НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 04.09.2018 № 12-356/18

Дело № 12-356/18

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,

с участием защитника по доверенности Балыча О.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе защитника Балыча О.В. на постановление по делу об административном правонарушении в отношении

Тузникова Михаила Алексеевича, <данные изъяты>,

привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении №16/1-18 от 23 мая 2018 года заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Герасимова Д.А. заместитель генерального директора ОАО «ТГК-1» Тузников М.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

При этом установлено, что в рамках реализации полномочий, предусмотренных пунктами 3.8, 3.8-17 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет вправе осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов); осуществлять государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании приказа о проведении проверки от 25.05.2017 № 96 Комитетом проведена плановая выездная проверка ОАО «ТГК-1» на предмет соблюдения им в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении»), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере деятельности, в том числе ведения раздельного учета, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года.

По итогам плановой выездной проверки Комитетом составлен акт проверки от 04.07.2017 № 7/17, в котором отражены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) структура Общества включает в себя филиалы, не имеющие отдельного баланса:

- Невский филиал в Санкт-Петербурге (далее - Невский филиал СПб);

- Невский филиал в Ленинградской области (далее - Невский филиал ЛО);

- Карельский филиал;

- Кольский филиал.

Каждый из перечисленных выше филиалов имеет в своем составе структурные подразделения ТЭЦи ГЭС.

Распоряжением Комитета от 27.11.2015 № 364-р для Невского филиала в Санкт- Петербурге Обществом установлены тарифы на:

-тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;

-тепловую энергию, поставляемую на коллекторах источников тепловой энергии потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;

-тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на 2016-2018 годы;

-теплоноситель, поставляемый потребителям на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;

-горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2016-2018 годы;

-плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности на 2016-2018 годы.

В проверяемом периоде Общество осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения:

-производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки

электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

-производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

производство тепловой энергии в паре (от 2,5 до 7 кг/кв.см );

-производство тепловой энергии в паре (от 7 до 13 кг/кв.см);

-производство тепловой энергии в паре (острый и редуцированный);

- производство теплоносителя в паре; производство теплоносителя в воде;

-сбыт тепловой энергии;

-поставка горячей воды с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);

-подключение к системе теплоснабжения;

-поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 43 Закона N 35-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов, в том числе при осуществлению вида деятельности в сфере электроэнергетики - реализация (сбыт) электрической энергии, с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации, а также с выделением расходов на обеспечение реализации (сбыта) в объемах потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей в рамках и сверх социальной нормы потребления, а также иными категориями потребителей (подпункт 5).

Таким образом, нормами статьи 43 Закона № 35-ФЗ, пунктами 5 и 6 Основ ценообразования предусмотрено обязательное ведение раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В подпункте 9 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» также предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производство теплоносителя;

д) передача тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыт тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключение к системе теплоснабжения;

з) поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском далее - Федеральный закон о бухгалтерском учете) совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее - ПБУ 1/2008), к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона о бухгалтерском учете и пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Данными нормами законодательства предполагается, что вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета будут отражены в учетной политике в полном объеме.

Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 вместе с учетной политикой предприятием утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - Инструкция), организация может уточнять содержание приведенных в данном нормативном акте субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета, а также устанавливать аналитический учет исходя их требований данной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета. При этом, учитывая, что новые (измененные) субсчета и варианты ведения аналитического учета являются частью способа ведения бухгалтерского учета, все нововведения (изменения) необходимо отражать в учетной политике.

В ходе плановой выездной проверки Обществом были представлены регистры бухгалтерского учета за 2016 год и за 1 квартал 2017 года (оборотно-сальдовые ведомости (далее - ОСВ), анализы счетов, карточки счетов и другие), положение об учетной политике на 2016 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 31.12.2015 № 181 (далее - учетная политика на 2016 год), положение об учетной политике на 2017 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора от 30.12.2016 № 220 (далее - учетная политика на 2017 год), и другая информация необходимая для реализации цели проведения проверки.

По результатам анализа вышеуказанных документов и информации на предмет ведения раздельного учета доходов, расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств в сфере теплоснабжения Комитетом установлено следующее.

Пункт 1.2 учетной политики на 2017 год содержит ссылку на организацию и ведение бухгалтерского учета ПАО «ТГК№1», в том числе, в соответствии с Единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат).

В соответствии с пунктом 2 Единой системы классификации и раздельного учета затрат раздельный учет должен осуществляться путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета.

Раздельный учет должен осуществляться регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат).

Пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат установлено, что ведение раздельного учета должно осуществляться на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации, под которой следует понимать совокупность способов ведения экономическим субъектом (регулируемой организацией) бухгалтерского учета, применяемую последовательно из года в год (статья 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, Единая система классификации и раздельного учета затрат предполагает ведение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями раздельного учета доходов и расходов и показателей, необходимых для осуществления такого учета, по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности на счетах и субсчетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

При этом, исхода из Инструкции по применению Плана счетов, субсчета, предусмотренные в нем, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в данном Плане субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Комитетом установлено, что представленный Обществом рабочий план счетов на 2016 и 2017 годы не отражает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и субъектам Российской Федерации, поскольку ПАО «ТГК№1» не закрепило отдельные субсчета по регулируемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации, что является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат.

В связи с этим Комитет пришел к выводу, что ПАО «ТГК№1» следовало утвердить рабочий план счетов с учетом требований Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В результате Комитет установил, что в нарушение требований пунктов 2, 4, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный учет расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета 01, 02, 23, 62, 68, 69, 70, 79,90 и других ПАО «ТГК№1» не ведется.

В соответствии с рабочим планом счетов на 2016 год и на 2017 год счет 20 «Основное производство» (далее - счет 20) предполагает отражение затрат основного производства на субсчетах счета по субъектам Российской Федерации: 20.03 «Основное производство НФ СПб» (Невский филиал Санкт-Петербург), 20.04 «Основное производство НФ ЛО» (Невский филиал Ленинградская область), 20.05 «Основное производство КоФ» (Кольский филиал), 20.06 «Основное производство КаФ» (Карельский филиал).

Однако, как установлено Комитетом, формирование расходов по видам деятельности, в том числе регулируемым, на субсчетах счета 20 рабочим планом счетов не предусмотрено.

В нарушение требований пунктов 2, 3, 5 Единой системы классификации и раздельного учета затрат, пункта 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации в ПАО «ТГК№1» не ведется.

Порядок распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (далее - счет 91), в 2016 году регламентирован Порядком применения разделов 12 и 13 Положения об учетной политике ПАО «ТГК№1» на 2016 год при распределении налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств и затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации, являющимся приложением к Указанию заместителя генерального директора ПАО «ТГК№1» по экономике и финансам Тузникова М.А. от 22.01.2016 № 1-МТ-а (далее - Порядок применения при распределении затрат счета 91), в 2017 году – разработанными Обществом основными принципами учета и распределения затрат, составления отчетности по видам деятельности, являющимся приложением № 5 к учетной политике на 2017 год (далее - Основные принципы учета и распределения затрат).

В соответствии с Порядком применения при распределении затрат счета 91 и положениями пункта 12 Порядка распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации Основных принципов учета и распределения затрат прочие расходы, учитываемые на счете 91, должны распределяться по видам энергии и субъектам Российской Федерации только для целей формирования отчетности в органы тарифного регулирования, то есть в Комитет.

При этом затраты на обслуживание заемных средств (проценты по кредитам), списание дебиторской задолженности и создание резерва по сомнительным долгам управления ПАО «ТГК№1» должны иметь адресное распределение по видам энергии и по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Единой системой классификации и раздельного учета затрат отнесение заемных средств, а, следовательно, и расходов по их обслуживанию, производится к соответствующим видам деятельности и субъекту Российской Федерации исходя из целевого назначения привлеченных средств.

Таким образом, в ходе проверки Комитет установил, что метод распределения прочих расходов, учитываемых на счете 91, ни одним из вышеуказанных документов (ни учетной политикой на 2016 год, ни учетной политикой на 2017 год, ни Порядком применения при распределении затрат счета 91, ни Основными принципами учета и распределения затрат), представленными в ходе плановой выездной проверки, не закреплен. Какие-либо другие организационно-распорядительные документы, регламентирующие методы распределения затрат, учитываемых на счете 91, в ходе проведения плановой выездной проверки Обществом представлены не были.

В ходе проверки ПАО «ТГК№1» представило:

- справку о формировании счета 91 по видам деятельность и субъектам Российской Федерации (далее - справка о формировании счета 91 по видам деятельности и субъектам Российской Федерации), информация в которой дублирует порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и по субъектам Российской Федерации, отраженный в Порядке применения при распределении затрат счета 91 и Основных принципов учета и распределения затрат;

-расчет процентов по кредитам, относимым на тепловую энергию по Санкт-Петербургу, за 2016 год и за 1 квартал 2017 года в разрезе кредитных договоров за подписью начальника Департамента по экономике ПАО «ТГК№1» Анисимовой А.П. (далее - расчет процентов по кредитам на тепловую энергию), в соответствии с которым проценты по кредитным договорам по операционной деятельности распределяются по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности пропорционально величине дебиторской задолженности потребителей электроэнергии и теплоэнергии по состоянию на определенную дату, а проценты по кредитным договорам по инвестиционной деятельности распределяются по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности пропорционально фактическому финансированию объектов инвестиционной программы;

-порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации за 1 квартал 2017 года за подписью начальника отдела тарифного регулирования ПАО «ТГК№1» Воропаевой Ю.А. (далее - порядок распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации), в соответствии с которым адресное распределение применяется только в отношении процентов по кредитным договорам по инвестиционной деятельности, относимых на деятельность, связанную с электрической энергией.

Таким образом, в соответствии с порядком распределения затрат счета 91 по видам энергии и субъектам Российской Федерации адресное распределение затрат на обслуживание заемных средств (процентов по кредитам) может применяться только на виды деятельности, связанные с электрической энергией, и только по кредитным договорам по инвестиционной деятельности.

В ходе проверки Комитетом установлено, что учетная политика на 2016 год и учетная политика на 2017 год ПАО «ТГК№1» не приведены в соответствие в части отражения способов распределения затрат счета 91 по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности; в рабочих планах счетов ПАО «ТГК№1» на 2016 год и на 2017 год отсутствуют открытые счета (субсчета) бухгалтерского учета для сбора, обобщения и отражения расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности.

В соответствии с п.1.4 функциональной карты распределения полномочий между заместителями генерального директора, функциональными директорами (директорами по направлению) ОАО «ТГК-1» за заместителем генерального директора Общества по экономике и финансам закреплен ряд организационно-распорядительных функций, в том числе по формированию учетной политики Общества по бухгалтерскому и налоговому учету.

В соответствии с приказом назначении Тузникова М.А. он являлся заместителем генерального директора по экономике и финансам в период проведения проверки с 06.06.2017 года по 04.07.2017 года.

Таким образом, в Тузниковым М.А. не было проявлено необходимой заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, для соблюдения действующего законодательства, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

На указанное постановление защитником по доверенности Балычем О.В. подана жалоба, в которой он просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить. При этом указывает, что учетная политика Общества формируется в конце предшествующего года на следующий (приказом генерального директора от 31.12.2015 года №181 учётная политика на 2016 год, приказом генерального директора от 31.12.2016 года №220 учётная политика на 2017 год). В этой связи, по мнению защиты, срок давности привлечения к административной ответственности Тузникова М.А. истек 30.12.2017 года. На момент вынесения постановления внесены изменения в Единую систему классификации и раздельного учёта затрат Приказом ФАС РФ от 29.01.2018 года №104/18 (вступил в силу 27.03.2018 г.), в соответствии с которым ведение раздельного учёта регулируемой организацией может осуществляться на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учёта) рабочего плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации. Вступление в силу данного приказа, по мнению защитника, является основанием для освобождения Тузникова М.А. от административной ответственности. Кроме того, материалы дела позволяют сделать вывод, что в действиях Тузникова М.А. состав административного правонарушения содержится только формально, что указывает на его малозначительность.

В судебное заседание Тузников М.А., извещавшийся надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явился, направив защитника по доверенности Балыча О.В., который доводы жалобы поддержал, представив переписку с ФАС, из которой, по мнению защиты, следует, что ведение бухгалтерского учёта Общества осуществлялось в допустимой форме (раздельный учёт по субконто). Каких-либо негативных последствий от выбора такого способа ведения учётной политики Обществом не наступило.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела регионального государственного контроля и административного производства Комитета по тарифам Санкт-Петербурга <ФИО> пояснил, что им было возбуждено дело об административном правонарушение, проведено административное расследование и составлен протокол об административном правонарушении по материалам проверки ПАО «ТГК-1» и результатов административного расследования в отношении, возбужденного в отношении должностного лица. Было установлено нарушение раздельного ведения бухучета. На момент проверки п.4 Приказа №91 было предписано, что раздельный учет должен вестись на счетах и субсчетах. Аналитическая система, к которой относится субконто, Приказом не предусматривалась. Изменения были внесены в январе 2018 года, а вменяемый в вину период нарушения относится к 2016 году и I кварталу 2017 года. Нарушение является длящимся, было выявлено при проверке Общества 04.07.2017 года в момент составления акта проверки. Ответственным должностным лицом за формирование учётной политики Общества являлся Тузников М.А., который не проконтролировал её соответствие Приказу. После проверки было вынесено предписание, которое Обществом было исполнено при формировании учётной политики на 2018 года. Общество привлечено к административной ответственности за выявленные нарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ постановлением арбитражного суда.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц сто тысяч рублей.

В силу п.4. Приказа ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Из материалов дела следует и стороной защиты не оспаривается, что в соответствии с утвержденной учётной политикой Общества в 2016 и 2017 годах учёт осуществляется в рамках системы субконто, то есть на аналитических счетах.

Однако, такая возможность появилась только после внесения изменений в вышеуказанный п.4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат Приказом ФАС России от 29.01.2018 N 104/18, который предусмотрел возможность ведение раздельного учета на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации.

Таким образом, Комитетом обоснованно установлено, что учетная политика на 2016 год и учетная политика на 2017 год ПАО «ТГК№1» не приведены в соответствие в части отражения способов распределения затрат счета 91 «Прочие доходы и расходы» по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности; в рабочих планах счетов ПАО «ТГК№1» на 2016 год и на 2017 год отсутствуют открытые счета (субсчета) бухгалтерского учета для сбора, обобщения и отражения расходов и доходов, имущественных и неимущественных прав и обязательств по субъектам Российской Федерации и по видам деятельности.

В связи с указанными нарушениями ПАО «ТГК№1» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ постановлением Комитета от 03.08.2017 г. №53/1-17, которое оставлено без изменения решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 27.10.2017 г. и постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 года.

Ответственным должностным лицом ПАО «ТГК№1» за организацию бюджетного процесса, формирование и утверждение тарифов Общества, формирование учетной политики Общества по бухгалтерскому и налоговому учету является в соответствии с приказом №72 от 04.06.2014 года заместитель генерального директора Общества по экономике и финансам. Согласно приказу от 28.01.2014 года №100/39лс на указанную должность назначен Тузников М.А.

С учетом выявленных в ПАО «ТГК№1» вышеуказанных нарушений материалами дела подтверждается, что Тузниковым М.А. как должностным лицом, не приняты необходимые меры для соблюдения вышеуказанных требований законодательства при формировании учетной политики Общества и ведении раздельного учёта.

Таким образом, Тузниковым М.А. совершено административное правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ составляет 1 год, при этом учетный период за 2016 года закончился 31.12.2016 года, а постановление вынесено 23.05.2018 года, то Тузников М.А. не подлежит ответственности за нарушения, допущенные в 2016 году.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что внесенные в 2018 году изменения в п.4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат предусматривают с 2018 года возможность ведение раздельного учета на синтетических и (или) аналитических счетах (субсчетах и (или) иных объектах аналитического учета) рабочего плана счетов бухгалтерского учета регулируемой организации, то есть избранном в 2017 году в ПАО «ТГК№1» способом, то при формальном наличии в действиях Тузникова М.А. признаков состава вмененного правонарушения, оно само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, поэтому суд полагает возможным освободить Тузникова М.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № №16/1-18 от 23 мая 2018 года заместителя председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Герасимова Д.А. в отношении Тузникова Михаила Алексеевича, привлеченного к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить на основании п.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, освободив его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, жалобу защитника – удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В.Медведева