НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 13.02.2018 № 2А-2005/18

Дело № 2а-2005/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Масловой А.Д.,

с участием представителя административного истца Боленова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению войсковой части 14086 к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, Государственному инспектору труда в Камчатском крае Адамовой Светлане Владимировне о признании незаконными требований Предписания от ДД.ММ.ГГГГ с момента вынесения,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 14086 (далее – в/ч) обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее – Гострудинспекция), Государственному инспектору труда в Камчатском крае Адамовой С.В. (далее – Гострудинспектор), просила суд признать незаконными требования Предписания от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Предписание) с момента вынесения.

В обоснование заявленных требований указала, что Гострудинспекцией в в/ч проведена внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства по обращению гражданского персонала ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, по результатам которой вынесено Предписание. Вместе с тем, полагает указанное Предписание неправомерным, поскольку тарифные ставки повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Командиры отделений и пожарные в/ч редко привлекаются к работам, указанным в п. 6 протоколов измерений и оценки микроклимата – выезды на пожары и в п. 5 протоколов измерений и оценки тяжести трудового процесса. Распорядок дня дежурной смены пожарной команды определен расчетом времени по организации несения дежурства личным составом пожарной команды в/ч. Факт привлечения работников к таким работам указывается в журнале учета времени нахождения работника во вредных условиях труда. Также указала, что командир в/ч не обладает правом самостоятельно устанавливать непредусмотренные Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (далее – Положение о системе оплаты труда) выплаты компенсационного характера.

Определением суда от 12 февраля 2018 года судом принят отказ представителя административного истца от административного иска в части признания незаконными требований п. 4 и 5 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал, по основаниям, изложенным в иске, настаивал на признании незаконными требований п. 1, 2 и 3 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно пояснил, что при выполнении указанных пунктов, будет нарушен приказ МО № 255. Согласно данному Приказу, гражданскому персоналу устанавливаются выплаты компенсационного характера в случае, когда на рабочих местах условия труда по результатам специальной оценки отнесены к вредным либо опасным условиям труда и служащий отработал в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Так в течение месяца на каждых дежурных сутках работник должен быть задействован на тушении пожара более 12 часов. Работа конкретного работника во вредных условиях труда фиксируется в табелях учета рабочего времени и книге дежурств пожарной команды. За период с марта по май 2017 года пожарная команда выезжала на пожар единожды. Дополнительно представитель административного истца указал, что оценка условия труда проводится без изучения вредного воздействия на человека во время пожара, так как моделировать данные условия при проведении оценки не представляется возможным.

Административные ответчики о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались. В письменном отзыве Госинспектор Адамова С.В. указала, что из представленных к проверке документов и пояснений командира в/ч было установлено проведение в в/ч 14086 аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой условия труда рабочего места пожарного и командира отделения по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса отнесены к вредным. Журнал учета рабочего времени во вредных условиях труда, а именно выездов на пожары, в ходе проверки представлен не был. Фактическое время нахождения во вредных условиях в ходе осуществления трудовой деятельности не является условием для освобождения работодателя от оплаты работы во вредных условиях труда. Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, является подзаконным актом, который не должен противоречить Трудовому кодексу РФ.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, представленные книги дежурств пожарной команды в/ч за март, апрель, май 2017 года, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, 05 июня 2017 года командиру в/ч ФИО14 Гострудинспекцией вынесено Предписание , составленное Гострудинспектором Адамовой С.В. о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

В срок 30 июня 2017 года обеспечить проведение перерасчета заработной платы в повышенном размере должностных окладов работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3.2), на 12% на основании табелей учета рабочего времени с марта 2017 года (строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда пожарного № 419, строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда командира отделения № 417) / ст. 147 ТК РФ.

С 03 июля 2017 года и постоянно обеспечить выплату заработной платы в повышенном размере должностных окладов работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3.2), на 12% на основании табелей учета рабочего времени с марта 2017 года (строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда пожарного № 419, строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда командира отделения № 417) / ст. 147 ТК РФ.

С 03 июля 2017 года и постоянно обеспечить предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3.2) в количестве не менее 7 календарных дней, суммируя с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда пожарного № 419, строка 040 карты аттестации рабочего места по условиям труда командира отделения № 417) / ст. 117 ТК РФ.

В срок 30 июня 2017 года в трудовой договор работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13 условия: гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда / ч.2 ст. 57 ТК РФ.

До 31 декабря 2018 года провести специальную оценку условий труда рабочих мест водителей.

Предписание от ДД.ММ.ГГГГ получено представителем в/ч 14 июня 2017 года, с административным иском административный истец обратился в суд 22 июня 2017 года, что свидетельствует об обращении с административным иском в суд в установленный законом срок.

Судом установлено, что в 2013 году в военной части 14086 проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По итогам данной аттестации, условиям труда, на должностях командира и работников пожарной команды, по степени вредности и (или) опасности присвоен класс 3.2.

Согласно строкам 040 карт аттестации рабочего места по условиям труда командира отделения № 417 и пожарного № 419, размер повышения оплаты труда работников составил - 12%, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - 7 календарных дней, продолжительность рабочего времени - 40 ч. Отметка о необходимости в установлении указанных видов компенсаций проставлена «да».

В соответствии с кратким описанием выполняемой работы, отраженном в протоколе измерений и оценки тяжести трудового процесса № 417-Н, командир отделения: руководит работой отделения пожарной части (отдельного поста) Государственной противопожарной службы непосредственно на месте тушения пожара, ликвидации аварии или после стихийного бедствия; проводит занятия с личным составом отделения по освоению практических навыков выполнения приемов при работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием; следит за соблюдением личным составом отделения правил по охране труда при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, практических занятий, выполнении хозяйственных работ; осуществляет контроль за техническим состоянием пожарных автомобилей, пожарно-технического и спасательного оборудования, изолирующих противогазов личного состава отделения; выезжает с личным составом отделения на тушение пожаров, ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий; проверяет по заданию начальника караула несение службы постовыми и дозорными; обеспечивает работу специальных агрегатов пожарных автомобилей.

Согласно показателям напряженности трудового процесса по степени риска для собственной жизни (п. 3.2) и степени ответственности за безопасность других лиц (п. 3.3), условиям труда установлен класс 3.2.

В соответствии с кратким описанием выполняемой работы, отраженном в протоколе измерений и оценки тяжести трудового процесса № 419-Н, пожарный: проводит работы по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов, а также выполняет обязанности соответствующих номеров боевого расчета пожарного автомобиля; оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим; содержит в исправном состоянии пожарно-техническое и спасательное вооружение и оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, испытание и устранение неисправностей, не требующих специальной подготовки; несет службу на постах в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций, используя радиосредства и переговорные устройства, имеющиеся на вооружении пожарной части.

Согласно показателям напряженности трудового процесса по степени риска для собственной жизни (п. 3.2) и степени ответственности за безопасность других лиц (п. 3.3), условиям труда установлен класс 3.2.

Фактическая продолжительность рабочего дня командира отделения и пожарного, согласно протоколам измерений и оценки тяжести трудового процесса № 417-Н и 419-Н, составляет 8-9 ч. (п. 5.1), сменность работы - трехсменная (работа в ночную смену) (п. 5.2), перерывы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени (п. 5.3).

В пункте 6 протоколов измерений и оценки микроклимата № 417-МХ и 419-МХ измеряемым параметром указаны выезды на пожары.

Из книг дежурств пожарной команды в/ч за март, апрель, май 2017 года, установлено, что за указанный период, выезд по пожарной тревоге осуществлялся дежурной сменой только 26 мая 2017 года в период с 9 часов до 9 часов 50 минут и с 15 часов до 18 часов 15 минут. В остальное время дежурные смены в течении 24 часов осуществляли пожарные учения, тренировки, противопожарные проверки, проверки работоспособности оборудования и техники, обеспечение пожарной безопасности, обслуживание оборудования и техники.

Согласно табелям учета использования рабочего времени, за период с марта по май 2017 года, вредных условий труда при выполнении должностных обязанностей командирами отделения и работниками пожарной команды, не установлено.

Согласно пояснениям представителя административного истца, командиры отделений и пожарные в/ч редко привлекаются к работам указанным в п. 6 протоколов измерений и оценки микроклимата и в п. 5 протоколов измерений и оценки тяжести трудового процесса, а именно к выездам на пожары. Факт привлечения работников к таким работам отражается в табелях учета использования рабочего времени.

На основании ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Из содержания п. 14 Положения о системе оплаты труда следует, что в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе, за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Согласно п. 15 Положения о системе оплаты труда, выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

Из содержания п. 16 Положения о системе оплаты труда следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 3 и (или) 4 степеней, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 12 процентов.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Аналогичный порядок установлен Положением о системе оплаты труда гражданского персонала в/ч 14086, являющемся приложением к коллективному договору в/ч 14086 (далее – Положение к к/д).

Согласно п. 3.2.1 Положения к к/д работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе, за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными иными особыми условиями труда.

Повышение должностного оклада (тарифной ставки) устанавливается гражданскому персоналу, отработавшему в расчетном периоде в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда не менее половины установленной нормы рабочего времени (абз. 4 п. 3.2.6 Положения к к/д).

В силу ст. 117 ТК РФ работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор указанных выше работников являются условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

С учетом изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что количество выездов пожарной команды в/ч по вызову на тушение пожаров, и количество времени проведенного пожарной командой на тушении пожаров, не могут являться основанием для невыплаты компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. При проведении аттестации рабочих мест в 2013 году измерению и оценке подвергались не только микроклимат при выездах на пожары, но и тяжесть трудового процесса, который помимо выездов на пожары включает в себя обширный ряд иных выполняемых командиром отделения и пожарными работ при нахождении на рабочем месте, указанных в п. 5 протоколов измерений и оценки тяжести трудового процесса. По итогам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда была присвоена общая оценка условий труда 3.2 (класс условий труда) командира отделения и пожарных по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, фактическая продолжительность которого составляет 8-9 ч. (фактическая продолжительность рабочего дня). Результаты проведенной аттестации не оспорены, недействительными не признаны; доказательств обратного суду не представлено.

Надлежит отметить то обстоятельство, что при оценке условий труда в 2013 году специалистами не проводилось исследование воздействие вредных факторов на работника при тушении пожара в течение каждой дежурной смены, продолжительность которой составляет 24 часа, более 12 часов.

При указанных обстоятельствах, довод представителя административного истца, что для установления выплаты компенсационного характера за работу во вредных либо опасных условиях труда, необходимо чтобы служащий отработал в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени, является несостоятельным.

На основании изложенного, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконными требований пунктов 1, 2 и 3 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, административный иск войсковой части 14086 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска войсковой части 14086 к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, Государственному инспектору труда в Камчатском крае Адамовой Светлане Владимировне о признании незаконными требований пунктов 1, 2 и 3 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного Государственной инспекции труда в Камчатском крае командиру войсковой части 14086 ФИО14, составленное Государственным инспектором труда в Камчатском крае Адамовой С.В. о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом 19 февраля 2018 года.

Председательствующий судья А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов