НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первоуральского городского суда (Свердловская область) от 20.03.2018 № 2А-860/18

Дело 2а-860/2018

Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года город Первоуральск Свердловской области

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Федорца А.И.,

при секретаре Пащенко Е.И.,

с участием административного истца Макарова М.С.,

представителя административного ответчика Караваева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-860/2018 по административному иску Макарова Николая Сергеевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,

установил:

Макаров Н.С. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога.

В обоснование административного иска указано, что административный истец имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о государственной регистрации права кадастровый номер на основании решения собственников земельного участка. В соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ сумма исчисленного налога за 2016 год составляет 77329 рублей при кадастровой стоимости 5102846 рублей. Указанные суммы считает завышенными. По уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по состоянию ДД.ММ.ГГГГ составляла 1892560 рублей за 1465 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка с 2016 года увеличилась почти в 5,4 раза. ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в ООО «Уральский центр оценки и юридического консалтинга», где был составлен отчёт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым составляет 1319970 рублей. На основании этих документов административный истец обратился в Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Свердловской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка . ДД.ММ.ГГГГ Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости определена кадастровая стоимость согласно отчёта от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1319970 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения комиссии им было подано в МРИ ФНС России по Свердловской области и в Управление ФНС России по Свердловской области заявление от ДД.ММ.ГГГГ вх. /ЗГ на электронный адрес от ДД.ММ.ГГГГ на перерасчет земельного налога с 2016 года от кадастровой стоимости в размере 1319970 рублей. ДД.ММ.ГГГГ по почте России получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, где в перерасчете земельного налога, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка за 2016 год отказано. С данным отказом не согласен, полагает, что в соответствии п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Просит рассмотреть и установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> () по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1319970 рублей и обязать Налоговую инспекцию ФНС России N930 по Свердловской области произвести перерасчёт земельного налога за 2016 г. (л.д.5-7).

Административный истец Макаров Н.С. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Караваев А.С. в судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержал доводы письменных возражений, в соответствии с которыми налоговая база по земельному налогу определяется на конкретную дату ( января года, являющегося налоговым периодом) и не может в целях налогообложения изменяться в течение налогового периода. Допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Налогоплательщику предоставлено право выбора изменения кадастровой стоимости принадлежавшего на праве собственности земельного участка, как судебном порядке, так и по решению Комиссии, наделенной полномочиями по пересмотру государственной кадастровой оценке земель. В августе 2017 года была проведена принадлежавшего Макарову Н.С. на праве собственности земельного участка кадастровым номером , оценочная экспертиза по определени рыночной стоимости данного земельного участка. С результатами проведенной экспертизы Макаров Н.С. обратился Министерство экономического развития Федеральную службу Государственнс регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ размер кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номеро была определена равной рыночной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и стала составлять 1 319 970,00 руб. Таким образом, кадастровая стоимость была изменена на основани решения комиссии. Согласно ст. 391 НК РФ определено, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Налогоплательщиком Макаровым Н.С. заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в 2017 году, следовательно, инспекция правомерно отказала административному истцу в перерасчете земельного налога за 2016 год. Налогоплательщик в исковом заявлении указывает, что кадастровая стоимость в размере 1 319 970,00 руб. определена решением комиссии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, административный истец полагает, что «новую» кадастровую стоимость он может применять, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Указанная дата в нормативном акте ДД.ММ.ГГГГ указана как дата, на которую производилась государственная кадастровая оценка земель и на которую определялась сопоставляемая с кадастровой рыночная стоимость, а не как дата, начиная с которой указанная комиссией рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой. П. 4 ст. 5 НК РФ содержит положения о том, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу. Но данная норма подразумевает применение обратной силы только в том случае, если акты законодательства о налогах и сборах прямо предусматривают это, о чем налогоплательщиком в исковом заявлении указано не было. Ссылки на письма Минфина считает недопустимыми. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд, заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из содержания направленного в суд искового заявления и приложенных документов, Макаров Н.С., фактически, обжалует действия административного ответчика по отказу в производстве перерасчета налога на имущество физических лиц за 2016 год, спор о праве между сторонами отсутствует, так как кадастровая стоимость на момент подачи заявления в суд уже установлена и никем не оспаривается, указанное заявление подлежит рассмотрению в порядке гл. 22 КАС РФ.

Судом установлено, что Макаров Н.С. является собственником 1/2 земельного участка, расположенный по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о государственной регистрации права кадастровый номер на основании решения собственников земельного участка, до указанной даты являлся собственником всего участка (л.д. 9, 14)

ДД.ММ.ГГГГг. Макаров Н.С. обратился в ООО «Уральский центр оценки и юридического консалтинга», где был составлен отчёт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым составляет 1319970 рублей (л.д. 18-22).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ определена кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно отчёта от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1319970 рублей (л.д. 21-22)

Макаров Н.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в МИФНС России № 30 по Свердловской области с заявлением о перерасчете налога за 2016 года (л.д. 12), однако, в письме от ДД.ММ.ГГГГ в производстве перерасчета ему было отказано (л.д. 10-11), что послужило основанием для обращения в суд.

В определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1170-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чопозова Геннадия Павловича на нарушение его конституционных прав абзацем шестым пункта 1 и пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, частью четвертой статьи 24.12 и частью пятой статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изложена правовая позиция, в соответствии с которой:

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24, часть 2).

В развитие приведенных конституционных положений Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 24.17) предусматривает вступление в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости только после даты его официального опубликования (обнародования) (схожее регулирование содержится в статье 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").

Кроме того, в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость предоставления налогоплательщикам сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлен порядок ее доведения до сведения налогоплательщиков (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52).

В соответствии с ним налогоплательщик может обратиться с письменным заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в органы кадастрового учета (пункт 1) либо воспользоваться сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет" (пункт 2).

Таким образом Макаров Н.С. имел возможность ознакомиться с изменением кадастровой стоимости путем ее увеличения и обратиться в заявлением о признании кадастровой стоимости равной рыночной в 2016 года, материалами дела достоверно установлено, что указанные действия он произвел только в 2017 году.

Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости определена кадастровая стоимость согласно отчёта от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1319970 рублей, вместе с тем, данный нормативный акт прямо не предусматривает, что распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения, нормативный акт более высокого уровня (ст. 391 НК РФ) прямо указывает, что, в данном случае, начисление налога исходя из установленной решением комиссии новой кадастровой стоимости возможно только за 2017 год.

Таким образом, отказ налоговой инспекции в производстве перерасчета налога на имущество физических лиц за 2016 год является законным и обоснованным, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Макарова Николая Сергеевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 30 по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2016 года, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Федорец А.И..