НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 14.01.2021 № 12-16/2021

КОПИЯ

Дело

УИД RS0-84

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ 683009, Камчатский край,

г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, рассмотрев жалобу законного представителя - директора Печкуровой Юлии Викторовны на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения одела режимно – контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГЕО 55»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения одела режимно – контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району (далее - должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ, общество с ограниченной ответственностью «ГЕО 55» (далее – ООО «ГЕО 55», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор Общества Печкурова Ю.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить и прекратить производство по делу поскольку Общество не является субъектом административного правонарушения. Считала деяние малозначительным. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ГЕО 55» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор фрахтования судна «Быхов» для выполнения морских инженерных изысканий по трассе проектируемой подводной волоконно-оптической линии связи (далее - ПАОЛП) Анадырь-Петропавловск-Камчатский, ДД.ММ.ГГГГ подписан акт о приеме судна в тайм – чартер с ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на положения ст. ст. 198, 204 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, условия договора фрахтования, правовую позицию Арбитражного суда Дальневосточного округа, выраженную в постановлении по делу № , указывает, что ответственность за нарушение правил пересечения государственной границы РФ должна быть возложена на фрахтователя, который являлся судовладельцем, отдавал распоряжения капитану судна, уведомлял пограничный орган о намерении неоднократного пересечения государственной границы РФ. В материалах дела также отсутствуют допустимые доказательства виновности юридического лица, поскольку Обществу не представлены две карты схемы, на которые ссылается административный орган. Обращает внимание, что две карты схемы составлены третьим помощником капитана пассажирского судна «Гипанис» ФИО3 на основании записей судового журнала согласно реестру порта № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Однако судовой журнал теплохода «Быхов» зарегистрирован в реестре порта и имеет номер .Обращает внимание, что за 4 часа до планируемого пересечения капитан теплохода «Быхов» подал уведомление в пограничный орган о намерении пересечь государственную границу РФ на выход из территориального моря РФ в пограничный орган и уведомление о её фактическом пересечении, основания для корректировки курса отсутствовали. При этом судно оборудовано техническими средствами навигации, собственник судна не мог повлиять на действия капитана из-за разницы во времени и отсутствия информации о месте нахождения судна. Просит учесть, что деятельность Общества носит сезонный характер, связана с периодом навигации и зависит от спроса на рынке услуг. По завершении периода навигации Общество вынуждено нести большие расходы на содержание судна, что крайне затруднительно в условиях экономической ситуации в 2020 году. Правонарушение совершено впервые, в связи с чем, просит применить положения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо снизить сумму административного штрафа ниже низшего предела.

Законный представитель ООО «ГЕО 55» Печкурова Ю.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала.

Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По правилам ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Государственной границе Российской Федерации» (далее Закон РФ «О государственной границе») Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

На основании ст. 3 Закона «О Государственной границе РФ» защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О государственной границе РФ» прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.

Статьей 7 Закона РФ «О Государственной границе РФ» установлено, что режим Государственной границы включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

Абзацем 5 статьи 9 Закона РФ «О государственной границе РФ» предусмотрено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

По правилам пункта «в» ч. 2 ст. 9.1 Закона РФ «О государственной границе РФ» неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.

Согласно ч. 5 ст. 9.1 Закона РФ «О государственной границе РФ» правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» (далее – Правила ).

В соответствии с п. 15 Правил при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море.

Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления основанием привлечения ООО «ГЕО 55» к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что юридическое лицо посредством судна «<данные изъяты>» не оформленного в пограничном и таможенном отношении на выезд из Российской Федерации, убывающего из российского порта Анадырь ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 минут (время камчатское) с намерением осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы РФ на море с последующим прибытием в российский порт Петропавловск-Камчатский без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств в целях торгового мореплавания, под управлением капитана ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 59 минут в усреднённых географических координатах <адрес>. восточной долготы пересекло государственную границу Российской Федерации, осуществив выход из территориального моря Российской Федерации в исключительную экономическую зону Российской Федерации, без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, с нарушением правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществить неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, выразившемся в не выполнении обязанности уведомить пограничный орган о фактическом пересечении границы Российской Федерации на море по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте.

