НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Песчанокопского районного суда (Ростовская область) от 02.09.2011 № 2-276/11

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Толмачева Н.Р.,

при секретаре Алисовой М.С.,

при участии представителя истца – Межрайонного природоохранного прокурора Тройно П.С.,

представителей ответчика, Минимущества Ростовской области – Чекменева А.В., Шанько А.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Управления ветеринарии Ростовской области, Зимовца А.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика- Администрации Развильненского сельского поселения – Бостановой О.Ф.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика- Администрации Краснополянского сельского поселения – Котлярова С.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика- Администрации Поливянского сельского поселения – Галыгиной Н.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика- Администрации Богородицкого сельского поселения – Русанова Г.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика- Администрации Жуковского сельского поселения – Архиповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, заявленному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании бесхозяйным недвижимого имущества, расположенного на территории Жуковского сельского поселения, Поливянского сельского поселения, Развильненского сельского поселения, Богородицкого сельского поселения, Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области и возложении обязанности принять бесхозяйное имущество на баланс,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании недвижимого имущества на территории Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области бесхозяйным и возложении обязанности принять на баланс указанное имущество. В обоснование иска указано на то, что в ходе надзора за исполнением на территории Песчанокопского района Ростовской области законодательства при утилизации биологических отходов установлено, что на территории Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области на расстоянии 2 км на юг от села Развильное расположен скотомогильник, не соответствующий требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, не имеющий собственника, не состоящий на балансе администрации Развильненского сельского поселения. Указанными Ветеринарно-санитарными правилами предусмотрено, что обязанность по надлежащему содержанию, устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника возложена на собственника- руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Несоответствие скотомогильника, расположенного на территории Развильненского сельского поселения, требованиям ветеринарного, санитарного законодательства и законодательства в области окружающей среды создает угрозу здоровью населения и окружающей среде, так как может произойти инфицирование внешней среды. Данная ситуация сложилась по причине отсутствия владельца, ответственного за выполнение ветеринарно-санитарных требований. На основании Конституции РФ, Федерального закона от ... № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ», Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года №2284, вопросы содержания скотомогильника законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Поскольку возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает, денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона №131-ФЗ для осуществления полномочий по оборудованию скотомогильников на счет администрации муниципального района не поступали, предъявление требований к муниципальному образованию прокурор считает невозможным. Для передачи в собственность администрации Ростовской области данного объекта прокурор считает необходимым признать скотомогильник, расположенный на территории Развильненского сельского поселения бесхозяйным имуществом. Учитывая, что министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области является специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Ростовской области, данный орган привлечен в качестве ответчика по делу. В связи с изложенным прокурор просит суд признать скотомогильник, расположенный на территории Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области на расстоянии 2 км на юг от села Развильное – бесхозяйным имуществом. Обязать ответчика принять на баланс бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области на расстоянии 2 км на юг от села Развильное.

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, в ходе проверки соблюдения законодательства при утилизации биологических отходов установив наличие бесхозяйных, не соответствующих требованиям Ветеринарно-санитарных правил скотомогильников: на территории Жуковского сельского поселения на расстоянии 1км на север от села Жуковское ; на расстоянии 2 км на юг от села Богородицкое; на расстоянии 3 км на запад от села Красная Поляна; на расстоянии 2 км от села Поливянское, обратился в суд по аналогичным основаниям к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области с исками о признании бесхозяйными скотомогильников, расположенных на территории Жуковского сельского поселения, Поливянского сельского поселения, Богородицкого сельского поселения, Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области и возложении на ответчика обязанности принять бесхозяйные скотомогильники, расположенные на территории указанных поселений,на баланс. Определением Песчанокопского районного суда Ростовской области от 02 сентября 2011 года в соответствии со ст. 151 ГПК РФ указанные иски (дела № 2-272, №2-273,№2-274,2-275,2-276) соединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца, Тройно П.С., поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что для обеспечения безопасности окружающей среды и эпидемиологического благополучия населения необходимо, чтобы бесхозяйные скотомогильники, расположенные на территории Песчанокопского района, были поставлены на баланс ответчиком. Признание бесхозяйными скотомогильников, расположенных на территории Жуковского, Развильненского, Краснополянского, Богородицкого, Поливянского поселений необходимо для постановки их на баланс имущества Ростовской области, так как после этого на содержание указанных скотомогильников из бюджета Ростовской области могут быть выделены денежные средства, что обеспечит безопасность функционирования скотомогильников. Поскольку муниципальным образованиям полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ, для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников не поступали, и соответственно требования к муниципальным образованиям не могут быть заявлены, считает возможным по аналогии закона, ст.225 ГК РФ, признать право субъекта Федерации, в данном случае Ростовской области, поставить на баланс бесхозяйные скотомогильники.

Представители ответчика, Чекменев А.В. и Шанько А.В., возражают против удовлетворения иска, полагая, что исковые требования прокурора, заявленные в Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, являются необоснованными по следующим основаниям. Процедура вовлечения бесхозяйного недвижимого имущества в гражданский оборот, регламентированная ст. 225 ГК РФ, предусматривает право органа местного самоуправления, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, на обращение в регистрационный орган для постановки на учет бесхозяйного имущества, и на обращение спустя год после постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Иной процедуры вовлечения бесхозяйной вещи в гражданский оборот законом не предусмотрено. По смыслу ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства может быть признано право собственности только на бесхозяйную движимую вещь. Законом не предусмотрено вынесение судом решения о признании бесхозяйной недвижимой вещи. Считает не соответствующим закону мнение прокурора о том, что органы местного самоуправления не вправе обращаться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на скотомогильники, так как право органа местного самоуправления на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не ставится в зависимость от того, соответствует ли данное имущество положениям ст. 14,15,16 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Гражданское законодательство не наделяет федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ правом обращения в суд с заявлением о признании права государственной собственности соответствующего публичного образования на бесхозяйное недвижимое имущество. Ссылки прокурора на п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил в обоснование отсутствия у органов местного самоуправления возможности содержать любые скотомогильники считают необоснованными, так как пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил, который оставлен без изменения Определением Верховного суда РФ от 13.06.2006 года № КАС06-193, предусмотрено, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Утверждения прокурора о том, что признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для передачи его в государственную собственность Ростовской области, не основаны на законе, так как в гражданском законодательстве отсутствует норма, являющаяся основанием возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное недвижимое имущества, а также норма, предусматривающая такой порядок признания права на это имущество. Действующим федеральным законодательством установлена процедура принятия в государственную собственность субъектов РФ объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном п.11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, что предполагает первоначальное признание на скотомогильник права муниципальной собственности в порядке ст. 225 ГК РФ. Право собственности субъекта РФ на имущество может возникнуть по основаниям, установленным статьей 218 ГК РФ, в данном случае право собственности Ростовской области на скотомогильники может возникнуть на основании гражданско-правовых сделок, в результате строительства скотомогильника за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в порядке разграничения государственного и муниципального имущества по вопросам ведения в соответствии с п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ. Признание права собственности субъекта РФ на имущество посредством признания данного имущества бесхозяйным федеральное законодательство не предусматривает. Требование прокурора об обязании Минимущества РО принять бесхозяйный скотомогильник на баланс также считают не основанными на законе. Согласно действующему законодательству, регламентирующему принципы и правила ведения бухгалтерского учета, предусмотрено, что минимуществом области может быть осуществлен бухгалтерский учет только в отношении имущества, которое является на момент учета государственной собственностью Ростовской области, которое закреплено за минуимуществом на праве оперативного управления, и используется минимуществом для осуществления возложенных на него полномочий. Так как спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, не являются собственностью Ростовской области, не закреплены за минимуществом, не используются им для осуществления возложенных на него полномочий, у минимущества не возникло обязанности учитывать бесхозяйные скотомогильники на своем балансе. Доводы иска о том, что признание скотомогильников бесхозяйным имуществом и установление обязанности минимущества области учесть их на балансе позволит решить вопрос надлежащего содержания скотомогильников за счет средств областного бюджета, считает необоснованными, так как удовлетворение иска не позволит достичь указанных целей, поскольку не повлечет за собой возникновения права государственной собственности Ростовской области на указанное имущество и соответственно возможности финансирования за счет областного бюджета мероприятий по содержанию скотомогильников. Также указанные скотомогильники не могут быть вовлечены в гражданский оборот в соответствии со ст. 222 ГК РФ, так как Ростовская область не является собственником земельных участков, на которых расположены эти объекты.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, Управления ветеринарии администрации Ростовской области, Зимовец А.С., считает, что исковые требования необоснованны, согласен с доводами возражений, представленных ответчиком. Пояснил, что на территории Жуковского, Развильненского, Краснополянского, Богородицкого и Поливянского сельских поселений Песчанокопского района Ростовской области расположены скотомогильники, которые не имеют собственника, не соответствуют требованиям, установленным Ветеринарно-санитарных правил. Все скотомогильники расположены за чертой населенных пунктов. В Развильненском сельском поселении в 2007 году на территории бывшего аэродрома с/х авиации, с согласия сельской администрации, в связи с необходимостью захоронения трупов павших животных, была создана биотермическая яма глубиной 6 метров диаметром 5х5 метров, которая обложена кирпичом, накрыта бетонной плитой. На территории Поливянского сельского поселения в лесополосе также для того, чтобы исключить бесконтрольное захоронение животных, была вырыта земляная яма, которая накрыта деревянными бревнами. На территории Богородицкого сельского поселения также в лесополосе имеется земляная яма с металлической бочкой, в которую производится захоронение трупов павших животных. На территории Жуковского сельского поселения создана бетонная яма, накрытая железной плитой. На территории Краснополянского сельского поселения скотомогильник представляет собой яму с металлической бочкой объемом 15 куб.м, которая накрыта и огорожена проволокой. Данные объекты не соответствуют требованиям, предъявляемым законом к местам захоронения биологическх отходов. Ни один из указанных скотомогильников не является сибиреязвененным захоронением. Контроль за захоронением био.отходов производят ветеринары каждого поселения, которые при проверяют причину падежа животного, открывают замок на яме, и контролируют захоронение животного. Сельские администрации по мере возможности с привлечением средств местных фермеров и жителей поддерживают указанные скотомогильники в прежнем состоянии, но при проведении проверок, которые проводятся с участием их представителя, ссылаются на нормы Федерального закона № 131 –ФЗ и на отсутствие денежных средств, необходимых для устройства скотомогильника и его содержания в соответствии с требованиями ветеринарных правил. Считает, что скотомогильники должны быть поставлены на учет в установленном законом порядке сельскими администрациями.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, Развильненского сельского поселения- Бостанова О.Ф., Жуковского сельского поселения – Архипова И.В., Краснополянского сельского поселения – Котляров С.Н., Богородицкого сельского поселения – Русанов Г.И., Поливянского сельского поселения – Галыгина Н.В., поддерживают иск прокурора, так как считают, что для обеспечения безопасности населения и предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций необходимо, чтобы скотомогильники, которые не могут являться собственностью муниципального образования по причине отсутствия у сельских поселений необходимых денежных средств на их оборудование и содержание, были признаны собственностью субъекта Федерации для последующего выделения из федерального либо областного бюджета денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации этих скотомогильников. Пояснили, что в каждом поселении скотомогильники расположены на государственных землях, право на которые не разграничено.

Заслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статей 11,12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п.1.5-1.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 ( в редакции от 16.08.2007 года №400) биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Места, отведенные для захоронения биологических отходов(скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

В соответствии с п. 5.1 указанных правил выбор и отвод земельного участка скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемилогического надзора.

Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 ( в редакции от 16.08.2007 года №400) ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Как усматривается из материалов дела и подтверждается объяснениями представителей сельских администраций и представителя Управления Ветеринарии на территории Песчанокопского района Ростовской области в настоящее время имеются следующие места для захоронения биологических отходов:

- на территории Развильненского сельского поселения на расстоянии 2 км на юг от села Развильное, в 700 метрах от улицы ... расположена яма, которая обложена кирпичом, оштукатурена, имеет бетонные перекрытия, деревянную крышку, которая закрывается на замок. Яма огорожена с трех сторон забором из бетонных конструкций. Данный скотомогильник расположен на землях поселений, государственная собственность на которые не разграничена, первое захоронение биологических отходов – 2007 год;

- на территории Краснополянского сельского поселения на расстоянии 3 км на запад от села Красная Поляна. Площадь скотомогильника – 200 метров, глубина залегания грунтовых вод – 5 метров; первое захоронение в ней био.отходов – 2007 год;

- на территории Жуковского сельского поселения на расстоянии 1 км на север от села Жуковское, площадь скотомогильника – 200 метров, глубина залегания грунтовых вод – 5 метров; первое захоронение в ней био.отходов – 2007 год;

- на территории Богородицкого сельского поселения на расстоянии 2 км на юг от села Богородицкое, Площадь скотомогильника – 200 метров, глубина залегания грунтовых вод – 12 метров; первое захоронение в ней био.отходов – 2007 год;

-на территории Поливянского сельского поселения на расстоянии 2 км на юг от села Поливянское, Площадь скотомогильника – 200 метров, глубина залегания грунтовых вод – 3 метра; первое захоронение в ней био.отходов – 2007 год.

Согласно информации, представленной главным гос.ветинспектором Песчанокопского района, все указанные скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, не имеют навеса, отсутствуют площадки для вскрытия, нет помещения для хранения дез.средств и т.п.. Указанные скотомогильники не состоят на балансе администраций сельских поселений, на территории они расположены. Сведения о собственниках скотомогильников отсутствуют.

Из представленных истцом уведомлений Росреестра следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в настоящее время отсутствуют сведения о правах, ограничениях прав на указанные скотомогильники.

Рассматривая исковые требования о признании бесхозяйными скотомогильников, указанных в исковом заявлении, расположенных на территории Песчанокопского района, суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителей ответчика о том, что исковые требования прокурора о признании бесхозяйными скотомогильников в качестве объекта недвижимости, не основаны на законе.

Действующее гражданское законодательство, ст.225 ГК РФ, предусматривает единственную процедуру вовлечения бесхозяйных недвижимых вещей в гражданский оборот, согласно которой бесхозяйная вещь, т.е. вещь которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

То есть законом предусмотрено, что орган местного самоуправления вправе обратиться в суд только с заявлением о признании права муниципальной собственности, а не с заявлением о признании недвижимой вещи бесхозяйной.

Статьей 262 ГПК РФ и главой 33 ГПК РФ предусмотрено, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Таким образом, в соответствии с ГПК РФ суд вправе признать бесхозяйной только движимую вещь и принять соответствующее решение.

Решение о признании бесхозяйной недвижимой вещи судом не принимается. На эту вещь может быть признано право муниципальной собственности.

Иного порядка принятия судом решений в отношении бесхозяйных движимых и недвижимых вещей Гражданский Кодекс РФ не предусматривает.

Суд считает необоснованными доводы представителя прокуратуры о том, что при рассмотрении данного дела с целью определения принадлежности бесхозяйного скотомогильника к собственности Ростовской области могут быть по аналогии закона применены нормы ст.225 ГК РФ, так как данной нормой гражданского законодательства, а также главой 33 ГПК РФ предусмотрена процедура вовлечения недвижимой бесхозяйное вещи в гражданский оборот только путем признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

В данном случае суд также признает несостоятельными доводы иска о том, что бесхозяйные скотомогильники, расположенные на территории Песчанокопского района, по причине того, что данное имущество не предназначено для решения вопросов
местного значения муниципального образования, а полномочия и денежные средства в порядке предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации Песчанокопского района не передавались, не могут быть в порядке, установленном ст.225 ГК РФ, признаны собственностью муниципальных образований.

В статье 225 ГК РФ отсутствует указание на соответствие положениям статей 14, 15, 16 и 50 Федерального закона № 131-ФЗ бесхозяйного недвижимого имущества, о праве собственности на которое орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может заявить в суд.

Поэтому орган местного самоуправления вправе обратиться с заявлением о признании права муниципальной собственности на любую бесхозяйную недвижимую вещь.

