НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 11.03.2019 № 2-2175/19

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края

в составе:

председательствующего судьи Образцовой О.Ю.,

при секретаре Драпчук Д.А.,

с участием истца Пасековой М.В.,

представителя истца Платоновой Е.В.,

представителей ответчика Корытко И.Н., Леонтьевой Я.К.,

помощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Казаковой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пасековой Марины Валентиновны к Федеральной таможенной службе Дальневосточного таможенного управления Камчатской таможни о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Пасекова обратилась с иском к ФТС ДВТУ Камчатской таможни, указав, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею заключён срочный служебный контракт на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, вступающее в действие с ДД.ММ.ГГГГ, где должность истца упразднена. ДД.ММ.ГГГГ она уведомлена о кадровом сокращении, ей разъяснено право претендовать на иные вакантные должности (при их наличии) с учётом профессионального образования и уровня квалификации. ДД.ММ.ГГГГ ей предложено ознакомиться с имеющимися вакансиями, истец согласилась на замещение вакантной должности начальника отделения по противодействию коррупции и в указанный день обратилась к работодателю с соответствующим заявлением. Однако ДД.ММ.ГГГГ она уведомлена ответчиком, что начальник подразделения по противодействию коррупции таможни назначается и освобождается от должности руководителем ФТС России.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к с ДД.ММ.ГГГГ зачислена сроком на три месяца в распоряжение Камчатской таможни. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в указанный приказ внесены изменения, срок зачисления в распоряжение изменён на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о назначении на вакантную должность начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, однако ДД.ММ.ГГГГ ей отказано, в связи с несоответствием квалификации.

ДД.ММ.ГГГГ ей предложена вакантная должность инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Камчатской таможни, от которой она отказалась.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к она уволена по пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах», в связи сокращением численности и штата.

Ссылаясь на положения ст. 5, 261 ТК РФ, считает увольнение незаконным, поскольку является одинокой матерью, на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку в листе собеседования от ДД.ММ.ГГГГ ей предложено 3 вакантные должности, однако разъяснено, что должность оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела исключает её приём на работу. Кроме того, ответчик, уведомив её о том, что назначение на должность начальника отделения по противодействию коррупции отнесено к компетенции руководителя ФТС дальнейшее движение по заявлению не осуществлял.

Окончательно определив исковые требования, просит восстановить её в должности дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 129 166 рублей 52 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель истца Платонова в судебном заседании полагала увольнение истца незаконным, поскольку Пасекова является одинокой матерью и не подлежит увольнению, в связи с сокращением численности и штата. Считает, что Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» противоречит Трудовому кодексу РФ, в связи с чем, не подлежит применению по субъектному составу в отношении одинокой матери. Кроме того, Пасекова выразила своё согласие на замещение вакантной должности, однако работодатель, уведомив её о процедуре назначения руководителем ФТС России, дальнейших действий не предпринял.

