Дело №2а-2475/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2016 года Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:
Председательствующего: судьи Н.П.Симоновой
при секретаре: Е.С.Степановой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2475/15 по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице дальневосточного главного управления Центрального банка Росси Российской Федерации к Сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ФИО9», председателю СКПК «ФИО10» ФИО8 о ликвидации юридического лица, возложении обязанности
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском о ликвидации юридического лица –некоммерческой организации, возложении на председателя кооператива обязанности по осуществлению ликвидации, указав, что СКПК «ФИО11» зарегистрирован налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ года и в настоящее время является действующим юридическим лицом, председателем кооператива является ФИО27 По результатам мониторинга сведений саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, ревизионных союзов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов СКПК «ФИО12» не входит ни в один ревизионный союз. В связи с нарушением кооперативом требований законодательства о кредитных потребительских кооперативах в части наличия обязательного членства в ревизионной союзе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, его деятельность нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации. В связи этим истец просит ликвидировать СКПК «ФИО13», возложить на председателя кооператива обязанность по осуществлению его ликвидации.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца -ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока в судебное заседание не явился, напарил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя налоговой инспекции.
Ответчики о дате, времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещались судом по месту нахождения юридического лица и адресу регистрации по месту жительства, однако почтовые конверты с отметкой об истечении срока хранения возвращены в адрес суда, а потому в силу п.1 ст.165.1 ГК РФ риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по месту нахождения юридического лица и жительства, несут ответчики. Суд выполнил требования ст.113 ГПК РФ, и неполучение ответчиком судебной почтовой корреспонденции свидетельствует об уклонении от явки в суд.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с положениями п.3 ст. 50, п.2 ст. 123.1 и п.2 ст. 123.2 ГК РФ потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
В силу п. 17 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона "О Центральном банке" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Пунктом 1 ст. 31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" определено, что ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (далее также - ревизионный союз) - союз сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, союзов кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг, а также иные предусмотренные настоящим Федеральным законом
функции.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 31 указанного Закона кооператив, союз кооперативов (за исключением ревизионного союза) в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору. В ином случае кооператив, союз кооперативов подлежат ликвидации по решению суда. Вышедшие из ревизионного союза кооператив, союз кооперативов обязаны в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе.
Согласно п.п.11 п.1 ст. 40.2 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае однократного нарушения в течение одного года кредитным кооперативом требований, предусмотренных п. 3 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц на ДД.ММ.ГГГГ СКПК «ФИО26 (место нахождения: ул. <адрес> Владивосток, Приморский край, 690074, ИНН №; ОГРН №) зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока ДД.ММ.ГГГГ., на дату рассмотрения дела является действующим юридическим лицом. Председателем указанного кооператива является ФИО14. Основной вид деятельности кооператива – денежное посредничество, дополнительный вид деятельности - прочее финансовое посредничество.
В судебном заседании установлено, что Банком России направлен запрос в СКПК «ФИО15» от ДД.ММ.ГГГГ № № о предоставлении информации о членстве в ревизионном союзе сельскохозяйственных кооперативов. Указанный запрос возращен с отметкой отделения связи «истек срок хранения».
Также административным истцом сделан запрос в саморегулируемые организации: ДД.ММ.ГГГГ № № в Саморегулируемую организацию ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «ФИО16», ДД.ММ.ГГГГ № № в Российскую саморегулируемую организацию союз сельскохозяйственных кооперативов союз «ФИО17 о предоставлении сведений в каких ревизионных союзах состоит сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ФИО18 на указанные запросы получены ответы, что СКПК «ФИО19» не является членом ревизионных союзов, входящих в состав саморегулируемых организаций.
Таким образом, исследованными материалами дела подтверждается нарушение административным ответчиком - СКПК «ФИО20» требований п.3 ст.31 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", что является достаточным основанием для обращения Банка России в суд с иском о его ликвидации.
Административным ответчиком суду не представлены доказательства членства кооператива в один из ревизионных союзов, в том числе и доказательств о проведенных в его отношении ревизиях по уставной деятельности и бухгалтерской отчетности.
Между тем, в силу п.3 ст.33 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив, союз кооперативов подлежат обязательной ревизии, осуществляемой ревизионным союзом, в состав которого входят указанные кооператив, союз кооперативов, один раз в два года (по итогам каждого финансового года). Кредитные, страховые кооперативы, а также кооперативы, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, подлежат ревизии каждый год. При этом пунктом 8 данной статьи Закона установлено, что при осуществлении ревизионным союзом ревизии кооперативы, союзы кооперативов обязаны своевременно вносить членские взносы в ревизионный союз, в том числе в случае, если заключение ревизионного союза не согласуется с позицией кооператива, союза кооперативов, и в случае осуществления ревизионным союзом ревизии и (или) оказания сопутствующих ей услуг не в полном объеме по не зависящим от ревизионного союза причинам;
В соответствии с п.5 ст.61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи
С учетом изложенного требования административного истца о ликвидации кооператива и возложении на председателя кооператива обязанности по ликвидации кооператива подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст.114 КАС РФ и ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 НК РФ с СКПК «ФИО21» подлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив ФИО22».
Возложить на председателя сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ФИО24» - ФИО23 обязанность по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ФИО25» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: