НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 08.07.2021 № 2А-3262/2021

Дело № 2а-3262/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю к ФИО2 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование,

УСТАНОВИЛ:

УФНС России по Камчатскому краю (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 268,10 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 62,88 руб. В обоснование иска указано на то, что ФИО2 не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов, пени по страховым взносам. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов и пени, выставлено требование от 14 февраля 2020 года об уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 268,10 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 62,88 руб. Поскольку требование ФИО2 также не исполнено, Управление обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. По результатам рассмотрения указанного заявления мировой судья судебного участка №17 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края 11 сентября 2020 года вынес судебный приказ о взыскании с ФИО2 указанных страховых взносов и пени. В связи с поступившими от налогоплательщика возражениями относительно исполнения судебного приказа, 06 ноября 2020 года мировым судьей судебного участка №17 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесено определение об отмене судебного приказа. Поскольку обязанность по уплате задолженностей ФИО2 не исполнена, Управление просит суд взыскать с административного ответчика образовавшуюся задолженность.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы России по Камчатскому краю ФИО1 административное исковое заявление поддержала с учетом уточнений, а именно в связи с добровольной оплатой части задолженности, просила взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 268,10 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 62,88 руб.

Административный ответчик ФИО2 административное исковое заявление не признал, поддержал доводы, изложенные в отзывах на иск. Пояснил, что 21 мая 2021 года им была произведена оплата задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 62,88 руб. Поскольку он является адвокатом, получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, заявление о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в территориальный орган ПФР не подавал, оснований требовать уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени у Управления не имеется.

Исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела № 2а-/2020, суд приходит к следующему.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в случае, если величина их дохода за 2019 год не превышает 300 000 рублей, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рублей.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, за 2019 год уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу пунктов 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из материалов дела, ФИО2 23 мая 2002 года присвоен статус адвоката, регистрационный номер в региональном реестре адвокатов .

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, административному ответчику направлено требование № 13850 от 14 февраля 2020 года об уплате за 2019 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 268,10 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 62,88 руб., в котором установлен срок уплаты задолженности до 08 апреля 2020 года.

На основании части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Поскольку требование ФИО2 исполнено не было, в установленный шестимесячный срок, а именно 04 сентября 2020 года, Управление обратилось с заявлением о вынесении судебного приказа.

11 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка №17 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика страховых взносов, пени по страховым взносам.

Определением мирового судьи от 06 ноября 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника ФИО2 относительно его исполнения.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Административное исковое заявление подано Управлением в суд 07 апреля 2021 года, в установленный законом шестимесячный срок.

До начала рассмотрения дела в судебном заседании административным ответчиком в подтверждение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год представлен чек-ордер по операции №4997 от 21 мая 2021 года на сумму 6 884 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год представлен чек-ордер по операции №4996 от 21 мая 2021 года на сумму 62,88 руб.

Учитывая то обстоятельство, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год ФИО2 уплачены в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных УФНС России по Камчатскому краю требований в данной части.

Рассматривая требование УФНС России по Камчатскому краю о взыскании с ФИО2 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 268,10 руб., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

Лица, указанные в подпунктах 1 - 3, 5 - 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 29 указанного Федерального закона).

Таким образом, обязательным условием, для начисления недоимки по обязательному пенсионному страхованию и пени, является наличие в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации заявления страхователя – адвоката, являющегося получателем пенсии за выслугу лет заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, ФИО2, 31 декабря 2001 года уволен со службы в органах налоговой полиции по выслуге срока службы дающего право на получение пенсии и является получателем пенсии за выслугу лет.

Действие Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» распространяется также на сотрудников федеральных органов налоговой полиции.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность предъявленных к административному ответчику требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований УФНС России по Камчатскому краю о взыскании с ФИО2 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 62,88 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и сумм пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2021 года.

УИД 41RS0001-01-2021--54