НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 08.02.2024 № 2-723/2024

Дело № 2-723/2024

УИД 41RS0001-01-2023-010406-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 февраля 2024 года г.Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Рафиковой М.Г.,

при секретаре Быковой А.Н.,

с участием истца ФИО1 ФИО9

представителя ответчика ФИО5 ФИО10

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 ФИО12 действующий в интересах несовершеннолетней ФИО3, предъявил в суд иск к ответчику Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее по тексту – КГКУ «Центр выплат») с требованиями о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате в ДД.ММ.ГГГГ компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно ФИО3, имеющего статус <данные изъяты>», и ФИО1 ФИО13 как сопровождающему, о возложении обязанности выплатить компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в полном объеме в размере 120 456 руб.

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в КГКУ «Центр выплат» с целью компенсации расходов по оплате 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно на его ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и на себя, как его сопровождающего. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в компенсации данных расходов на том основании, что годичный (двухгодичный) период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в котором им подано обращение, наступит с ДД.ММ.ГГГГ. Считает действия ответчика незаконными и нарушающими права его ребенка в части компенсации расходов на проезд, поскольку годичный (двухгодичный) период исчисляется в календарном порядке, начиная с 1 января года, в котором гражданином подано заявление на компенсацию, расходов в связи с осуществлением проезда в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. Годичный (двухгодичный) период, исчисленный в указанном порядке, может не совпадать с периодом, в котором гражданином осуществлен проезд к месту отдыха и обратно. Указал, что впервые за выплатой данной компенсации в размере 100% было обращение ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, двухгодичный период действовал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было повторное обращение за выплатой указанной компенсации в размере 100%, для которой предусмотрен двухгодичный период, действовавший с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В очередной раз за выплатой данной компенсации в размере 100% обратился ДД.ММ.ГГГГ в период, действующий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, считает, что обратился с заявлением о выплате компенсации расходов в размере 100 % в течение не истекшего двухгодичного периода и оснований для отказа в выплате данной компенсации у ответчика не имелось.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края.

Истец ФИО1 ФИО14. в судебном заседании, окончательно определившись с исковыми требованиями, просил признать незаконным отказ ответчика в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно ФИО3, имеющей статус «<данные изъяты>» и его сопровождающему, взыскать с ответчика расходы на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 120 456 руб.

Представитель ответчика КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» ФИО5 ФИО15., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, пояснила, что КГКУ «Центр выплат» поступил законно. В ДД.ММ.ГГГГ обратилась мать ребенка и была произведена выплата в размере 100%, следовательно, право на оплату проезда в размере 100% за следующий двухгодичный период возникает только ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).

В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Специальным федеральным законом, регулирующим правоотношения в сфере социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В преамбуле указанного Федерального закона установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусматривалось право инвалидов на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ признана утратившей силу.

Правоотношения, связанные с обеспечением реализации органами государственной власти Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, наделенными отдельными государственными полномочиями Камчатского края в сфере образования, отдельных мер социальной защиты инвалидов, предусмотренных федеральным законодательством, установлением дополнительных мер социальной поддержки инвалидов, проживающих на территории Камчатского края, а также с оказанием органами государственной власти Камчатского края поддержки общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и обеспечением взаимодействия с общественными объединениями инвалидов регулируются законом Камчатского края от 30 мая 2014 года № 437 «О социальной защите инвалидов в Камчатском крае» (далее по тексту – Закон Камчатского края № 437 от 30 мая 2014 года).

В соответствии со ст.15 Закона Камчатского края № 437 от 30 мая 2014 года детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам предоставляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно.

Порядок предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа Камчатского края, осуществляющего функции по выработке и реализации региональной политики в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края от 11 февраля 2022 года № 139-п утвержден Порядок предоставления детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно (далее по тексту – Порядок), который устанавливает правила осуществления выплаты детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно.

На основании ч.2 Порядка право на компенсацию имеют дети-инвалиды, инвалиды с детства и сопровождающие их лица в возрасте 18 лет и старше, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживающие по месту жительства в Камчатском крае, либо иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие по месту жительства в Камчатском крае.

Выплата компенсации сопровождающему лицу без сопровождаемого ребенка-инвалида, инвалида с детства не производится.

Согласно ч.4 Порядка выплата компенсации производится один раз в год в размере 50 процентов стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно или один раз в два года в размере 100 процентов стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно. Годичный (двухгодичный) период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором гражданином подано заявление на компенсацию, расходов в связи с осуществлением проезда в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, но не ранее чем с 1 января 2013 года. Годичный (двухгодичный) период, исчисленный в указанном порядке, может не совпадать с периодом, в котором гражданином осуществлен проезд к месту отдыха и обратно. В случае если гражданин не обращался с заявлением о компенсации в истекший двухгодичный период, выплата компенсации за эти периоды не производится.

В силу п.17 Порядка компенсация осуществляется в соответствии с решением о предоставлении компенсации, принятым в соответствии с Административным регламентом Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно», утвержденным Приказом Министерства от 30 сентября 2021 года № 1481-п.

В соответствии с ч.2 вышеназванного Административного регламента право на получение государственной услуги имеют дети-инвалиды, инвалиды с детства и сопровождающие их лица в возрасте 18 лет и старше, являющиеся гражданами Российской Федерации, проживающие по месту жительства в Камчатском крае, либо иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие по месту жительства в Камчатском крае. Заявителем может выступать один из родителей (опекунов, усыновителей, один из приемных родителей) ребенка-инвалида либо гражданин, относящийся к категории инвалид с детства, и сопровождающее лицо ребенка инвалида или инвалида с детства.

На основании ч.ч.17, 18 Административного регламента наименование государственной услуги - предоставление детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно. Государственная услуга предоставляется Министерством социального благополучия и семейной политики Камчатского края через КГКУ «Центр выплат».

Учитывая изложенное, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно имеют дети-инвалиды и сопровождающие их лица в возрасте 18 лет и старше, являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие на территории Камчатского края.

В силу ч.ч.22, 23 Административного регламента компенсация проезда назначается гражданам, указанным в ч.2 настоящего Административного регламента, один раз в год в размере 50 процентов стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно или один раз в два года в размере 100 процентов стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно. Годичный (двухгодичный) период исчисляется в календарном порядке, начиная с 1 января года, в котором гражданином подано заявление на компенсацию расходов в связи с осуществлением проезда в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, но не ранее, чем с ДД.ММ.ГГГГ. Годичный (двухгодичный) период, исчисленный в указанном порядке, может не совпадать с периодом, в котором гражданином осуществлен проезд к месту отдыха и обратно. В случае если гражданин не обращался с заявлением о компенсации в истекший двухгодичный период, компенсация за эти периоды не назначается.

Согласно п.3 ч.42 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является повторное обращение гражданина (его представителя) за компенсацией расходов в сроки, указанные в ч.22 настоящего Административного регламента, независимо от категории (ребенок-инвалид, инвалид с детства или сопровождающее лицо), по которой ранее была произведена компенсация расходов).

Как установлено в судебном заседании и следует из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ относится к категории «<данные изъяты>».

Согласно свидетельству о рождении серии , выданному ДД.ММ.ГГГГ, родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются отец ФИО1 ФИО16 и мать ФИО4.

ФИО1 ФИО17. и несовершеннолетняя ФИО3 проживают на территории <данные изъяты>, иного материалы дела не содержат.

С учетом вышеизложенного, ФИО3, как <данные изъяты>, и ее сопровождающее лицо – законный представитель ФИО1 ФИО18 имеют право на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, гарантированное действующим законодательством в сфере социальной защиты.

Как следует из маршрут/квитанции электронного билета и посадочных талонов, ФИО1 ФИО19 и ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выезжали за пределы Камчатского края к месту отдыха и обратно по маршруту <адрес> (л.д.8-9, 10-11, 12, 13-15, 16-17, 18-19, 20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО20 обратился в КГКУ «Центр выплат» с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда и провоза багажа в размере 100% <данные изъяты>ФИО3 и ему, как сопровождающему <данные изъяты>, к месту отдыха в <адрес> и обратно, представив соответствующие документы (л.д.49).

Решением КГКУ «Центр выплат» Вилючинский филиал от ДД.ММ.ГГГГ в компенсации расходов в размере 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно по категории «ребенок-инвалид» ФИО3 и ФИО2 отказано на основании п.3 ч.2 Административного регламента ввиду повторного обращения гражданина (его представителя) за компенсацией расходов в сроки, указанные в части 22 настоящего Административного регламента, независимо от категории (<данные изъяты>), по которой ранее была произведена компенсация расходов (л.д.47, 48).

ДД.ММ.ГГГГ КГКУ «Центр выплат» Вилючинский филиал в адрес ФИО1 ФИО21 направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги на основании п.3 ч.2 Административного регламента Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно», с указанием на то, что право на предоставление компенсации расходов на оплату 50% либо 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно у ФИО1 ФИО22 и ФИО3 возникает с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38).

Вместе с тем, суд полагает отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно ФИО3, имеющей статус «<данные изъяты>», и ее сопровождающему, является неправомерным ввиду следующего.

Как следует из представленной стороной ответчика в материалы дела учетной карты, компенсация расходов на оплату стоимости проезда <данные изъяты>ФИО3 и лицу, ее сопровождающему, ФИО4 к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно была произведена в ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления в размере 100%.

Исходя из смысла Порядка предоставления детям-инвалидам, инвалидам с детства и сопровождающим их лицам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, следует, что впервые обратившись с заявлением о компенсации указанных расходов ДД.ММ.ГГГГ, двухгодичный период начал исчисляться в календарном порядке с ДД.ММ.ГГГГ и закончился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, второй двухгодичный период начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и закончился ДД.ММ.ГГГГ.

Второе обращение за компенсацией расходов было реализовано сопровождающим ребенка-инвалида ФИО4ДД.ММ.ГГГГ путем подачи заявления в КГКУ «Центр выплат», то есть, до истечения второго двухгодичного периода, а именно, до ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого была произведена компенсация расходов за использованный проезд ДД.ММ.ГГГГ в размере 100%.

Таким образом, следующее право на использование проезда к месту отдыха и обратно в двухгодичном периоде наступает с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 ФИО23 обратился с заявлением в КГКУ «Центр выплат» ДД.ММ.ГГГГ в двухгодичный период, который на момент подачи заявления не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ КГКУ «Центр выплат» в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно основан ответчиком при неверном толковании норм права, и не может ограничить в данном случае конституционные права <данные изъяты> и его сопровождающего в сфере социального обеспечения по оплате проезда к месту отдыха в пределах территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п.5 Порядка расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой сбор на обязательное страхование пассажира, оплату услуг по оформлению билетов, пользование постельными принадлежностями в поездах, комиссионный сбор агентства (перевозчика) за продажу билетов, сервисный сбор), но не выше стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического класса по тарифам экономического класса обслуживания, за исключением класса обслуживания «Комфорт».

Как следует из платежных документов, ФИО1 ФИО24 фактически понесены расходы на оплату стоимости проезда <данные изъяты>ФИО3 и сопровождающего ФИО1 ФИО25 к месту отдыха и обратно воздушным транспортом в салоне экономического класса обслуживания в общем размере 120 456 руб., в том числе, на приобретение авиабилета на имя ФИО3 затрачено 48 608 руб., на приобретение авиабилета на имя ФИО1 ФИО26 затрачено 71 848 руб.

Размер понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно ребенку-инвалиду ФИО3 и сопровождающему ее лицу ФИО1 ФИО27 стороной ответчика в судебном заседании не оспаривался.

На основании указанного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований о признании незаконным отказа КГТУ «Центр выплат» в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно ФИО3, имеющего статус «<данные изъяты>» и его сопровождающему, и взыскании с ответчика расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 120 456 руб.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а именно в сумме 3 609 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО28 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в предоставлении государственной услуги по компенсации расходов на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно ФИО29, имеющей статус «<данные изъяты>», и ее сопровождающему.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» () в пользу ФИО1 ФИО30 (паспорт серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес>) расходы на оплату 100% стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 120 456 руб.

Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» () в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 3 609 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Камчатского краевого суда через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Г.Рафикова

В окончательной форме решение изготовлено 15 февраля 2024 года.