Представитель ответчика Корытко в судебном заседании полагала исковые требования Пасековой необоснованными, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, указав, что в соответствии с приказом ДВТУ от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказом Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ должность дознавателя по ОВД исключена из штатного расписания. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец уведомлена об исключении замещаемой ею должности из штатного расписания. В соответствии с п. 8, 18 Инструкции, утверждённой приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с истцом проведено собеседование, объявлены вакантные должности оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела, начальника отделения по противодействию коррупции, старшего оперуполномоченного по противодействию коррупции, а также основания, исключающие возможность замещения указанных должностей. Так, должность начальника отделения по противодействию коррупции является номенклатурной, и начальник таможни не уполномочен принимать решение о её замещении. Письмом Дальневосточной оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ дано поручение должность оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела не укомплектовывать, в связи с предстоящим исключением из штатного расписания, которая с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ДВТУ от ДД.ММ.ГГГГ исключена. Кроме того, истец отказалась от замещения вакантной должности в других таможенных органах Дальневосточного региона и ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении её на должность начальника отделения по противодействию коррупции таможни, которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ перенаправлено в ДВТУ. ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлена с письмом ДВТУ о порядке замещения указанной должности. В соответствии с должностной инструкцией старшего оперуполномоченного ОПК таможни начальник Камчатской таможни, а также начальник ДВТУ не уполномочен решать вопросы о её замещении. На основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ-к, а также ДД.ММ.ГГГГ-к Пасекова зачислена в распоряжение Камчатской таможни с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе собеседования истцу предложена вакантная должность инспектора отдела оперативно-дежурной службы в таможенных органах, а также перевод в другой таможенный орган, однако она отказалась. В период нахождения в распоряжении имелись вакантные должности заместителя начальника таможни – начальника отдела тылового обеспечения, начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, заместителя начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, которые относятся к группе старшего начальствующего состава, не являются равнозначными замещаемой истцом должности, поскольку имеют различные предельные звания, квалификационные требования, в связи с чем, не могли быть предложены Пасековой. В связи с тем, что истец отказалась от замещения равнозначной должности – инспектора отдела оперативно-дежурной службы в таможенных органах, а также от перевода на иную должность, соответствующую её квалификации, она уволена. Наличие статуса одинокой матери не исключает возможность прекращения с ней трудовых отношений, в связи с сокращением численности и штата. С учётом изложенного исковые требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда считает необоснованными.

Представитель ответчика Леонтьева в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, поддержала.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив возражения на исковое заявление, заслушав заключение прокурора, полагавшего увольнение истца законным, суд приходит к следующему.

На основании ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах» служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).

В силу пп. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 48 указанного Федерального закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям: в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным, в том числе подпунктом 5 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни, за исключением случая, указанного в подпункте 9 пункта 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 части 5 ст. 48 указанного Федерального закона также предусмотрено, что увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

На основании п. 5 ст. 18 приведённого Федерального закона при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. В срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождение его в очередном и дополнительных отпусках.

Порядок зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождение сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий установлен Инструкцией, утверждённой приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2, 3 Инструкции сотрудник таможенного органа, должность которого подлежит сокращению, зачисляется с его согласия в распоряжение на срок до трех месяцев при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации таможенного органа либо сокращении численности или штата его сотрудников.

При зачислении сотрудника в распоряжение таможенного органа сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями с выплатой денежного довольствия в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении.

На основании п. 4 Инструкции при сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимающие сокращаемые должности, зачисляются в распоряжение этого таможенного органа.

Пунктами 8, 10, 11, 13 Инструкции предусмотрено, что начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатных мероприятиях до времени начала их проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование.

В ходе собеседования разъясняются: порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах либо увольнения со службы в таможенных органах; права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах.

Во время собеседования сотрудник вправе подать заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение таможенного органа или о назначении на предложенную в ходе собеседования должность.

Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования, который подписывают сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица. Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника.

В судебном заседании установлено, что приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ Пасекова принята на службу в таможенные органы Российской Федерации по контракту и назначена на должность дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни.

На основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключён служебный контракт.

В соответствии с приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ с Пасековой заключён служебный контракт на новый срок.

По условиям контракта о службе в таможенных органах РФ (с учётом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), заключённого между Пасековой и Камчатской таможней истец принята на службу с ДД.ММ.ГГГГ на срок 3 года в должности дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни.

Приказом ДВТУ ФТС от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Дальневосточного региона. В соответствии с приложениями и к приказу в Камчатской таможне исключена должность дознавателя по особо важным делам в количестве 1 штатной единицы.

В соответствии с приказом Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в штатном расписании Камчатской таможни, вступающие в силу ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми подлежат исключению из штатного расписания должности дознавателя по особо важным делам – в отделении дознания, а также старшего оперуполномоченного – в отделении по противодействию коррупции.

ДД.ММ.ГГГГ Пасекова уведомлена ответчиком о том, что замещаемая ею должность дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни, исключается из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком проведено собеседование с истцом, в ходе которого ей разъяснён порядок проведения организационно-штатных мероприятий, нахождение сотрудника в распоряжении начальника таможни, возможность увольнения, основания и критерии возможности продолжения службы в таможенных органах, а также гарантии и компенсации, связанные с расторжением контракта. Истцу объявлены имеющиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Камчатской таможне вакантные должности сотрудников: оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела, замещение которой исключено в соответствии с письмом ДВОТ от ДД.ММ.ГГГГ; начальника отделения по противодействию коррупции – номенклатура назначения ФТС России; старшего оперуполномоченного отделения по противодействию коррупции – номенклатура назначения ФТС России, которая исключается из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ. С учётом изложенного, истцу разъяснено, что указанные должности не могут быть ей предложены. Истец выразила желание быть зачисленной в распоряжение с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Дальневосточной оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с планируемыми организационно-штатными мероприятиями исключён приём на службу в должность оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела Камчатской таможни.

Согласно штатному расписанию, с учётом изменений, сведениям о наличии вакантных должностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Камчатской таможне вакантны должности: заместителя начальника таможни – начальника отдела тылового обеспечения Камчатской таможни ДВТУ; начальника отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни ДВТУ; инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Камчатской таможни ДВТУ; оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела Камчатской таможни ДВТУ.

Приказом ДВОТ от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение организационно-штатных мероприятий, в соответствии с которыми должность оперуполномоченного Камчатской таможни подлежит исключению из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ утверждены указанные изменения в штатном расписании с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о рассмотрении её кандидатуры для назначения на должность начальника отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни.

В соответствии с письмом ДВОТ от ДД.ММ.ГГГГ назначение на должности от начальника отделения таможенного поста и выше производиться строго по согласованию с Дальневосточным таможенным управлением.

ДД.ММ.ГГГГ заявление истца направлено начальнику Дальневосточного таможенного управления.

Согласно письму ДВТУ от ДД.ММ.ГГГГ заявление истца рассмотрено, ей разъяснено, что в соответствии с п. 8 раздела III Общего положения о таможне, утверждённого приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ, начальник подразделения по противодействию коррупции таможни назначается и освобождается от должности руководителем ФТС России. С указанным письмом истец ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пасекова обратилась к работодателю с заявлением о зачислении её в распоряжение Камчатской таможни с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к Пасекова зачислена в распоряжение Камчатской таможни на 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении её на должность начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны

ДД.ММ.ГГГГ истцу направлен ответ, согласно которому должность начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны вакантна с ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» относится к группе старшего начальствующего состава. В соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ указанная должность, а также замещаемая Пасековой ранее должность дознавателя по особо важным делам имеют различные предельные звания, квалификационные требования и не являются равнозначными.

ДД.ММ.ГГГГ с истцом проведено собеседование, в ходе которого предложена должность инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Камчатской таможни, однако от предложенной должности истец отказалась из-за графика работы с учётом ранее замещаемой должности. Кроме того, истец отказалась от замещения иных вакантных должностей Дальневосточного региона.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к в приказ Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-к внесены изменения, в соответствии с которыми Пасекова считается зачисленной в распоряжение с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с временной нетрудоспособностью.

Из документов, представленных истцом, усматривается, что она имеет на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и является одинокой матерью (л.д. 29, 30).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-к Пасекова уволена со службы в таможенных органах ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Оценив в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание, что истец в течение срока пребывания в распоряжении Камчатской таможни отказалась от замещения вакантной должности инспектора отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Камчатской таможни, соответствующей её квалификационным требованиям, стажу, при этом отказалась от перевода на иные вакантные должности таможенной службы в Дальневосточном регионе, суд приходит к выводу, что Пасекова обоснованно уволена со службы в таможенных органах, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Давая оценку доводам истца о несоблюдении работодателем процедуры увольнения, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы: старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы.

