НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 10.02.2022 № 2А-1237/2022

Дело № 2а-1237/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 10 февраля 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Михайловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю в порядке ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ обратилось в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 2 006,78 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 18,31 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 156,29 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 40,59 рублей, в обоснование указав, что у административного ответчика имеется налоговая задолженность, в связи с чем, ему направлялись требования, задолженность в полном объеме не погашена. Судебный приказ от 07 октября 2021 года на взыскание страховых взносов, пени с ФИО1 21 октября 2021 года отменен мировым судьей судебного участка № 17 Петропавловск-Камчатского судебного района, в связи с поступившими возражениями от должника.

Административный истец 30 декабря 2021 года уточнил требования административного иска, в связи с оплатой задолженности, просил взыскать с ФИО1 задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 40,59 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 года в размере 2 006,78 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448,00 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 18,31 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 156,29 рублей.

Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный истец направил в суд мнение на отзыв административного ответчика, согласно которому указал, что согласно письму ФНС России по 02.02.2021 № БС-4-11/1183" разъяснено, что Федеральным законом № 502-ФЗ статья 6 и 7 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Нормами статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Законом РФ № 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение лиц, осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов. Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения. В случае, если в пенсионном удостоверении не указанно, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом РФ № 4468-1, тодополнительно представляется Справка из федерального ведомства, осуществляющего его пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом РФ № 4468-1.Кроме того, в связи с вступлением Федерального закона N 502-ФЗ в силу с 10 января 2021 года, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов обязательное пенсионное страхование прекращается с 11 января 2021 года. ФИО1 в адрес Управления представил необходимые документы и с 11

января 2021 года начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное

страхование прекратиться. Поскольку ФИО1 неверно указал в платежном документе КБК, сумма в размере 40,59 рублей поступила на КБК 8210202103081013160 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, а не на КБК пени, административный истец просил взыскать с ФИО1 сумму задолженности в размере 34669,97 рублей.

Административный ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, участия в судебном заседании не принимал, направил в суд квитанции об оплате задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 40,59 рублей, письменный отзыв, согласно которому указал, что является адвокатом, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ не подавал, оснований требовать уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени у налогового органа не имеется.

В соответствии со ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.

Исследовав материалы административного дела, материалы административного дела № 2а-32836/21, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно статье 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.

В соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в случае, если величина их дохода за 2019 год не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей, за расчетный период 2020 года 32 448 рублей.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, за 2019 год уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ФИО1 23 мая 2002 года присвоен статус адвоката, регистрационный номер в региональном реестре адвокатов 41/97.

Административному ответчику направлено требование № 40707 от 04 сентября 2020 года об уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 006,78 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 18,31 рублей, со сроком исполнения до 05 октября 2020 года.

Согласно требованию №8458 от 04 февраля 2021 за ФИО1 числится задолженность за 2020 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 156,29 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 40,59 рублей.

Мировым судьей судебного участка № 17 Петропавловск-Камчатского судебного района 07 октября 2021 года вынесен судебный приказ по заявлению УФНС по Камчатскому краю о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени.

В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, 21 октября 2021 года судебный приказ был отменен, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.

Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю с данным административным исковым заявлением обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд 22 декабря 2021 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

От административного ответчика поступили квитанции от 23 декабря 2021 года об оплате задолженности через ПАО "Сбербанк" по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 40,59 рублей.

Таким образом установлено, что на момент рассмотрения административного дела ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год, пени не имеет.

Рассматривая требование УФНС по Камчатскому краю о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019, 2020 годы, пени, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 31 декабря 2001 года уволен со службы в органах налоговой полиции по выслуге срока службы дающего право на получение пенсии и является получателем пенсии за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 29 указанного Федерального закона).

Действие Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" распространяется также на сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

Таким образом, обязательным условием, для начисления недоимки по обязательному пенсионному страхованию и пени, является наличие в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации заявления страхователя – адвоката, являющегося получателем пенсии за выслугу лет заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 5-П от 28 января 2020 г. подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

В пункте 2 резолютивной части указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал те же положения указанного законодательства не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска УФНС по Камчатскому краю о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 25 февраля 2022 года.

Судья