Юридическому лицу вменено нарушение требований ч. 5 ст. 9, п. «в» ч. 2 ст. 9.1, ч. 5 ст. 9.1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», п. 15 Правил .

Вместе с тем, с выводами о виновности юридического лица в совершении указанного административного правонарушения согласиться нельзя ввиду следующего.

Как следует из представленных материалов дела ООО «ГЕО 55» на основании свидетельства о праве собственности на судно является собственником судна «<данные изъяты>», тип судна – рыболовное, идентификационный номер , порт регистрации Мурманск (л.д. 38-39), указанному судну разрешается плавание под государственным флагом Российской Федерации (л.д. 40-41).

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № РРА3011 заказчик ПАО «Ростелеком» выдало исполнителю ООО «<данные изъяты>» техническое задание на выполнение морских инженерных изысканий по объекту «<данные изъяты>» (л.д. 20-35).

ООО «Грин Риф» составлен перечень оборудования для выполнения указанных работ на объекте (л.д. 36-37).

ДД.ММ.ГГГГ между судовладельцем ООО «ГЕО 55» и фрахтователем ООО «<данные изъяты>» заключён договор универсального тайм чартера по условиям которого судно «<данные изъяты>» передается в аренду ООО «<данные изъяты>» на период 60 непрерывных последовательных суток без учёта периода на мобилизацию в район работ и демобилизацию в порт возврата с возможным продлением в опционе фрахтователя.

Согласно п. 2 части II универсального тайм-чартера в обязанности судовладельца входит предоставлять и оплачивать все снаряжение судна и зарплату экипажу, оплачивать страхование, предусмотренное законодательством РФ, обеспечивать палубное снаряжение и снаряжение машинного отделения. Поддерживать судно, его корпус и машинное отделение в пригодном состоянии на протяжении всего периода аренды. Судовладелец должен предоставить лебедчиков для экипажа для работы на судовых грузовых устройствах. С момента подписания настоящего тайм – чартера и до сдачи судна в аренду обеспечить фрахтователю еженедельный доклад о ходе подготовки судна.

Статьей 27 дополнения 1 к универсальному тайм-чартеру от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что судовладелец в течение всего периода нахождения судна в аренде организует и несет расходы по содержанию и смене экипажа, обеспечению судна всеми штатными (судовыми) видами связи, снабжению продуктами питания, как для экипажа, так и для персонала фрахтователя в количестве не более 15 человек, каютным, палубным и машинным снабжением, запасными частями, смазочными и консистентными смазками с тем, чтобы в течение всего периода нахождения судна в аренде, поддерживать состояние судна в полном соответствии с классификационными документами, а также оформление и продление всех видов страхования судна, в том числе и страхование ответственности перед третьими лицами в рамках обязанностей судовладельца. В период нахождения судна в аренде обеспечить капитана судна всеми необходимыми инструкциями и наставлениями, включая метеорологическую, навигационную, ледовую и другую информацию для обеспечения безопасной и успешной работы судна в согласованном районе работы.

На основании ст. 26 дополнения 1 к универсальному тайм-чартеру от ДД.ММ.ГГГГ все распоряжения и инструкции, равно как и любая другая информация, предоставляемая капитану судна, должны быть предоставлены письменно радиограммой /телексом/факсом/электронной почтой/письмом на русском языке (26.3).

Фрахтователь (в лице генерального директора, или лица его замещающего) за 3 (трое) суток до выхода судна из пункта базирования предоставляет судовладельцу письменные распоряжения по связи и управлению, в котором указаны лица (не более двух), уполномоченные в передаче распоряжений по управлению судном от лица фрахтователя, а также номера телексов, факсов, телефонов и интернет-адреса этих лиц, сроки донесений, передаваемых капитаном. Капитан судна свободен от выполнения распоряжений любых лиц, иных, чем уполномоченные лица (26.4).

Фрахтователь должен уплачивать любые штрафы и сборы, которые могут быть наложены на капитана, судно, судовладельца в результате исполнения указаний и/или инструкций фрахтователя, в том числе касающихся соблюдения пограничных, ветеринарных и иных требований (26.5).

Фрахтователь в течение всего периода нахождения судна в аренде обеспечивает все необходимые разрешения и согласования со стороны государственных органов, пограничных властей и пр. для плавания судна в планируемых районах и выполнения запланированных работ и изысканий (26.8).

В силу п. 8 части II универсального тайм-чартера капитан обеспечивает выполнение всех рейсов в предельно короткие сроки и оказывает обычную помощь в выполнении рейсов, используя команду судна. Капитан обязан выполнять распоряжения фрахтователя в вопросах найма, агентирования или по другим вопросам. Если фрахтователи имеют основания быть недовольными действиями капитана или его помощниками, судовладелец, получив подробную информацию по жалобе, должен срочно её расследовать и, если необходимо и целесообразно, произвести соответствующие изменения в личном составе.

На основании п. 9 части II универсального тайм-чартера фрахтователь должен снабдить капитана всеми инструкциями и указаниями, касающимися выполнения рейса, а капитан должен подробно и правильно вести судовые журналы, которые должны быть доступны для фрахтователей или для их агентов.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан Акт о приеме судна в тайм – чартер с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «<данные изъяты>» подано уведомление в ПУ ФСБ России по восточному <адрес> о намерении неоднократного пересечения Государственной границы РФ на море российским судном «<данные изъяты>». При этом в качестве собственника судна указано ООО «Гео 55», в качестве судовладельца – ООО «<данные изъяты>».

Согласно уведомлению судно Быхов» намерено после выхода из порта Анадырь неоднократно пересечь границу территориальных вод РФ и далее следовать по трассе проектируемой подводной волоконно-оптической линии передачи (ПВОЛП) за пределами территориальных вод в исключительной экономической зоне РФ с выполнением инженерных изысканий. До ДД.ММ.ГГГГ судно «Быхов» пересечёт границу РФ с указанием ориентировочных координат и проследует в порт Петропавловск-Камчатский для демобилизации специалистов и оборудования (л.д. 43-45).

Согласно судовой роли капитаном судна «Быхов» является ФИО4 (л.д. 46).

Статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) установлено, что под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Таким образом, из представленных доказательств в их совокупности следует, что после заключения договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ и получения судна «Быхов» в тайм-чартер статус судовладельца в силу ст. 8 КТМ РФ приобрело ООО «<данные изъяты>», которое осуществляло эксплуатацию данного судна на законном основании с целью выполнения морских инженерных изысканий по объекту «<данные изъяты>».

На основании ст. 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая, что после заключения договора тайм-чартера в силу ст. 8 КТМ РФ на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, судовладельцем судна являлось ООО «<данные изъяты>», которое уведомило пограничный орган о намерении неоднократного пересечения государственной границы РФ, указав при этом свой статус, а также, исходя из условий договора тайм-чартера, устанавливающего ответственность фрахтователя по уплате любых штрафов, которые могут быть наложены на капитана, судовладельца в результате исполнения указаний и/или инструкций фрахтователя, в том числе касающихся соблюдения пограничных, ветеринарных и иных требований, прихожу к выводу, что юридическое лицо ООО «ГЕО 55» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что капитан судна ФИО4 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых правоотношениях с ООО «ГЕО 55» не свидетельствует о законности вынесенного постановления, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию судна осуществляло ООО «<данные изъяты>».

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 сь. 24.5, ст.ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения одела режимно – контрольных мероприятий Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГЕО 55», отменить, а производство по делу - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья Образцова О.Ю.