НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 25.01.2022 № 12-44/2022

Дело № 12-44/2022

61RS0006-01-2021-008447-58

РЕШЕНИЕ

25 января 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Масягина Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ПАО «Россетти Юг» на постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской <адрес> заместителя старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от 30.07.2021 года о привлечении ПАО «Россети Юг» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской <адрес> от 30.07.2021 ПАО «Россети Юг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «Россети Юг» подана жалоба в суд, в которой защитник Г.А.В. выражает несогласие с постановлением, вынесенным в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП, приводя доводы о его незаконности.

В судебном заседании защитник Г.А.В., доводы, изложенные в жалобе и в дополнениях к ней, поддержал, просил постановление отменить. В случае принятия решения о виновности ПАО «Россети Юг» просил применить санкцию ниже низшего предела.

Представитель Минприроды <адрес>К.А.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что постановление является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы, не имеется.

Выслушав явившихся лиц, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Основанием для привлечения ПАО «Россети Юг» к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении от 30.07.2021 года выводы должностного лица о том, что 17.06.2021 года в 12 часов 00 минут в результате патрулирования, в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства установлено, что в охранной зоне линии ВЛ 10 кВт Вешенская 2-Вешенская 1, проходящей через выделы 81, 82 квартала 112, выдела 54 квартала 180 Антиповского участкового лесничества Шолоховского лесничества не обеспечена прокладка и содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта, что подтверждается наличием поросли лиственных древесных пород (клен, дуб, верба, ольха): выделы 81, 82 квартала 112 – между опорами - поросль вербы, ольхи, клан, высотой от 3м. до 7м.; выдел 54 квартала – между опорами 3132 и поросль дуба высотой от 4м. до 6м., чем нарушены требования п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614. Данные обстоятельства возникли в период действия на территории Ростовской области особого противопожарного режима согласно постановлению Правительства Ростовской области от 19.04.2021 года № 313 «Об установлении особого противопожарного режима на территории Ростовской области».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Россети Юг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об АП в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ указано, что правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).

Пунктами 44, 45 Правил установлено, что полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах. При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила установления охранных зон), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра (п. 23 Правил установления охранных зон).

По смыслу вышеназванных норм не допускается нахождение в пожароопасный сезон на просеках, на которых находятся линии электропередачи, деревьев (лесных насаждений) высотой более 4 метров и горючих материалов.

Отнесение живых деревьев высотой менее 4 метров к горючим материалам в рассматриваемой ситуации является чрезмерно расширенным толкованием нормы, регламентирующей Правила пожарной безопасности в лесах.

Также следует отметить, что Приказом Приказ Минприроды России от 10.07.2020 года № 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В соответствии с п. 8 вышеназванных Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 года № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Инструкция).

Согласно п. 63 Инструкции к лесным землям, покрытым лесной растительностью, относятся: земли, занятые лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения с полнотой 0,4 доли единицы и выше в возрасте молодняков и с полнотой 0,3 доли единицы и выше в возрасте, превышающем возраст молодняков; земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур); плантации лесных древесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания лесных насаждений с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для последующей переработки.

