НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 04.03.2024 № 12-143/2024

Дело

УИД 41RS0-30

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«04» марта 2024 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 30 января 2024 года , которым должностное лицо – начальник финансово-экономического отдела (главный бухгалтер) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю ФИО5 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее по тексту – должностное лицо) от 30 января 2024 года начальник финансово-экономического отдела (главный бухгалтер) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю ФИО5 привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Признавая свою вину в содеянном, ФИО5 подала жалобу в Петропавловск-Камчатский городской суд с просьбой изменить постановление от 30 января 2024 года в части назначения наказания, заменив административный штраф предупреждением. Полагала, что отнесение протокола об административном правонарушении и постановления от 30 января 2024 года к информации ограниченного распространения ограничило её право на пользование юридической помощью. Указала, что в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении от 30 января 2024 года не указана информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3-1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ.

ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы жалобы. Просила суд удовлетворить жалобу, заменив административный штраф на предупреждение.

Защитник ФИО4 также поддержала доводы жалобы.

Выслушав ФИО5, ФИО4, изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно положениям подп. 5 п. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).

В соответствии с п. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (п. 1 ст. 13). Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19).

В соответствии с абзацами 3, 8, 9 п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абз. 3 п. 3). Информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование (абз. 8 п. 3). Информация об имуществе, обязательствах, и операциях их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации (абз. 9 п. 3).

Согласно абз. 3, 5 п. 16, п. 18 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (абз. 3 п. 16). Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абз. 5 п. 16). При ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами (п. 18).

Порядок составления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.

В состав бюджетной отчетности включена форма 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах», периодичность предоставления: месячная, квартальная, годовая.

Согласно пункту 71 Инструкции № 191н при формировании раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» Отчета о бюджетных обязательствах (форма 0503128) получателем бюджетных средств отражаются показатели: в графе 6 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150217000 «Принимаемые обязательства на текущий финансовый год» в сумме кредитовых остатков по счету.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В силу п. 1 Примечания к указанной статье предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Согласно п. 4 Примечания к указанной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается: 1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; 2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета; 3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности; 4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами; 5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета; 6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; 7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы было установлено, что ФИО2 в нарушение требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», абзаца 8 пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, пункта 18 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н, пункта 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, 10.10.2022 по адресу <адрес>, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683003, в Отчете о бюджетных обязательствах на 01.10.2021 (форма 0503128) допущено искажение показателя бюджетной отчетности на 535 121 рублю 04 копейки (на 100 %).

Виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от 12 января 2024 года ; отчета о бюджетных обязательствах на 1 октября 2022 года (форма 0503128); оборотно-сальдовой ведомости по счету 502.17 за январь 2022 г. – сентябрь 2022 г.; должностной инструкции начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) ГУ МЧС России по Камчатскому краю; пояснений ФИО2; иных материалов дела.

Содержание доказательств приведены в постановлении должностного лица от 30 января 2024 года .

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

В поданной в суд жалобе заявитель просит заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно положению части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).

Таким образом, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы указанного Кодекса является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 года, вопрос N 43).

Кроме того, для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить, что административное правонарушение выявлено в ходе осуществления одной из форм государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с п.1 ст. 1 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц (подп. 15 п. 4 ст. 2).

Положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (подп. 12 п. 5 ст. 2).

Установлено, что в отношении Главного управления МЧС России по Камчатскому краю была проведена плановая выездная проверка с целью установления соблюдения Управлением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (л.д. 11-17).

Учитывая выше приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что плановая выездная проверка, проведенная в отношении ГУ МЧС России по Камчатскому краю, не относится к видам государственного (муниципального) контроля, установленным и регулируемым Федеральным законом № 298-ФЗ.

Кроме того, по результатам плановой выездной проверки выявлено несколько однородных правонарушений законодательства в деятельности ГУ МЧС России по Камчатскому краю, допущенных в бюджетной отчетности Учреждения, что свидетельствует о наличии фактов неоднократного нарушения законодательства, регламентирующего указанную сферу.

Совокупность приведенных выше обстоятельств исключает возможность применения положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам вмененного ФИО2 административного правонарушения, равно как и положений ч. 1.3-3 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об ограничении права ФИО2 на пользование юридической помощью защитника ввиду отнесения протокола об АП и оспариваемого постановления к документам, содержащим информацию ограниченного распространения, не соответствуют действительности.

ФИО5 в соответствии с установленным порядком была ознакомлена с правами и обязанностями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, включая право пользоваться юридической помощью защитника (л.д. 8, 36).

В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник.

При этом согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо, составляющее протокол об административном правонарушении, либо возбудившее дело об административном правонарушении, не вправе отказать лицу, в отношении которого ведется производство, в обращении за юридической помощью.

При этом Кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений прав защитника на оказание юридической помощи в случае отнесения процессуальных документов к содержащим информацию ограниченного распространения.

Иных доводов, не учтенных в ходе рассмотрения дела по существу и влекущих отмену постановления должностного лица, жалоба не содержит и в ходе рассмотрения жалобы не заявлено.

Постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности ФИО2 в совершении правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела доказательствах.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФИО2 при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание ФИО2 назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, степени её вины, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, оснований считать его слишком суровым или несправедливым не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, в связи с чем, жалоба ФИО2 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 30 января 2024 года , вынесенное в отношении должностного лица – начальника финансово-экономического отдела (главного бухгалтера) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю ФИО2 по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО2, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А. Лобановская