НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 26.03.2021 № 2-826/202126МА

Дело № 2-826/2021 26 марта 2021 года

78RS0017-01-2020-006084-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петроградский районный суд Санкт- Петербурга в составе:

председательствующего судьи Байбаковой Т.С.,

при секретаре Богдановой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Говорова Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службе исполнения наказания России по Санкт-Петербург и Ленинградской области, Управлению Пенсионного фона Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику и, уточнив требования, просил взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 19.11.2001 по 27.08.2004 и с 01.10.2004 по 31.05.2005 истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу (с 27.08.2004 по 01.10.2004 содержался в ПФРСИ ФКУ СИЗО-5 УФСИН Росси по Санкт-Петербургу)

29.10.2003 в отношении истца установлена инвалидность 2 группы, что следует из выписки акта освидетельствования и справки МСЭ. Истец ссылается на письмо из ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу», согласно которому документы, подтверждающие факт установления в отношении истца инвалидности передавались представителю администрации учреждения по месту содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу, где как полагает истец должны были принять меры для оформления в отношении истца документов для получения пенсии по инвалидности, чего сотрудниками администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу сделано не было, то есть со стороны учреждения имеется место бездействие, что причинило материальный вред истцу. Бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу, которому были переданы все документы выражено в ненадлежащем исполнении администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу своих прямых обязанностей и грубое нарушение инструкции «Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ», что впоследствии привело к тому, что нетрудоспособный истец остался без помощи государства. Истец ссылается, что заявление о назначении пенсии, адресованное в УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга им подалось через администрацию СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу. Согласно ответу начальника Управления ФСИН от 13.11.2019 следует, что учетные документы, содержащие информацию о переписке истца с УПФР за указанный период уничтожены по сроку хранения. Также указывает, что копия выписки из акта освидетельствования была предоставлена истцу отделом назначения пенсий УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, что говорит о том, что УПФР имелись документы, которые были предоставлены в 2003 году либо из СИЗО-1 УФСИН России по СПб, либо из ФКУ «ГБМСЭ по Санкт-Петербургу», то есть отделу назначения пенсии было известно о месте нахождения истца в связи с чем УПФР должен был направить запрос об истребовании необходимых ему документов из личного дела истца, открыть выплатное дело и назначить выплату пенсии, однако сделано этого не было, пенсия до настоящего времени не назначена и не выплачивалась. Таким образом, имеет место бездействие органов государственной власти. В связи с чем истец обратился в суд с иском к ответчику.

В судебное заседание явился истец, и его представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказания России, Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Санкт-Петербург и Ленинградской области, представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградкой области в судебное заседание явились, возражали против исковых требований по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель Управлению Пенсионного фона Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 12, 59 ГПК РФ, для взыскания суммы вреда истец должен доказать противоправность поведения ответчика: незаконность действий (бездействия), решения должностных лиц, наличие и размер причиненного вреда, вину должностного лица, и наличие прямой причинной связи между противоправностью поведения ответчика и причиненным ему вредом. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности истцом всех перечисленных обстоятельств.

Согласно пункту 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В силу ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ - выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных).

В соответствии с Порядком оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (Письмо МВД РФ от 06.11.1997 г. N 18/13-204), оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения. В обеспечение выплаты назначенных пенсий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, производит перечисление полагающихся сумм на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Для организации выплаты пенсий осужденным, получавшим пенсию до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, соответствующий список (Приложение 2) и справку на каждого осужденного о его нахождении (пребывании) в исправительном учреждении (Приложение 1). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие, требуемые для открытия выплаты документы. После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Из материалов дела следует, что в период с 19.11.2001 по 27.08.2004 и с 01.10.2004 по 31.05.2005 истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу (с 27.08.2004 по 01.10.2004 содержался в ПФРСИ ФКУ СИЗО-5 УФСИН Росси по Санкт-Петербургу)

29.10.2003 в отношении истца установлена инвалидность 2 группы, что следует из выписки акта освидетельствования и справки МСЭ.

Истец ссылается на письмо из ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу», согласно которому документы, подтверждающие факт установления в отношении истца инвалидности передавались представителю администрации учреждения по месту содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу.

Истец полагает, что администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу должна была принять меры для оформления в отношении истца документов для получения пенсии по инвалидности, чего сотрудниками администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу сделано не было, то есть со стороны учреждения имеется место бездействие, что причинило материальный вред истцу.

Согласно ответу на запрос суда из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Санкт-Петербургу следует, что в личном деле отсутствуют сведения о переписке истца с Управлением Пенсионного фонда Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Истец ссылается на бездействие администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу, которому были переданы все документы для оформления пенсии, однако администрация ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу в нарушение своих прямых обязанностей и грубое нарушение инструкции «Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в ИУ» не направило соответствующие документы для назначения пенсии.

Однако «Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях», содержащийся в Письме МВД РФ от 06.11.1997 N 18/13- 204, определяет, что: п.1 «Оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения».

Между тем, истец к данной категории не относится, а соответственно и обязанности у администрации СИЗО-1 по оформлению и предоставлению документов, для назначения Говорову С.Н. пенсии не имелось.

Истцом представлены ответ Пенсионным фондом Красногвардейского района Санкт-Петербурга от 21.10.2010, с которым истец был ознакомлен следует, что Говорову С.Н. пенсия по инвалидности не назначалась и не выплачивалась, так как истец за назначением пенсии не обращался.

Кроме того, из указанного письма Говорову С.Н. было известно о том, что в УПФР Красногвардейского района отсутствует заявление о назначении ему пенсионных выплат.

Реализация права на пенсионное обеспечение зависит от волеизъявления обладателя такого права, которое он выражает путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение граждан. Заявительный характер назначения пенсии закреплен на законодательном уровне.

В указанный период в Российской Федерации пенсии устанавливались и выплачивались в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Процедура обращения за трудовой пенсией и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, процедура рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определение порядка назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую были урегулированы Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России от 27.02.2002 №17/19пб, утвердившим Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно Правилам № 17/19пб заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства гражданина в любое время после возникновения права на нее (п.п.6,7); граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения (и.8); факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской- уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (и. 16).

Согласно статье 119 Закона № 166-ФЗ и подпункту 2 пункта 4 статьи 19 Закона № 173-ФЗ пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня.

Из данных положений следует, что для установления пенсии обращение пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с письменным заявлением является обязательным, несмотря на то, что зачастую территориальный орган Пенсионного фонда располагает сведениями об обстоятельствах, влекущих за собой назначение пенсии.

В соответствии с пунктом 24 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 965, выписки из актов освидетельствования инвалидов направляются учреждениями МСЭ в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение граждан. Выписки из актов освидетельствования лиц, признанных инвалидом впервые, поступающие в ПФР, носят информативный характер и не порождают для граждан последствий в виде установления пенсии, поскольку инициализация процедуры назначения пенсии наступает после обращения с заявлением о назначении пенсии. Обязанность по истребованию от юридических и физических лиц документов, необходимых для назначения пенсии, также возникает у территориального органа ПФР только после приема заявления о назначении пенсии (п.п.11, 12 Правил № 17/19пб).

Истец ссылается на то, что он обращался в УПФР по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга за назначением пенсии, между тем, не указывает года направления заявления, а согласно представленным возражениям ответчика УПФР по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга, в адрес Говорова С.Н., указанному в выписке из акта освидетельствования (СПб, ул. Коммуны, 52-9), было направлено уведомление о поступлении в УПФР справки МСЭ и необходимости подойти в отдел назначения пенсии. Информацией об ином местонахождении гражданина территориальный орган ПФР не располагал.

Заявление о назначении пенсии по инвалидности от Говорова С.Н. в УПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга не поступало. Доказательств обратного в нарушение статьи 56 ГПК РФ истцом не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств отсутствия факта получения пенсии по инвалидности в территориальном органе ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором он отбывал наказание, (п.8 Правил № 17/19пб).

Принимая указанные выше положения нормативно-правовых актов, судом первой инстанции на основании оценки совокупности представленных в материалы дела доказательств, осуществленной по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о недоказанности факта обращения Говорова С.Н. в администрацию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу с заявлением о назначении пенсии в оспариваемый период.

Суд исходил из отсутствия доказательств надлежащего обращения Говорова С.Н., при нахождении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу, к сотрудникам исправительного учреждения с заявлениями по вопросу назначения пенсии, оказании помощи в сборе и направлении необходимых документов в соответствующий орган пенсионного обеспечения.

При этом, истец указывает, что в спорный период являлся осужденным по иной статье УК, в СИЗО-1 находился в качестве обвиняемого, тогда как в силу «Порядка оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях», содержащийся в Письме МВД РФ от 06.11.1997 N 18/13- 204 но, оформление и представление документов, для назначение и выплаты пенсий, администрацией СИЗО-1 осуществляется только по отношению к осужденным оставленным для отбывания наказания в отряде хозяйственного обслуживания. Истец же к данной категории не относиться, а соответственно и обязанности у администрации СИЗО-1 по оформлению и предоставлению документов, для назначения Говорову С.Н. пенсии не имелось.

Кроме того, отсутствие заявления именно о назначении пенсии подтверждается данными УПФР по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 года, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Как установлено п. 8 указанных Правил граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.

Пункты 1, 3 Письма МВД РФ от 06.11.1997 г. N 18/13-204 "О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях" предусматривают, что оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.

Согласно пункту 5 указанного письма подготовка, оформление и представление документов к назначению пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в Порядке представления и оформления документов для назначения пенсии, утвержденном Минтрудом России 13.08.92 N 1654-РБ и Минсоцзащиты России 14.08.92 N 1-2761-18.

Системное толкование указанных норм позволяет утверждать, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда. Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем наличие у истца права на получение пенсии не может быть реализовано без его личного участия - обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации колонии.

При указанных обстоятельствах суд указывает на то, что при отсутствии обращения со стороны истца, оснований для признания бездействия должностного лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу по обращению в Пенсионный фонд для назначения пенсии незаконным, не имеется.

Кроме того, истцом не представлено доказательств отсутствия факта получения пенсии по инвалидности в территориальном органе ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором он отбывал наказание, (п.8 Правил № 17/19пб).

Разрешая заявленные требования и оставляя их без удовлетворения, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Порядком оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, утвержденного ГУИН МВД России от 04.11.1997 года, Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 года N 262, исходит из недоказанности факта обращения истца к администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу с заявлением о назначении пенсии в установленном порядке, что лишило возможности представления документов в пенсионный орган для решения вопроса о назначении пенсии истцу по инвалидности.

В ходе рассмотрения дела стороной истца не представлено в суд надлежащих доказательств подачи указанного заявления и его фактического неразрешения.

При данных обстоятельствах оснований для признания бездействия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу в связи с несвоевременным обращением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за назначением истцу пенсии неправомерным у суда первой инстанции не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку как следует из материалов дела не нашло подтверждения виновных действий сотрудников администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67-68, 103, 167 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Говорова Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службе исполнения наказания России по Санкт-Петербург и Ленинградской области, Управлению Пенсионного фона Российской Федерации в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 02.04.2021