В силу п. 64 Инструкции к лесным землям, не покрытым лесной растительностью, относятся: лесные участки искусственного лесовосстановления с таксационными показателями не отвечающие нормативным требованиям для перевода их в земли, занятые лесными насаждениями (несомкнувшиеся лесные культуры); лесные участки, на которых произрастают лесные насаждения с полнотой 0,1 - 0,2 доли единицы (молодняки - с полнотой 0,1 - 0,3 доли единицы) и где формирование лесных насаждений с большей полнотой невозможно (естественные редины); земли, отведенные для выращивания посадочного материала древесных пород, занятые лесосеменными и маточными плантациями, предназначенные для получения семян и черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей или других древесных пород, созданные в целях выращивания орехоплодных, технических, декоративных культур (питомники и лесные плантации); лесные участки, на которых лесные насаждения погибли в результате лесного пожара (гари); лесные участки, на которых лесные насаждения погибли в результате массового повреждения их вредными организмами, ветровалом, буреломом, снеголомом, в результате подтопления, смыва, промышленных выбросов и других негативных воздействий (погибшие лесные насаждения); лесные участки, на которых лесные насаждения полностью вырублены в целях заготовки древесины, в результате проведения сплошных санитарных или иных рубок, а лесовосстановление не произошло, либо количество и состояние его не соответствуют установленным нормативам для отнесения лесного участка к землям, занятым лесными насаждениями (вырубки); лесные участки, не возобновившиеся древесными породами в результате вырубки или очагового вывала лесных насаждений, подвергшихся негативным воздействиям (прогалины); вырубки, гари и другие лесные участки с уничтоженными лесными насаждениями, не возобновившиеся в течение последних 10 - 15 лет (пустыри).

Гари и погибшие лесные насаждения при таксации лесов разделяются на отдельные лесотаксационные выделы по типам лесорастительных условий, для определения возможности и способов лесовосстановления на них.

Участки с наличием деревьев в возрасте молодняков или отдельных их куртин с общей полнотой 0,3 доли единицы и менее относятся к той категории не покрытых лесной растительностью земель, на которой они возникли, или к гари, погибшим лесным насаждениям, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.

В соответствии с п. 2.4.8 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 года № 187, при прохождении ВЛИ по лесным массивам и зеленым насаждениям вырубка просек не требуется. При этом расстояние от проводов до деревьев и кустов при наибольшей стреле провеса СИП и наибольшем их отклонении должно быть не менее 0,3 м. При прохождении ВЛ с неизолированными проводами по лесным массивам и зеленым насаждениям вырубка просеки не обязательна. При этом расстояние от проводов при наибольшей стреле провеса или наибольшем отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м. Расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность ПАО «Россетти Юг» в совершении административного правонарушения в материалы дела представлен акт осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда от 18.06.2021 года, в котором указано, что в квартале 112 выдел 81, 82 между опорами № 136 - № 134 поросль вербы, ольхи, клена высотой от 3м. до 7м.; в квартале 118 выдел 54 между опорами № 132 и № 131 поросль дуба высотой от 4м. до 6 м. В подтверждение данного факта представлена фототаблица. При этом, в акте, а также в фототаблице отсутствует информация о том, каким образом и с применением каких технических средств осуществлялся замер высоты указанной поросли. В акте имеется лишь ссылка на то, что фотосъемка произведена с использованием встроенной в смартфон HONOR 9Х цифровой фотокамерой при естественном освещении в ясную погоду. Каким образом осуществлялось определение высоты поросли, представленные материалы не содержат. При рассмотрении настоящего дела данная информация также не была представлена.

Доказательств, подтверждающих высоту поросли, в материалы дела не содержат.

Также материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в охранной зоне ЛЭП ПАО «Россети Юг» <данные изъяты> произрастает лесная растительность, по своим количественным и качественным характеристикам соответствующая требованиям, указанным в п. 63 Лесоустроительной инструкции.

Таким образом, указанная фототаблица не позволяет сделать выводы о том, что древесная растительность, произрастающая под линиями электропередач ПАО «Россети Юг» <данные изъяты> на момент проведения проверки превышала высоту 4 метра, и на просеках, на которых находятся линии электропередач, имелись горючие материалы.

Таким образом, представленные доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях ПАО «Россети Юг» состава инкриминируемого деяния. Иные доказательства, неопровержимо свидетельствующие о нарушении ПАО «Россети Юг» правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, в материалах дела отсутствуют. Совокупностью имеющихся в деле доказательств вина ПАО «Россети Юг» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП, не подтверждается.

С учетом изложенного, вынесенное должностным лицом постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления хозяйства министерства природных ресурсов и экологии <адрес> заместителя старшего государственного лесного инспектора ФИО1 от 30.07.2021 года о привлечении ПАО «Россети Юг» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья