Дело № 2а-2459/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,
с участием представителя административного истца Ескиной А.Г.,
представителя административного ответчика Аристова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действующего интересах неопределенного круга лиц, к Агентству лесного хозяйства Камчатского края об оспаривании бездействия, выразившегося в уклонении от составления актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра, возложении обязанности устранить нарушения; к КГКУ «Камчатские лесничества» об оспаривании действий по составлению актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра,
УСТАНОВИЛ:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Агентству лесного хозяйства Камчатского края об оспаривании бездействия, выразившегося в уклонении от составления актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра, возложении обязанности устранить нарушения; к КГКУ «Камчатские лесничества» об оспаривании действий по составлению актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра. В обоснование иска указано на то, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее – Агентство) законодательства в области лесных отношений, в ходе которой установлено нарушение федерального законодательства, а именно акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра составлялись неуполномоченными должностными лицами КГКУ «Камчатские лесничества», в результате в государственном лесном реестре изменена документированная информация на основании актов, не соответствующих требованиям закона. Так, 30.11.2021 помощником лесничего Атласовского лесничества – филиала КГКУ «Камчатские лесничества» составлен акт №Атл-Лаз-2021 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому в государственном лесном реестре изменена документированная информация по Лазовскому участковому лесничеству, акт утвержден руководителем Агентства. 29.10.2021 помощником лесничего Корякского лесничества – филиала КГКУ «Камчатские лесничества» составлен акт №Кор-Пенж-2021 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому в государственном лесном реестре изменена документированная информация, акт утвержден руководителем Агентства. 30.11.2021 помощником лесничего Корякского лесничества – филиала КГКУ «Камчатские лесничества» составлен акт №Кор-Ол-2021 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому в государственном лесном реестре изменена документированная информация, акт утвержден руководителем Агентства. 30.07.2021 и.о. инженера по лесопользованию Елизовского лесничества – филиала КГКУ «Камчатские лесничества» составлен акт №Елиз-Юж-2021 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому в государственном лесном реестре помощником лесничего Елизовского лесничества изменена документированная информация, акт утвержден руководителем Агентства. 30.10.2021 помощником лесничего Мильковского лесничества – филиала КГКУ «Камчатские лесничества» составлен акт №Мил-Шар-2021 об изменении документированной информации государственного лесного реестра, согласно которому в государственном лесном реестре изменена документированная информация, акт утвержден руководителем Агентства. Вышеуказанные акты составлены в нарушение части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных Приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496. В связи с выявленными нарушениями в Агентство внесено представление об устранении нарушений закона №07-02-2022, протесты №07-03-2022 на акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра №№ Атл-Лаз- 2021 от 30.11.2021, Кор-Пенж-2021 от 29.10.2021, Кор-Ол-2021 от 30.11.2021, Елиз-Юж-2021 от 30.07.2021, Мил-Шар-2021 от 30.10.2021. 25.01.2022 Агентством рассмотрены акты прокурорского реагирования и принято решение об отказе в удовлетворении выше указанных протестов и представления (в части указанных нарушений). Вместе с тем, решения Агентства не основаны на требованиях действующего лесного законодательства. Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра должны составляться должностными лицами Агентства, а не работниками подведомственного учреждения КГКУ «Камчатские лесничества», так как такое право для Учреждения законодательством не предусмотрено. Государственный лесной реестр, являясь публичным и открытым сводом документированной информации о лесах, должен содержать актуальную и достоверную информацию, которая должна вноситься в соответствии с требованиями закона, а обеспечение этого является основной функцией Агентства, на которое возложена обязанность по ведению данного реестра. Составление работниками КГКУ «Камчатские лесничества» Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра противоречит требованиям лесного законодательства и свидетельствует о неисполнении Агентством возложенных на него полномочий в сфере лесных отношений, а именно по составлению указанных актов. Следствием допущенных нарушений является изменение документированной информации государственного лесного реестра о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве на основании Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра, составленных с нарушением лесного законодательства неуполномоченными на то должностными лицами. Уклонение Агентства, выполняющего функции органа публичной власти, от составления Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра свидетельствует о длительном бездействии органа государственной власти Камчатского края, которое противоречит требованиям законодательства и нарушает принцип устойчивого управления лесами, затрагивает права и законные интересы заинтересованных лиц на изменение указанной информации в государственном лесном реестре, на получение из государственного лесного реестра достоверной информации, внесенной в него в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель административного истца Ескина А.Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края Аристов С.Н. требования административного иска не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что составление Актов об изменении документированной информации сотрудниками Учреждения не противоречит действующему законодательству, поскольку КГКУ «Камчатские лесничества» подведомственно Агентству, в его функции в соответствии с пунктом 2.1 Устава Учреждения входит оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Камчатского края в области лесных отношений. Кроме того, действующими нормативными актами, регулирующими порядок внесения информации в государственный лесной фонд, не предусмотрена возможность изменения ранее внесенной информации иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда.
