НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первоуральского городского суда (Свердловская область) от 06.02.2024 № 2А-3147/2023

Мотивированный текст решения составлен 06.02.2024.

Дело №2а-41/2024 (2а-3147/2023)

УИД: 66RS0044-01-2023-003524-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Первоуральск 23 января 2024 года

Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гайдукова Г.В.,

при секретаре судебного заседания Лянге М.А.,

с участием представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Свердловской области Брюхановой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Свердловской области к Шипошу Яну Томовичу о взыскании пени,

по административному иску Шипоша Яна Томовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Свердловской области о признании задолженности безнадежной к взысканию, признании обязанности по уплате задолженности прекращенной, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в Первоуральский городской суд поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области о взыскании с Шипоша Я.Т. пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 705 руб. 49 коп., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 руб. 20 коп., которое было принято к производству суда, возбуждено административное дело №2а-3147/2023.

ДД.ММ.ГГГГ в Первоуральский городской суд поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области о взыскании с Шипоша Я.Т. пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 932 руб. 71 коп., которое было принято к производству суда, в порядке упрощенного производства возбуждено административное дело №2а-3179/2023.

ДД.ММ.ГГГГ в Первоуральский городской суд поступило административное исковое заявление Шипоша Я.Т. к Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу в размере 66 795 руб. 66 коп., в том числе недоимки по транспортному налогу за <данные изъяты> год в размере 51 163 руб., пени, начисленные на указанную недоимку в размере 16 632 руб. 66 коп., признании обязанности по уплате задолженности в размере 66 795 руб. 66 коп. прекращенной, возложении обязанности определить размер пени по транспортному налогу, подлежащей к взысканию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 46 955 руб. 02 коп., произвести перерасчёт встречных однородных требований, окончательно определить сумму пени в размере 14 480 руб. 62 коп., взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины. Административный иск принят к производству суда, возбуждено административное дело №2а-3500/2023.

Определением суда от 05.10.2023 административные дела №2а-3147/2023, №2а-3179/2023, №2а-3500/2023 объединены, делу присвоен №2а-3147/2023.

В обоснование требований Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области указано, что Шипошу Я.Т. на праве собственности принадлежали транспортные средства. Инспекцией налогоплательщику исчислены соответствующие налоги за <данные изъяты> годы и направлены налоговые уведомления с указанием сумм, подлежащих оплате, и сроков оплаты. В установленный срок должник указанные суммы в полном объеме не оплатил, в связи с чем были сформированы требования об уплате налога и пени. Требования по уплате налога и пени в добровольном порядке не были исполнены, что послужило основанием для обращения МИФНС России №30 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов и пени, в суд с указанными административными исками.

В обоснование требований Шипоша Я.Т. указано, что инспекцией попытки принудительного взыскания транспортного налога за <данные изъяты> год не предпринимались, частичная оплата со стороны налогоплательщика не производилась. Судебным решением взыскана задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> годы в размере 128 516 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 812 руб. 08 коп., пени по земельному налогу в размере 6 руб. 37 коп. Исполнительный документ по указанному судебному акту передавался на исполнение в службу судебных приставов. Исполнительное производство окончено в связи с полным его исполнением. Таким образом, задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> годы погашена в полном объеме. Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области денежные средства, взысканные по исполнительному производству, зачислялись в погашение задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> год. Поскольку решить вопрос в досудебном порядке не удалось, вынужден был обратиться в суд с требованием о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> год.

Кроме того, по заявлению Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области вынесены судебные приказы № 2а-2251/2022 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 16 932 руб. 71 коп., №2а-3922/2021 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 27 705 руб. 49 коп., пени по земельному налогу в размере 75 руб. 51 коп. Определениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судебные приказы отменены. По делам вынесены определения от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебных приказов, в связи с чем Шипош Я.Т. является и взыскателем и должником по отношениям с Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области. В связи с этим просит произвести зачет однородных требований.

