НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первоуральского городского суда (Свердловская область) от 25.01.2022 № 2-3973/2021

<данные изъяты>

УИД:66RS0044-01-2021-005462-84

Мотивированное решение составлено 25 января 2022 года

Дело № 2-91/2022

Решение

именем Российской Федерации

18 января 2022 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего Кукушкиной Н.А.,

при помощнике судьи Васильевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горегляд Валентины Ниловны, действующей в интересах Михайловой Любови Ниловны, к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис», Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Расчетно-кассовый центр» об обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге, восстановлении выплаты компенсации, взыскании денежных средств, судебных расходов,

установил:

ФИО1, действующая в интересах ФИО2, обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» (ООО «ТБО «Экосервис») об обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге, восстановлении выплаты компенсации, взыскании денежных средств, судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что по лицевому счету ФИО2 выставляется задолженность с ДД.ММ.ГГГГ года в общей сумме <данные изъяты>, за услуги обращение с ТКО от ООО «ТБО «Экосервис». В связи с тем, что услуга не предоставлялась, оплата не производилась. По вине ООО «ТБО «Экосервис» была незаконно приостановлена выплата компенсации за ЖКУ. Считает, что ООО «ТБО «Экосервис» было обязано заключить с ней, как с опекуном ФИО2, договор только по соглашению сторон на оказание услуг по вывозу мусора по адресу: <адрес>, а также установить место и контейнеры по сбору мусора от дома не более 100 м., или обеспечить их мешками для сбора мусора. В настоящее время ближайший контейнер установлен через три улицы около 1 км от дома. Просит исключить ФИО2 из должников по услуге обращение с ТКО; восстановить выплату компенсации за газ и электроэнергию с ноября 2019 года; вернуть выплату по счетам за мусор за май 2019 <данные изъяты>; взыскать судебные расходы с ООО «ТБО «Экосервис».

Судом ответчиком по делу привлечено Первоуральское муниципальное казенное учреждение «Расчетно-кассовый центр» (ПМКУ «РКЦ»).

В судебном заседании истец ФИО1, действующая в интересах ФИО2, заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что она является опекуном ФИО2, в настоящее время сестра проживает у нее. Дом по <адрес> принадлежит сестре, по этому же адресу сестра зарегистрирована. Мусора у них немого, они его утилизируют сами, сжигают в бане. Мусорный контейнер расположен далеко от дома, более 350 м. Поскольку мусор они не выбрасывают, то и оплачивать за обращение с ТКО не должны. С заявлением о перерасчете в связи с временным не проживанием в ООО «ТБО «Экосервис» она не обращалась. В Администрацию по поводу размещения контейнерных площадок для сбора мусора также не обращалась.

Представитель ответчика ООО «ТБО «Экосервис» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве. Представила отзыв, в котором указала, что истец, проживающая в жилом доме, является потребителем коммунальной услуги «обращение с ТКО», имеет обязанность по оплате данной коммунальной услуги. Начисления платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» производятся (согласно выписке из лицевого счета) на одного проживающего в соответствии с действующим Единым тарифом на услугу регионального оператора и нормативом накопления ТКО. Услуга Обществом оказывается надлежащим образом, какие-либо нарушения относительно качества предоставляемой услуги в порядке раздела VI типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не зафиксированы, претензии по качеству оказываемой услуги от истца в адрес регионального оператора не поступали. Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Соответственно, приостановление компенсационных выплат в связи с задолженностью истца по оплате коммунальной услуги «обращениес ТКО» является обоснованным. Региональный оператор в силу закона не уполномочен определять места накопления ТКО на обслуживаемой территории. Место накопления ТКО (контейнерная площадка) организовано органами местного самоуправления на пересечении <адрес> на расстоянии от дома истца примерно 350 м., зарегистрировано в реестре контейнерных площадок, опубликованном на сайте администрации <адрес>. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется силами регионального оператора с организованного уполномоченным органом места накопления ТКО, соответственно, требование истца о перерасчете платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» в связи с удаленностью места накопления ТКО не основано на законе.

Представитель ответчика ПМКУ «РКЦ» ПортуноваЯ.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.Представила отзыв, в котором указала, что ФИО2 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 2 группы» с января 2010 года по адресу: <адрес>. На основании сведений, поступивших в адрес ПМКУ «РКЦ» от АО «ЭнергосбыТ Плюс» - организации, производящей начисления за коммунальную услугу – обращение с твердыми коммунальными отходами, по адресу: <адрес>, о наличии задолженности по оплате текущих платежей, в августе 2019 года ФИО2 было направлено уведомление о наличии задолженности по оплате платежей за коммунальные услуги, выплата компенсации была приостановлена в ноябре 2019 года. На основании сведений, поступивших в ПМКУ «РКЦ» от АО «ЭнергосбыТ Плюс», за период с декабря 2019 года по январь 2021 года, от ООО «ТБО «Экосервис» (организация, производящая начисления за коммунальную услугу – обращение с твердыми коммунальными отходами с января 2021 года) за период с февраля 2021 года по декабрь 2021 года имеется задолженность по оплате платежей за коммунальные услуги по адресу: <адрес>. Компенсация расходов ФИО2 за весь период, в течение которого она была приостановлена, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, будет выплачена в случае погашения ФИО2 задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ, при заявительном обращении ФИО2 с документами, подтверждающими погашение указанной задолженности. ФИО2 в ПМКУ «РКЦ» не обращалась и не предоставляла документы, подтверждающие факт оплаты задолженности, либо соглашение по погашению задолженности по оплате текущих платежей за коммунальные услуги.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Первоуральского городского суда <адрес> в сети интернет.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, по решению Первоуральского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признана недееспособной. Приказом Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном недееспособной ФИО2 назначена ФИО1ФИО2 установлена 2 группа инвалидности.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, и является получателем услуги обращение с ТКО.