Административный ответчик КГКУ «Камчатские лесничества» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил. До рассмотрения дела по существу представил возражения на иск, в которых со ссылкой на пункты 2.1, 2.3.3 Устава Учреждения, пункт 4.2 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 указал, что действия КГКУ «Камчатские лесничества» по составлению Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра являются законными, проведены в соответствии с положениями учредительных документов.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как следует из материалов дела, акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра получены прокуратурой по запросу о предоставлении информации от 09 декабря 2021 года 16 декабря 2021 года.
С настоящим иском Камчатский межрайонный природоохранный прокурор обратился 10 марта 2022 года, следовательно, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом не пропущен.
Пунктами 10, 13 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.
Согласно частям 1, 2.1, 3 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В соответствии с частью 9 указанной статьи ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2.1.2 Порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 №496 (далее – Порядок подготовки документов) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра.
Пунктом 4.2 Порядка подготовки документов предусмотрено, что Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Минприроды России от 27.07.2020 №491, (далее – Порядок ведения государственного лесного реестра) устанавливает единые требования к ведению государственного лесного реестра, включая внесение документированной информации в государственный лесной реестр, а также изменение и хранение информации государственного лесного реестра.
Согласно пункту 4 Порядка ведения государственного лесного реестра ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в течение месяца со дня поступления документированной информации, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, а также лесоустроительной документации, подготовленной в результате выполнения работ, предусмотренных частью 10 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, составляет соответствующий документ, предусмотренный частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса, и вносит документированную информацию в государственный лесной реестр.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28.04.2011 №165-П утверждено Положение об Агентстве лесного хозяйства Камчатского края.
В силу пункта 1 Положения Агентство является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим на территории Камчатского края реализацию региональной политики, нормативное правовое регулирование, контроль (надзор), предоставление государственных услуг, иные правоприменительные функции, а также отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений.
Согласно пунктам 19.1.12, 19.1.15 Положения в сфере лесных отношений Агентство: ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Камчатского края; осуществляет внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.
В соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 02.03.2018 № 86-РП создано КГКУ «Камчатские лесничества».
Согласно пунктам 1.1, 1.4 Устава КГКУ «Камчатские лесничества» учредителем Учреждения является Камчатский край, функции и полномочия руководителя Учреждения осуществляет Агентство.
КГКУ «Камчатские лесничества осуществляет предоставление Агентству документированной информации для включения в государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 2.3.3 Устава КГКУ «Камчатские лесничества»).
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра должны составляться непосредственно Агентством на основании представленной КГКУ «Камчатские лесничества» документированной информации.
В судебном заседании установлено, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Агентством законодательства в области лесных отношений.
В ходе проверки установлено, что Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра №№ Атл-Лаз- 2021 от 30.11.2021, Кор-Пенж-2021 от 29.10.2021, Кор-Ол-2021 от 30.11.2021, Елиз-Юж-2021 от 30.07.2021, Мил-Шар-2021 от 30.10.2021 составлены сотрудниками КГКУ «Камчатские лесничества», утверждены руководителем Агентства.
В связи с чем, 18 января 2022 года заместителем Камчатского межрайонного природоохранного прокурора руководителю Агентства принесены протесты на указанные акты, содержащие требование об отмене указанных актов, а также внесено представление об устранении нарушений закона.
В ответах Агентства от 27 января 2022 года Камчатскому межрайонному природоохранному прокурору сообщено об отказе в удовлетворении протестов, с указанием на то, что составление Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра возможно сотрудниками подведомственного Агентству КГКУ «Камчатские лесничества».
Вместе с тем, такую позицию суд находит не основанной на законе, поскольку пунктом 4.2 Порядка подготовки документов прямо предусмотрено, что Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органа государственной власти, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, которым в рассматриваемом случае в соответствии с пунктами 4, 9 Порядка ведения государственного реестра, пунктами 9.1.12, 19.1.15 Положения об Агентстве лесного хозяйства Камчатского края является Агентство.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства, регламентирующего общественные отношения в области лесного хозяйства, Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра составлены не уполномоченным органом государственной власти – Агентством, а подведомственным ему Учреждением – КГКУ «Камчатские лесничества».
С учетом того, что составление Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра является обязанностью Агентства, при этом Агентство от составления таких Актов уклонилось, имеются основания для вывода о допущенном Агентством незаконном бездействии.
В свою очередь действия КГКУ «Камчатские лесничества», составившего Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра в отсутствие соответствующих полномочий, подлежат признанию незаконными.
На основании пункта 1 части 3, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способом восстановления права в данном случае будет являться возложение на Агентство обязанности отменить (аннулировать) Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра, составленные КГКУ «Камчатские лесничества», в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, а также составить (оформить) Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра на основании представленных документов и внести документированную информацию в государственный лесной реестр не позднее 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, действующего интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Агентства лесного хозяйства Камчатского края, выразившееся в уклонении от составления Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра №№ Атл-Лаз- 2021 от 30.11.2021, Кор-Пенж-2021 от 29.10.2021, Кор-Ол-2021 от 30.11.2021, Елиз-Юж-2021 от 30.07.2021, Мил-Шар-2021 от 30.10.2021.
