарантированной федеральными законами, в частности, в связи с правовой неопределенностью данного вопроса.

Изложенные в решении Камчатского краевого суда от 29.03.2019 выводы согласуются с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, высказанной по конкретным делам, рассмотренным как в порядке административного судопроизводства (нормоконтроль), так и по гражданско-правовым спорам социального характера, согласно которой удержание выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина и правового обоснования не допускается.

Суд также считает необходимым отметить, что до принятия Порядка, утвержденного приказом № 1233-п от 13.11.2017, а именно в ДД.ММ.ГГГГ спорные правоотношения регулировались приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24.11.2016 № 1283-п, в котором не содержалось норм, предусматривающих авансирование единовременной денежной компенсации и использование сведений о потребленных коммунальных услугах при ее расчете, а перерасчет ЕДК в зависимости от начисленной платы допускался исключительно по заявлению граждан-льготников.

Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» в одностороннем порядке удержало из ежемесячной денежной компенсации, причитающийся ФИО2, сумму составляющую 36867,45 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом остаток не возмещенных сумм ЕДК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 14805,33 руб.

Между тем если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, изложенных в абз.7 п.38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта.

Кроме того, как указано в ч.ч.2,3 ст.216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Как ранее установлено судом, спорные положения Порядка №302-п дословно идентичны положениям Порядка №1233-п, признанным решением Камчатского краевого суда от 29.03.2019 недействующими.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия КГКУ «Центр выплат» надлежит расценивать как фактический отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении ФИО2 мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, размер и порядок выплаты которой установлен федеральным законодательством.

Разрешая спор по существу, суд исходит из наличествующего у материального истца гарантированного права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактического объема потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, а также из недопустимости изменения установленных условий социального гарантирования, которое должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и недопустимости внесения произвольных изменений в существующую систему норм, а потому приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме. В связи с чем признает действия КГКУ «Центр выплат» по удержанию с ФИО2 выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Учитывая, что КГКУ «Центр выплат» неправомерно произведено удержание гарантированных ФИО2 законом выплат, суд считает возможным взыскать с Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края через КГКУ«Центр выплат» в пользу истца удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36867,46 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными действия КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» по удержанию со ФИО2 выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края через КГКУ «Центр выплат» в пользу ФИО2 36867,46 руб. недополученной части ежемесячной денежной компенсации, удержанной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий С.Н. Васильева

Мотивированное решение составлено 26 января 2021г.