То обстоятельство, что в собственности сельских поселений могут находиться скотомогильники подтверждается и п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 ( в редакции от 16.08.2007 года №400), согласно которому ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Определением Верховного суда РФ от 13.06.2006 года № КАС06-193 было признано недействующим содержащееся в пункте 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 положение, в соответствии с которым скотомогильники и биотермические ямы, не принадлежащие организациям, являются объектами муниципальной собственности, и оставлен без изменения п. 6.10 Правил, предусматривающий, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагается на местную администрацию, в ведении которой находится этот объект. В данном определении указано на то, что нормы ст.225 ГК РФ не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.

Действующим федеральным законодательством установлена процедура принятия в государственную собственность субъектов РФ объектов
недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном пунктом 11 статьи 154 Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако для реализации указанного положения данного Федерального закона органу местного самоуправления первоначально необходимо признать на бесхозяйный скотомогильник право муниципальной собственности в порядке, установленном статьей 225 ГК РФ.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что данная норма не является основанием для возникновения у субъекта Федерации права собственности на бесхозяйные скотомогильники, так как право собственности субъекта РФ на имущество может возникнуть по основаниям, установленным статьей 218 ГК РФ.

Так, право собственности субъекта Российской Федерации на скотомогильник может возникнуть на основании гражданско-правовых сделок, в результате строительства скотомогильника за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в порядке разграничения государственного и муниципального имущества по вопросам ведения в соответствии с п.11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ.

В связи с тем, что действующим гражданским законодательством не предусмотрено оснований возникновения права собственности субъекта РФ на бесхозяйное имущество, а также признания права собственности субъекта РФ на имущество посредством признания данного имущества бесхозяйным, исковые требования прокурора о признании бесхозяйными скотомогильников, расположенных на территории Жуковского сельского поселения, Поливянского сельского поселения, Развильненского сельского поселения, Богородицкого сельского поселения, Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области не могут быть удовлетворены.

Рассматривая требования прокурора об обязании Минимущества Ростовской области принять бесхозяйные скотомогильники, расположенные на территории Песчанокопского района, на баланс, суд учитывает отсутствие доказательств того, что у ответчика возникла обязанность поставить данные скотомогильники на баланс, и что эта обязанность в нарушение закона не была исполнена Минимуществом.

В соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 18.02.2004 года № 88 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области» Министерство является специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.11.1996
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организаций.

Основными задачами бухгалтерского учета является в том числе формирование полной и достоверной информации о ее имущественном положении.

Кроме того, согласно пункту 4 Приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» при ведении бухгалтерского учета орган государственной власти обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного имущества, его использовании.

Таким образом, бухгалтерский учет может быть осуществлен минимуществом области только в отношении имущества, которое на момент учета уже является государственной собственностью Ростовской области, которое закреплено за минимуществом на праве оперативного управления, и используется минимуществом для осуществления возложенных на него полномочий.

В судебном заседании установлено, что скотомогильники, указанные в иске, являются бесхозяйным имуществом; доказательств того, что эти объекты расположены на земельных участках, принадлежащих Ростовской области, истцом не представлено.

Поскольку спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, не являются государственной собственностью Ростовской области, не закреплены за минимуществом, и не используются имдля осуществления возложенных на него полномочий, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по постановке бесхозяйных скотомогильников на баланс и для удовлетворения требований прокурора.

В данном случае суд признает обоснованными доводы представителей ответчика о том, что цель надлежащего содержания скотомогильников и обеспечение их безопасной эксплуатации путем признания скотомогильников бесхозяйными и путем постановки их на баланс имущества Ростовской области не может быть достигнута. Так, ни признание скотомогильника бесхозяйным, ни его учет на балансе, согласно действующему законодательству, не повлекут за собой возникновения на него права государственной собственности Ростовской области, и соответственно обязанности нести бремя содержания указанного имущества.

Руководствуясь ст.12, 218, 225 ГК РФ, ст. 12, 56, 195-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области о признании бесхозяйным недвижимого имущества, расположенного на территории Жуковского сельского поселения, Поливянского сельского поселения, Развильненского сельского поселения, Богородицкого сельского поселения, Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области и возложении обязанности принять бесхозяйное имущество на баланс, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Песчанокопский районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 6 сентября 2011 года.

Судья Н.Р.Толмачева