Представитель административного истца (административного ответчика) Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области Брюханова К.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении административных исковых требований инспекции, возражала против удовлетворения административных требований Шипоша Я.Т.

Административный ответчик (административный истец) Шипош Я.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения представителя Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области, исследовав материалы административного дела, административных дела № 2а-3922/2021, № 2а-2251/2022, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность уплаты транспортного и земельного налогов, основания, сроки предусмотрены главами 28 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 № 43-ОЗ (с изменениями и дополнениями) установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункты 1 и 3 части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу частей 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При рассмотрении настоящего дела установлено и следует из материалов, что Шипошу Т.Я. на праве собственности принадлежали транспортные средства и земельные участки:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Инспекцией налогоплательщику исчислен транспортный налог за <данные изъяты> годы в общем размере 204 652 руб., земельный налог за <данные изъяты> год в размере 452 руб. и направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сумм, подлежащих уплате, сроков уплаты.

В установленный срок должник указанные суммы не уплатил, в связи с чем инспекцией начислены пени и сформированы требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени с указанием со сроком уплаты.

Судом установлено, что инспекцией произведены взыскания в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации на недоимки, указанные в налоговых требованиях.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 05.08.2020 с Шипоша Я.Т. взыскана задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> годы в размере 128 516 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 812 руб. 08 коп., пени по земельному налогу за <данные изъяты> год в размере 6 руб. 37 коп.

Разрешая требование о признании безнадежной к взысканию задолженность Шипоша Я.Т. по транспортному налогу за <данные изъяты> год суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения данного требования исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, за административным истцом Шипошем Я.Т. числилась задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год в размере 51 163 руб.

Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству -ИП денежные средства, взысканные по решению Первоуральского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в размере 130 334 руб. 45 коп. перечислялись Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области следует, что инспекцией взысканные по исполнительному производству денежные средства в общем размере 51 163 руб. неправомерно перечислены в счет погашения задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> год, тогда как решением суда рассмотрены требования по транспортному налогу за <данные изъяты> годы.

Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области в установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки каких-либо мер к взысканию задолженности за <данные изъяты> год не предпринималось.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пункта 5 части 3 статьи 44 и пункта 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования пункта 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу, что налоговый орган утратил возможность взыскания спорной задолженности, доказательств свидетельствующих об обратном, административным ответчиком не представлено.

Таким образом, задолженность Шипоша Я.Т. по транспортному налогу за <данные изъяты> год в размере 51 163 руб. подлежит признанию безнадежной к взысканию.

В связи с признанием заложенности безнадежной к взысканию, не подлежат начислению и взысканию пени на задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год.

Администрирование и ведение Единого налогового счета относится к исключительной компетенции налогового органа, изменения и исключение сведений происходит, в том числе, на основании решения суда.

Таким образом, на Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области лежит обязанность исключить пени на задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год.

Требования Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, исходя из которой избирается способ принудительного взыскания, повышена с 3 000 рублей до 10 000 руб. Указанная норма вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 24 декабря 2020 года (пункт 2 статьи 9).

Из материалов дела следует, что в требовании от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности по налогам с учетом начисленных пени превысила 3 000 руб. Требованием установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок принудительного по указанному требованию взыскания истекал ДД.ММ.ГГГГ.

К мировому судье судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени по требованию от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока (приказное производство № 2а-3922/2021 судебного участка № 5 Первоуральского судебного района Свердловской области).

В требовании от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности по налогам с учетом начисленных пени не превысила 10 000 руб.

В требовании от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма задолженности по налогам и пени с учетом требования от ДД.ММ.ГГГГ превысила 10 000 руб. Требованием от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок принудительного по указанному требованию взыскания истекал ДД.ММ.ГГГГ.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Мировым судьей судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области 03.06.2022 вынесен соответствующий судебный приказ №2а-2251/2022, который определением мирового судьи судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С административным иском по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ порядок принудительного взыскания инспекцией соблюден.

Из расчета пени к требованию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пени начислены в следующем порядке: на задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год начислено пени 1 427 руб. 88 коп., за <данные изъяты> год – 1 427 руб. 88 коп., за <данные изъяты> год – 1 427 руб. 88 коп., за <данные изъяты> – 730 руб. 92 коп.

Из расчета пени к требованию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что пени начислены в следующем порядке: на задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год начислено пени 3 116 руб. 92 коп., за <данные изъяты> год – 3 503 руб. 82 коп., за <данные изъяты> год – 3 503 руб. 82 коп., за <данные изъяты> – 1 793 руб. 59 коп.

Таким образом, учитывая признание задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> год безнадёжной к взысканию, с Шипоша Я.Т. подлежат взысканию пени, начисленные в требованиях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты> годы в общем размере 12 387 руб. 91 коп.

Положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» судам следует принимать во внимание, что ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

Согласно части 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента, осуществляется налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган заявления о распоряжении путем зачета.

Судом установлено, что мировым судьей судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №2а-3922/2021 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 27 705 руб. 49 коп., пени по земельному налогу в размере 75 руб. 51 коп.

Судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника.

На основании судебного приказа №2а-3922/2021 возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, по которому обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счете должника. С Шипоша Я.Т. взыскана сумма в размере 16 847 руб. 03 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Первоуральского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Шипоша Я.Т. о повороте судебного приказа, в порядке поворота с Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области взыскано в пользу Шипоша Я.Т. денежные средства в размере 16 847 руб. 03 коп.

Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ определение мирового судьи судебного участка № 5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по производству № 2а-3922/2021, оставлено без изменения.

Кроме того, мировым судьей судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №2а-2251/2022 о взыскании пени по транспортному налогу в размере 16 932 руб. 71 коп., который определением мирового судьи судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

На основании судебного приказа №2а-2251/2022 возбуждено исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, по которому обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счете должника. С Шипоша Я.Т. взыскана сумма в размере 15 627 руб. 34 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 5 Первоуральского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Шипоша Я.Т. о повороте судебного приказа, в порядке поворота с Межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области взыскано в пользу Шипоша Я.Т. денежные средства в размере 15 627 руб. 34 коп.

Апелляционным определением от 16.11.2023 определение мирового судьи судебного участка № 5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ о повороте исполнения судебного приказа, вынесенного мировым судьей судебного участка №5 Первоуральского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по производству №2а-2251/2022, оставлено без изменения.

На основании вышеизложенного, Шипош Я.Т. является взыскателем по налоговым отношениям на сумму в размере 32 474 руб. 37 коп.

На момент рассмотрения дела сообщений об отказе инспекцией в исполнении заявления о распоряжении путем зачета не выносилось.

Таким образом, вопросы о зачете однородных требований стороны налоговых правоотношений вправе решить самостоятельно, без возложения судом конкретной обязанности, после вступления решения в законную силу и определения окончательной суммы задолженности по налогам и пени.

В соответствии со статьей 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы при подаче в суд административных исковых заявлений освобождены от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Шипоша Я.Т. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 498 руб. 44 коп.

Шипошем Я.Т. понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., которые подтверждены чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Данные расходы подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России №30 по Свердловской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить частично административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Свердловской области.

Удовлетворить частично административные исковые требования Шипоша Яна Томовича.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Шипоша Яна Томовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН: <данные изъяты>) по транспортному налогу за <данные изъяты> год, пени, начисленные на задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> год.

Взыскать с Шипоша Яна Томовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН: <данные изъяты>) в доход соответствующего бюджета пени по транспортному налогу, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общем размере 12 387 руб. 91 коп., пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 руб. 20 коп.

Взыскать с Шипоша Яна Томовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН: <данные изъяты>) в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 498 руб. 44 коп.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №30 по Свердловской области в пользу Шипоша Яна Томовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (ИНН: <данные изъяты>) государственную пошлину в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.

Судья Г.В. Гайдуков