Пунктом 3 ст. 5 указанного Федерального закона также предусмотрено, что перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Из системного толкования указанных норм следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий допускается перевод сотрудника таможенного органа на иную равнозначную должность с учётом квалификации сотрудника.

Суд принимает во внимание, что в соответствии с должностными инструкциями, исследованными в судебном заседании, должности дознавателя по особо важным делам отделения дознания, начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, заместителя начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, начальника отделения по противодействию коррупции, заместителя начальника Камчатской таможни относятся к группе должностей старшего начальствующего состава. При этом ранее замещаемая истцом должность, а также должность начальника отделения по противодействию коррупции имеют предельное специальное звание майор таможенной службы.

Вместе с тем указанные обстоятельства не свидетельствуют о равнозначности приведённых должностей, поскольку, как усматривается из должностных инструкций, установлен различный порядок назначения на указанные должности, в том числе должности начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, заместителя начальника отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны, заместителя начальника Камчатской таможни, имеют более высокие предельные звания, различные требования к уровню профессиональных знаний и навыков, исходя из перечня должностных обязанностей, а также различные требования к стажу.

Данное обстоятельство также подтверждается перечнем должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава таможен и таможенных постов, соответствующих им предельных специальных званий и квалификационных требований, приведённых в приложении к приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с учётом приведённого перечня, должностной инструкции истца, суд приходит к выводу, что единственными равнозначными должностями, соответствующими квалификации истца, являются: должность ведущего инспектора, от замещения которой истец отказалась, а также должность оперуполномоченного оперативно-розыскного отдела, которая имела более низкое предельное звание, однако на основании письма ДВОТ от ДД.ММ.ГГГГ, приём на указанную должность на момент нахождения Пасековой в распоряжении был невозможен, в связи с предстоящими организационно-штатными мероприятиями.

Более того, трудовым законодательством, а также Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ» не предусмотрена обязанность работодателя принимать какие-либо меры либо оказывать содействие сотруднику по направлению заявления о замещении вакантной должности, назначение на которую не относится к компетенции начальника регионального подразделения таможенного органа. Кроме того, заявление истца о рассмотрении её кандидатуры для назначения на должность начальника отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни направлено работодателем начальнику Дальневосточного таможенного управления и истцу впоследствии разъяснён порядок назначения на указанную должность. К руководителю ФТС России о замещении указанной должности Пасекова не обращалась.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что работодателем соблюдена процедура увольнения истца со службы в таможенных органах, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в связи с чем, все доводы в данной части являются несостоятельными.

Не может суд согласиться и с доводами истца и её представителя о том, что статус одинокой матери сотрудника таможенного органа исключает возможность проведения в отношении него организационно-штатных мероприятий ввиду следующего.

Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Из разъяснений, изложенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" следует, что указанная гарантия распространяется, в том числе, и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" предусмотрено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.

Согласно статье 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

При этом в силу ст. 2 Федерального закона правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

Из системного толкования указанных норм следует, что служба в таможенных органах не относится к государственной гражданской и муниципальной службе, а представляет собой особый вид государственной службы. Таким образом, учитывая специальный правовой статус истца, которая на момент проведения организационно-штатных мероприятий проходила государственную службу в таможенных органах, Федеральный закон «О службе в таможенных органах РФ» является специальным по отношению к общим положениям Трудового кодекса РФ и подлежит применению в приоритетном порядке по вопросам, урегулированным специальными нормами.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец проходила государственную службу в таможенных органах и уволена со службы в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона № 114-ФЗ, а не п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, суд приходит к выводу, что гарантия, предусмотренная ст. 261 ТК РФ на неё не распространяется. В этой связи все доводы истца и её представителя в данной части несостоятельны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Пасековой являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пасековой Марины Валентиновны к Федеральной таможенной службе Дальневосточного таможенного управления Камчатской таможни о восстановлении на работе в должности дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 129 166 рублей 52 копейки, компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.