НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край) от 03.08.2021 № 2-2403/2021

Дело № 2-2403/2021

41RS0001-01-2021-000022-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 3 августа 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Плотникова А.И., при секретаре Юсубовой С.И., с участием представителя истца Самарина И.Н., представителя третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Кисановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , а именно, обеспечить его исправной системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной проверки в здании указанного общежития выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре и управления эвакуации в указанном общежитии. Ссылаясь на то, что указанное нарушает права работников ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России и проживающих в общежитии военнослужащих и членов их семей, обратился в суд с настоящим иском.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда принят отказ истца от иска к ФГКУ «261 отделение морской инженерной службы» МО РФ о возложении обязанности, производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель истца старший помощник военного Петропавловск-Камчатского гарнизона Тихоокеанского флота ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленное требование по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражения полагал заявленный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Указал, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является получателем бюджетных средств на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств, поэтому указанное юридическое лицо является надлежащим ответчиком. Пояснил, что Министерство обороны РФ может выделить денежные средства указанному учреждению на проведение капитального ремонта спорного общежития при соблюдении регламента и наличии лимитов бюджетных средств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО5 в судебном заседании полагала требования истца законными и обоснованными. Указала, что поскольку Министерство обороны РФ фактически осуществляет полномочия собственника спорного имущества, являющегося федеральной собственностью, оно обязано устранить названные нарушения. Пояснило, что ее доверитель является лишь управляющей компанией, которая осуществляет текущее содержание мест общего пользования, при этом взносы на капитальный ремонт с нанимателей жилых помещение она не собирает.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГАУ «Росжилкомплекс», ФГКУ «261 отделение морской инженерной службы» МО РФ в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение), а также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Согласно подп. 71 п. 7 Положения Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.

В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст. 38 названного Федерального закона).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, здание, расположенное но адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , является собственностью Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией пожарного надзора по Восточному военному округу проведена внеплановая проверка в отношении ЖЭ(К)0 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по (ТОФ), в ходе проведения которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности по объекту, расположенному по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, : помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией (л.д. 47-60).

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, указанное учреждение не уполномочено на проведение капитального ремонта (реконструкции), а также обеспечение жилых зданий автоматизированными системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, первичными средствами пожаротушения(огнетушителями), предписание на устранение нарушений противопожарного режима перенаправлено в адрес баланса содержателя зданий (общежитий), находящихся в оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д. 66-68).

Из акта общего сезонного (весеннего) осмотра объекта жилищного фонда (общежития) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанное общежитие автоматической пожарной сигнализацией не оборудовано (л.д. 61-65).

Начальником отдела государственного пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ в адрес военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона направлено сообщение о том, что общежитие ЖКС по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации (системой пожаротушения), системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией (л.д. 44-45).

Поскольку указанные нарушения требований пожарной безопасности устранены не были, заместитель военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.

В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ).

Согласно п. 1, п. 62 таблицы 1 Ведомственного свода правил 21-07-07 МО РФ «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры вооруженных сил РФ, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» штабные и воинские административно-служебные здания должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации; помещения связных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей ЭВМ, независимо от площади, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения.

В соответствии со ст.ст. 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание переданного имущества.

Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года помещения в общежитии, расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , переданы от Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по ТОФ) Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРН, на дату рассмотрения настоящего дела по существу право оперативного управления на спорный объект недвижимости не было зарегистрировано за ФГАУ «Росжилкомплекс».

Оценив представленные в материалах дела доказательства с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, установив, что на дату рассмотрения настоящего дела помещения в спорном общежитии были переданы в пользу ФГАУ «Росжилкомплекс» на основании названных приказа и акта приема-передачи, однако ещё не была произведена регистрация соответствующего право оперативного управления, суд приходит к выводу о том, что бремя содержания такого имущества несет его собственник, в связи с чем заявленные требования о возложении обязанности по оборудованию здания, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , исправной системой автоматической пожарной сигнализацией, а также системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией на Министерство обороны РФ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание требования разумности, сохранения баланса прав, обязанностей и законных интересов сторон, обязанностей и законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц, учитывая объем работ, суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск заместителя военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Министерство обороны РФ устранить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, , а именно, обеспечить его исправной системой автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 10 августа 2021 года.

Председательствующий подпись А.И. Плотников

Копия верна

Председательствующий А.И. Плотников

Подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-4173/2021

41RS0001-01-2021-004329-82