Дело № 2а-865/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петропавловск – Камчатский 12 апреля 2022 года
Петропавловск–Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,
с участием административного ответчика Курденкова Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю к Курденкову Евгению Олеговичу о взыскании налога на доходы физических лиц, пени по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Камчатскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Курденкову Е.О. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в сумме 13 000 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 116,02 руб. В обоснование иска указано на то, что при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Управление установило факт неуплаты Курденковым Е.О. в бюджет недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу на доходы физических лиц. Налогоплательщику исчислен налог на доходы физических лиц, направлено налоговое уведомление. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога Управлением выставлено требование от 03 февраля 2021 года № 6023 об уплате налога на доходы физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц. Поскольку требование об уплате налога и пени Курденковым Е.О. не исполнено, Управление обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления мировой судья судебного участка №5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 26 августа 2021 года вынес судебный приказ о взыскании с Курденкова Е.О. сумм налогов и пени. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика относительно исполнения судебного приказа 24 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка №5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесено определение об отмене судебного приказа. С учетом того, что обязанность по уплате налогов и пени Курденковым Е.О. не исполнена, Управление просит суд взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность.
Административный истец УФНС России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании административный ответчик Курденков Е.О. административное исковое заявление не признал. Пояснил, что при оформлении кредита в 2017 году им был заключен договор страхования жизни, уплачен первый взнос. От продления срока действия договора на 2019 год он отказался, не внес очередной взнос, в связи с чем договор страхования был расторгнут. Выкупная сумма по договору страхования равна нулю, налоговый вычет по договору страхования жизни он не получал.
Заинтересованное лицо ООО СК «Сбербанк страхование жизни» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела №2а-27500/2021, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относятся страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также выкупные суммы полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пункта 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных указанным подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
Согласно абзацам 4, 5, 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации в случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
Таким образом, положениями действующего законодательства в сфере налогообложения иного порядка удержания налога на доходы физических лиц в случае расторжения договора страхования жизни не установлено.
15 февраля 2020 года ООО СК «Сбербанк страхование жизни» представил в Управление ФНС России по Камчатскому краю справку о доходах и суммах налога физического лица Курденкова Е.О. за 2019 год №. Из данной справки следует, что общая сумма полученного Курденковым Е.О. дохода в 2019 году составляет 100 000 руб., сумма исчисленного налога – 13 000 руб. В соответствующей графе код дохода указан, как «1212», месяц получения дохода - 12.
Согласно кодов видов доходов налогоплательщика, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 10 сентября 2015 года №ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов», код дохода «1212» - это доходы в виде денежных (выкупных) сумм, выплачиваемых по договорам добровольного страхования жизни, подлежащих в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров добровольного страхования жизни.
Однако, как следует из материалов дела, в том числе направленного ООО СК «Сбербанк страхование жизни» в адрес Курденкова Е.О. уведомления от 23 сентября 2019 года, договор страхования ВМР1 № от 16 ноября 2017 года, заключенный между Курденковым Е.О. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», расторгнут досрочно 22 августа 2019 года, в связи с неуплатой Курденковым Е.О. страховых взносов по договору. Размер гарантированной выкупной суммы по страховому полису на дату досрочного прекращения составляет 75 265,82 руб. Причитающаяся Курденкову Е.О. выкупная сумма равна нулю.
По сообщению налогового органа от 12 апреля 2022 года Курденков Е.О. за получением социального налогового вычета в Управление не обращался.
В направленной ООО СК «Сбербанк страхование жизни» справке по форме 2-НДФЛ фактически были отражены уплаченные Курденковым Е.О. по договору страхования суммы страховой премии названному страховщику, подлежащие возврату или учету в качестве социального налогового вычета в связи с досрочным прекращением обязательств по кредитному договору и договору страхования.
Таким образом, отраженный в справке ООО СК «Сбербанк страхование жизни» от 15 февраля 2020 года № 17669 доход не является налогооблагаемой в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 208 НК РФ выкупной суммой, полученной от страховщика.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований части 1 статьи 62 и части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Управлением не было доказано наличие у Курденкова Е.О. обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год, а также, как следствие, и обязанности по уплате пени по этому же налогу.
С учетом изложенного административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю к Курденкову Евгению Олеговичу о взыскании налога на доходы физических лиц, пени по налогу на доходы физических лиц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 26 апреля 2022 года
УИД 41RS0001-01-2021-012593-25