НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 15.09.2022 № А-4909/2022

Дело а-4909/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ обратилось в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 160 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 486,30 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 967,34 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 179,76 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 910,56 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 328,78 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 847 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 28,18 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 63,52 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 78,25 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 45,22 рублей.

В обоснование указав, что у административного ответчика имелась налоговая задолженность, в связи с чем, ей направлялось налоговое уведомление, на задолженность начислена пеня, выставлено требование, судебный приказ от 19 апреля 2022 года на взыскание задолженности по налогам, пени с ФИО1 отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик ФИО1 о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала.

Руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных.

Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административных дел № 2а-717/2022, №2а-8178/2017, №2а-5737/2021, №2а-1444/2019, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги – это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исчисление суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком - физическим лицом, произведено налоговым органом на основании сведений, которые представлены в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию, в том числе транспортных средств на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 362 НК РФ).

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (ст. 408 НК РФ).

В силу ч. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно ч.1, 2, 3 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В силу пунктов 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исходя из пункта 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В то же время статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.

Как следует из материалов дела, согласно карточке учета транспортного средства, за ФИО1 с 30 ноября 2008 года зарегистрирован автомобиль "ФИО5" с государственным регистрационным знаком , с 13 февраля 2003 года автомобиль "ФИО6 с государственным регистрационным знаком .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером ФИО7, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 16 февраля 2012 года, ФИО1 в порядке наследования получена 1/2 доля в квартире, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Налоговым органом ФИО1 направлено налоговое уведомление №21224687 от 03 августа 2020 года, согласно которому произведен расчет транспортного налога за 2019 год за транспортные средства ФИО8 (), ФИО9 () в общей сумме 6 160 рублей; имущественного налога за 2019 год за квартиры с кадастровыми номерами в общей сумме 847 рублей.

ФИО1 направлено требование №9465, согласно которому, по состоянию на 04 февраля 2021 года, за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 160 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 55,85 рублей, налогу на имущество физических лиц в размере 847 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7,68 рублей, со сроком исполнения до 30 марта 2021 года.

ФИО1 направлено требование №82148, согласно которому по состоянию на 10 октября 2021 года за налогоплательщиком числится задолженность по пени по транспортному налогу в размере 2363,25 рублей, 1453,64 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 179,31 рублей, 28,18 рублей со сроком исполнения до 23 ноября 2021 года.

Из представленного расчета следует, что в указанное требование включена пеня по транспортному налогу за 2015 год на период с 11 июля 2019 года по 09 декабря 2020 года, пеня по транспортному налогу за 2016 год за период с 11 июля 2019 года по 07 апреля 2021 года, пени по транспортному налогу за 2017 год за период с 11 июля 2019 года по 09 октября 2021 года, пени по транспортному налогу за 2018 год за период с 14 февраля 2020 года по 09 октября 2021 года, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 11 июля 2019 года по 09 декабря 2020 года, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 11 июля 2019 года по 09 октября 2021 года, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 14 февраля 2020 года по 09 октября 2021 года. Данный расчет суд считает верным и обоснованным.

Принимая во внимание, что сумма налогов и пеней, подлежащих взысканию по требованиям, превысила 10 000 руб., срок для обращения с заявлением следует исчислять с момента истечения срока, установлено в требовании №82148, т.е. с 23 ноября 2021 года.

Налоговый орган обратился за вынесением судебного приказа в связи с имеющейся задолженностью 18 апреля 2022 года.

Мировым судьей судебного участка №14 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 19 апреля 2022 года заявление Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о вынесении судебного приказа удовлетворено, с ФИО1 взыскана задолженность по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, налгу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, 19 мая 2022 года судебный приказ был отменен, в связи с чем, у налогового органа возникло право обратиться в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании налога, пени.

Управление Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю с данным административным исковым заявлением обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд 15 июля 2022 года, то есть в пределах установленного законом срока.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено, что 23 октября 2017 года мировым судьей судебного участка №14 Петропавловск-Камчатского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому задолженности по транспортному налогу за 2015 года, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2015 год, пени по налогу на имущество физических лиц.

Определением от 14 мая 2018 года ФИО1 отказано в восстановлении срока на подачу возражений относительно исполнения судебного приказа. Апелляционным определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 26 сентября 2018 года ФИО1 восстановлен срок на подачу возражений относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ от 23 октября 2017 года отменен.

В связи с отменой указанного судебного приказа у налогового органа возникло право на обращение в Петропавловск-Камчатский городской суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, пени, который должен был быть направлен, с учетом выходных и праздничных дней, не позднее 14 ноября 2018 года. Сведений о дальнейшем взыскании с ФИО1 задолженности по налогам 2015 год не имеется.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 09 апреля 2019 года по административному делу №2а-1444/2019, с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 8960 рублей, пени по транспортному налогу в размере 24,64 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 493 рубля.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 июля 2020 года по административному делу №2а-2314/2020, с ФИО1 в пользу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому взыскана задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 8 960 рублей, пени по транспортному налогу 130,97 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 700 рублей.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 21 октября 2021 года Управлению Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю отказано в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 8 960 рублей, пени по транспортному налогу в размере 136,94 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 770 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размер 11,77 рублей, в связи с пропуском налоговым органом установленного законом срока принудительного взыскания.

Как следует из постановления Конституционного Суда РФ от 02.07.2020 N 32-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО2" недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства. Упущения такого рода тем более могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просит восстановить пропущенный срок обращения в суд, при том, что право на такое ходатайство предусмотрено налоговым законом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года N 422-О), обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и не является самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на принудительное взыскание.

Таким образом, в случае если на счете налогоплательщика имеется задолженность по пеням, начисленная на налог, который налоговым органом утрачен для взыскания, начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 6 160 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 486,30 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 967,34 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 179,76 рублей, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 910,56 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 328,78 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 847 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 28,18 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 63,52 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 78,25 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 45,22 рублей удовлетворению в части взыскания задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год, пени по транспортному налогу за 2018 год, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год не подлежат, в связи с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания основных задолженностей, на которые начислены указанные пени.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, ч.2 ст.61.1 БК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить частично административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год, пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2019 год, пени по налогу на имущество физических лиц.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю задолженность за 2019 год по транспортному налогу в размере 6160 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 967,34 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 1179,76 рублей, пени по транспортному налогу за 2019 год в размере 328,78 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 847 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 63,52 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 45,22 рублей.

Отказать в удовлетворении административного иска в части взыскания задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 486,30 рублей, по пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 910,56 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 28,18 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 78,25 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 29 сентября 2022 года.

Судья