ФИО2 является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории инвалид 2 группы с января 2010 года по адресу: <адрес>.

Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ТБО «Экосервис» в результате конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с ТКО. ООО «ТБО «Экосервис» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории западной административной зоны АПО-2. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению, ООО «ТБО» «Экосервис» приступило к исполнению обязанностей в сфере обращения с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ.

С января 2021 года по адресу: <адрес>, начисления за коммунальную услугу обращение с ТКО производит ООО «ТБО «Экосервис», до ДД.ММ.ГГГГ – АО «ЭнергосбыТ Плюс».

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).

Согласно пункту 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ».

В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Положениями п. п. 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С учетом изложенного, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с ФИО2 (в лице опекуна ФИО1) на условиях типового договора.

Для накопления твердых коммунальных отходов используются контейнеры, установленные на площадке накопления ТКО.

Ответчиком ООО «ТБО «Экосервис» в том числе в спорные периоды, фактически оказывались услуги по вывозу и утилизации ТКО, истцу выставлялись квитанции, в том числе, на оплату услуг по вывозу и утилизации ТКО.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ«О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

В соответствии с п.п.26, 27 «Порядка назначения и выплаты компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП в случае наличия задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, отсутствия соглашения поее погашению или невыполнения получателем компенсации расходов условий соглашения выплата компенсации расходов приостанавливается по истечении трех месяцев с даты направления получателю компенсации расходов уведомления по форме согласно приложению к настоящему порядку(п. 26 в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП). В случае приостановления выплаты компенсации расходов по основанию, указанному в части первой пункта 26 настоящего порядка, возобновление выплаты компенсации расходов осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено.

ДД.ММ.ГГГГ АО «ЭнергосбыТ Плюс» в адрес ФИО2 направило уведомление о наличии у ФИО2 задолженности по оплате услуги обращение с ТКО <данные изъяты>

В связи с наличием задолженности по оплате коммунальной услуги обращение с ТКО в ноябре 2019 года выплата компенсации ФИО2 была приостановлена.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> имеется задолженность по оплате обращение с ТКО в размере <данные изъяты>. На сегодняшний день задолженность не погашена.

Компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг не предоставляются при наличии непогашенной задолженности по их оплате или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению. Вместе с тем, если причины возникновения задолженности уважительные, в компенсации не может быть отказано (ч. 1, 3 ст. 160 ЖК РФ; п. 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).

В данном случае причиной возникновения задолженности является отказ собственника оплачивать услугу обращение с ТКО, так как, по мнению истца, данная услуга не оказывается, ФИО2 по месту регистрации не проживает, истец самостоятельно утилизирует мусор, договор с ООО «ТБО «Экосервис» не заключался.

Доказательств самостоятельного вывоза или утилизации ТКО способом, не нарушающим санитарного законодательства, истцом не представлено, как не представлено им доказательств неоказания ответчиками услуг истцу по обращению с ТКО.

Обязанность по вывозу и утилизации ТКО должна выполняться гражданами, в том числе и собственниками жилых помещений, любыми предусмотренными законом способами и в установленном порядке на территории соответствующего муниципального образования в зависимости от возможностей. При этом, действия граждан не должны нарушать санитарное законодательство. Для вывоза и утилизации ТКО и иного мусора обязательно привлекаются организации, имеющие специальные разрешения (лицензию) по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми заключаются соответствующие договоры; сбор и вывоз ТКО допускается только на специально отведенные для этих целей земельные участки или специализированные полигоны. Самостоятельная утилизация гражданами мусора, без надлежащего обеспечения соблюдения санитарного законодательства и без привлечения специализированных организаций, запрещена.

Истцом не представлены надлежащие доказательства самостоятельного вывоза и утилизации ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу отходов, предоставляемой ответчиком.

Доводы истца о том, что отходы своей жизнедеятельности истец утилизирует самостоятельно и в услугах ответчика не нуждается, судом отклоняются.

Соглашение, заключенное между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ТБО «Экосервис», не содержит обязанности регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, эти места должны быть определены местными администрациями.

Из ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Возможность перерасчета платы за оказанные коммунальные услуги ненадлежащего качества, перерасчета платы в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении, предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым определен заявительный порядок проверки исполнителем обращений потребителей о конкретных фактах предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества с составлением соответствующего акта проверки.

Истец ФИО1, действующая в интересах ФИО2, с заявлениями о перерасчете в связи с временным не проживанием в доме по <адрес>, в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества по <адрес>, в ООО «ТБО «Экосервис» не обращалась.

Исходя из того, что между истцом и ООО «ТБО «Экосервис» заключен договор на предоставление коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов путем совершения конклюдентных действий, у истца имеется задолженность по оплате коммунальных услуг обращение с ТКО, у ответчика ПМКУ «РКЦ» имелось право приостановить предоставление истцу компенсации на жилищно-коммунальные услуги за период до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПП, в Постановление <адрес>-ПП, с ДД.ММ.ГГГГ компенсация расходов не будет предоставляться только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск ФИО1, действующей в интересах ФИО2, к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис», ПМКУ «РКЦ» об обязании произвести перерасчет по коммунальной услуге, восстановлении выплаты компенсации, взыскании денежных средств, судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись. Н.А.Кукушкина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>