Признать незаконным действия КГКУ «Камчатские лесничества» по составлению Актов об изменении документированной информации государственного лесного реестра №№ Атл-Лаз-2021 от 30.11.2021, Кор-Пенж- 2021 от 29.10.2021, Кор-Ол-2021 от 30.11.2021, Елиз-Юж-2021 от 30.07.2021, Мил-Шар-2021 от 30.10.2021.
Возложить на Агентство лесного хозяйства Камчатского края обязанность отменить (аннулировать) Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра №№ Атл-Лаз-2021 от 30.11.2021, Кор-Пенж- 2021 от 29.10.2021, Кор-Ол-2021 от 30.11.2021, Елиз-Юж-2021 от 30.07.2021, Мил- Шар-2021 от 30.10.2021 в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Агентство лесного хозяйства Камчатского края обязанность составить (оформить) Акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра на основании документов (отчет 1-OЛ от 08.10.2021 ДЮСШ; отчет 1-ИП от 08.10.2021 ДЮСШ; выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости о внесении в ЕГРН сведений о лесном участке с кадастровым номером 82:00:000000:2 (единое землепользование), уведомление о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 10.11.2021 № КУВД-001/2021-45998691/1; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, сведения о характеристиках объекта недвижимости на основании запроса от 09.11.2021, поступившего на рассмотрение 11.11.2021, согласно записям ЕГРН от 11.11.2021 № КУВИ-002/2021-149225898 (82:00:000000:2); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости, сведения о характеристиках объекта недвижимости на основании запроса от 22.11.2021, поступившего на рассмотрение 22.11.2021, согласно записям ЕГРН от 22.11.2021 №КУВИ-002/2021-154548978 (82:00:000000:2); уведомление о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 16.11.2021 № КУВД-001/2021-47201651/1; уведомление о внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 22.11.2021 №КУВД-001/2021-48273798/1; акт приема-передачи частей лесных участков, ранее переданных в аренду с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 11.09.2021 по договору аренды №31 от 12.10.2020 ООО «Бета-проект» (вхд.№617 от 26.11.2021); договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд №58 от 10.11.2021 на Пустынникова П.С.; договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд №61 от 18.11.2021 на Блохина В.И.; акт осмотра лесосеки от 03.11.2021 по договору купли-продажи лесных насаждений №66 от 05.11.2020 на Ковалева В.Н.; акт осмотра лесосеки от 08.11.2021 по договору купли-продажи лесных насаждений №68 от 09.11.2020 на Ильину JI.A.; акт осмотра лесосеки от 09.11.2021 по договору купли-продажи лесных насаждений №69 от 09.11.2020 на Галкину Л.Г.; акт осмотра лесосеки от 17.11.2021 по договору купли-продажи лесных насаждений №75 от 18.11.2020 на Нестерову С.А.; отчет об использовании лесов 1-ИЛ за январь-октябрь 2021 года по договору купли-продажи лесных насаждений №35 от 24.12.2019 с ООО «Антол» (вхд. № 575 от 11.11.2011); отчет об использовании лесов 1-ИЛ за январь-октябрь 2021 года по договору купли-продажи лесных насаждений №34 от 24.12.2019 с ООО «Онтол» (вхд. № 577 от 11.11.2021); договор аренды лесного участка №33 от 16.08.2021 для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, предоставленный ООО «Восток» (регистрационный номер 82:04:000008:664-41/014/2021-3); акт приема-передачи лесного участка от 16.08.2021, переданного в аренду ООО «Восток» в целях использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых на основании договора аренды лесного участка от 16.08.2021 №33; приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 15.07.2021 № 488-пр «Об утверждении проектной документации лесного участка» для ООО «Три Вулкана», площадь 149,2008 га (вхд. № 1282 от 21.07.2021); приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 15.07.2021 №487-пр «Об утверждении проектной документации лесного участка» для ООО «Три Вулкана», площадь 59,9683 га, вхд. №1274 от 20.07.2021; дополнительное соглашение от 01.04.2021 к договору аренды лесного участка от 04.12.2008 № 86-А на ООО «РПЗ Сокра» государственная регистрация 41-41-2/001/2009-416 от 11.03.2009 (вхд. №1246 от 19.07.2021); приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 23.07.2021 №510-пр «Об утверждении проектной документации лесного участка» для ООО «Бухта Жировая», площадь 43,0056 га, (вхд. №1339 от 28.07.2021); соглашение о передачи прав и обязанностей по договору № 2/1 аренды лесного участка от 12.02.2008 (вх-1279 от 20.07.2021); приказ Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 23.07.2021 №503-пр «Об утверждении проектной документации лесного участка» для ООО «Три Вулкана», площадь 34,6729 га, (вхд.№1341 от 28.07.2021) и внести документированную информацию в государственный лесной реестр не позднее 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н. Степанова
Мотивированное решение составлено 21 апреля 2022 года
УИД 41RS0001-01-2022-002403-56