НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 27.02.2019 № 2А-17/19

Дело №2а-17/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2019 года г. Пенза

Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Засыпаловой В.И.

при секретаре Валееве А.Т.,

с участием представителя административного истца - инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы Ольховой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Крестиной А.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени,

у с т а н о в и л:

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Крестиной А.С., указывая в обоснование, что по сведениям, предоставленным Управлением Росреестра в Пензенской области,Крестина А.С. имеет в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе, расположенное на территории Октябрьского района г.Пензы, - иные строения, помещения и сооружения, адрес: 440071, ... с кадастровым номером №..., площадь 408,5 кв.м, дата регистрации права 28 апреля 1998 года, иные строения, помещения и сооружения, адрес: ..., с кадастровым номером №..., площадь 828,6 кв.м, дата регистрации права 08 июня 1999 года. В связи с этим Крестиной А.С. был исчислен налог на имущество физических лиц, находящееся по месту учета в ИФНС Октябрьского района г.Пензы, за 2015 год в сумме 12 487 рублей за объект, расположенный по адресу: ..., исходя из расчета ((12 487 424 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы) х 1 (доля в праве) х 0,2 (коэффициент, применяемый к первому налоговому периоду) х12/12 (количество месяцев владения), 35 958 рублей - за объект, расположенный по адресу: ..., исходя из расчета ((35 957 884 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы)х 1 (доля в праве) х 0,2 (коэффициент, применяемый к первому налоговому периоду) х12/12 (количество месяцев владения); за 2016 год в сумме 71 916 рублей за объект, расположенный по адресу: ..., исходя из расчета ((35 957 884 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы) х 1 (доля в праве) х 0,4 (коэффициент, применяемый ко второму налоговому периоду) х12/12 (количество месяцев владения), 71 916 рублей - за объект, расположенный по адресу: ..., исходя из расчета ((35 957 884 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы)х 1 (доля в праве) х 0,4 (коэффициент, применяемый ко второму налоговому периоду) х12/12 (количество месяцев владения). При этом, в силу положений ст. 409 НК РФ, налог за 2016 год подлежит уплате не позднее 01 декабря 2017 года. Кроме того, в собственности Крестиной А.С. имеется земельный участок, расположенный по адресу: ... А с кадастровым номером №..., дата регистрации права собственности 28 апреля 2003 года. Ранее в собственности Крестиной А.С. также находился земельный участок по адресу: ..., тер ... с кадастровым номером №..., дата регистрации права собственности 04 декабря 2008 года, дата утраты права 09 июня 2017 года. На основании статей 391, 394, 396 НК РФ Крестиной А.С. был исчислен земельный налог за 2016 год на указанные земельные участки: за земельный участок, расположенный по адресу: ... А с кадастровым номером №..., - в сумме 101 783 рубля ((6785509 рублей (кадастровая стоимость)) х 1/1 (доля в праве) х 1,5% (налоговая ставка) х12/12 (количество месяцев владения), за земельный участок по адресу: ..., тер ... с кадастровым номером №..., - 185 рублей ((184667 рублей (кадастровая стоимость)) х 1/1 (доля в праве) х 0,1% (налоговая ставка) х12/12 (количество месяцев владения). В связи с неуплатой налоговКрестиной А.С. были начислены пени по налогу на имущество в сумме 211 рублей 84 копейки. Поскольку Крестина А.С. имеет личный кабинет налогоплательщика, то в силу п.2 ст.11.2 НК РФ она получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. О получении документов на бумажном носителе Крестина А.С. в налоговый орган с заявлением не обращалась. Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. Уведомление №15933668 от 23 сентября 2017 года и требование №4375 от 18 декабря 2017 года направлено в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика в соответствии со ст. 11.2 НК РФ, что подтверждается сведениями электронного документооборота базы данных налогового органа. Дата вручения требования 19 декабря 2017 года. Задолженность по налогам и пени до настоящего времени не погашена. Первоначально налоговый орган обратился за взысканием недоимок в приказном порядке. 19 июня 2018 года мировым судьей судебного участка № 3 Первомайского района г.Пензы был выдан судебный приказ о взыскании с Крестиной А.С. земельного налога за 2016 года, а также налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 года и пени 2013 год и пени на общую сумму 294 708 рублей 92 копейки, который был отменен определением мирового судьи от 05 июля 2018 года в связи с представленными возражениями.

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы первоначально просила взыскать с Крестиной А.С. задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 101 968 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы в сумме 192 047 рублей и пеню в сумме 211 рублей 84 копейки.

В последующемв ходе судебного разбирательства, в связи с погашением Крестиной А.С. задолженности по земельному налогу (л.д.38-39, 57, 58,66, 67, 77-87) применением налоговой льготы за 2016 года по налогу на имущество физических лиц, а также в связи с уточнением сведений относительно действительного правообладателя объекта, расположенного по адресу: ..., которым Крестина А.С.не является, административным истцом Инспекцией ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы были уточнены требования, снижен размер исковых требований о взыскании задолженности по налогам и пени (л.д.63-65,.

Окончательно Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Пензыпросит взыскать с Крестиной А.С. задолженность по налогу на имущество физических лиц в отношенииобъекта, расположенного по адресу: ..., за 2015 год в сумме 35 958 рублей и пеню в сумме 156 рублей 90 копеек.

В судебном заседании представитель административного истца инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы Ольхова Н.А., действующая на основании доверенности от 05 октября 2018 года и представившая диплом о высшем юридическом образовании, подержала доводы иска, просит удовлетворить уточненные исковые требования, дала объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления и дополнений к нему.Дополнительно пояснила, что оснований для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении объекта, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером №..., за 2015 год не имеется, так как Крестина А.С. своевременно не обратилась в налоговый орган поместу нахождения объекта налогообложения с заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу. Данное обращение имело место лишь в 2019 году, в связи с чем перерасчет был произведен за три предыдущих налоговых периода. Оснований для перерасчета налога за 2015 год не имеется. По обращению Крестиной А.С. 04 декабря 2016 года налоговую льготу предоставить невозможно, поскольку оно не соответствовало требованиям закона по форме и по содержанию, также не были приложены необходимые документы, о чем налогоплательщику было сообщено, но своевременно недостатки устранены не были. Просит удовлетворить административный иск.

Административный ответчик Крестина А.С. в судебное заседание не явилась по неизвестной причине, о месте и времени рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Шишенков А.В., действующий на основании доверенности от 24 июня 2014 года и представивший диплом о высшем юридическом образовании, в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях заявлял о несогласии с административным иском. В возражениях просил отказать в иске, указал, что Крестина А.С. не должна уплачивать налог на имущество в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., поскольку является индивидуальным предпринимателем, использует данное помещение в предпринимательских целях, сдавая в аренду, и уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения, в том числе за 2015 год. По состоянию на 10 мая 2016 года задолженности у Крестиной А.С. по налогу на имущество физических лиц, администрируемому ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, не имелось, что подтверждается справками №42874 и №677.04 декабря 2016 году Крестина А.С. обращалась в налоговые органы всех районов г.Пензы с заявлениями о предоставлении льгот по уплате налога на имущество в связи с применением упрощенной системы налогообложения и отчетности.Предоставление данной льготы носит заявительный характер, с связи с чем налоговый орган мог сам проверить наличие оснований и обстоятельств применения налогоплательщиком заявленной им льготы путем проведения проверки. Кроме того, с подобным заявлением, с приложением необходимых документов, Крестина А.С. обратилась в налоговый орган в январе 2019 года. Налоговый орган должен был произвести перерасчет налога, так как срок еще не истек (ч.7 ст.78 НК РФ).

Заслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, возражения, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворениюпо следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.

На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Законом Пензенской области от 18 ноября 2014 года N 2639-ЗПО "О единой дате начала применения на территории Пензенской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что с 1 января 2015 года на территории Пензенской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статей 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии состатьей 85 настоящего Кодекса.

Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии состатьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии состатьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии состатьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный: 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Статьей 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решением Пензенской городской Думы от 28.11.2014 N 38-4/6 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Пензы" установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости в размере 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно статье 405 НК РФ налоговым периодом по данному налогу признается календарный год.

Пункт 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).

Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве на наследство (л.д.162) Крестина А.С. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., с кадастровым номером №..., площадью 828,6 кв.м, дата регистрации права 08 июня 1999 года, что подтверждается сведениями ЕГРН (л.д.18,47-53, 166-178).

Следовательно, Крестина А.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении указанного имущества, в том числе, за 2015 год, за 2016 год.

В связи с этим Крестиной А.С. был исчислен налог на имущество физических лиц, находящееся по месту учета в ИФНС Октябрьского района г.Пензы, за указанный объект, расположенный по адресу: ..., за 2015 год в сумме 35 958 рублей, исходя из расчета ((35 957 884 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы) х 1 (доля в праве) х 0,2 (коэффициент, применяемый к первому налоговому периоду) х 12/12 (количество месяцев владения), и за 2016 год в сумме-71 916 рублей - за объект, расположенный по адресу: ..., исходя из расчета ((35 957 884 рубля (кадастровая стоимость)) х 0,5 % (налоговая ставка, установленная Решением Пензенской городской думы) х 1 (доля в праве) х 0,4 (коэффициент, применяемый ко второму налоговому периоду) х12/12 (количество месяцев владения).

Налоговым уведомлением № 15933668 от 23 сентября 2017 года (л.д.13-15) Крестиной А.С. было предложено уплатить, в том числе данный налог, в срок не позднее 01 декабря 2017 года. Уведомление направлено в адрес Крестиной А.С. через личный кабинет налогоплательщика в соответствии со ст.11.2 НК РФ. В установленный срок административный ответчик Крестина А.С. уплату налога не произвела.

На основании п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п.п.3, 4 ст.75 НК (в редакции, действующий в указанный налоговый период) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 год своевременно и в полном объеме исполнена не была, налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ Крестиной А.С. была начислена пеня в сумме 211 рублей 84 копейки.

Во исполнение требований ст. 70 НК РФ в адрес Крестиной А.С. был направлено требование от 18 декабря 2017 года №4375 об уплате недоимки по налогам, в том числе по налогу на имущество в отношении указанного объекта за 2015 и 2016 годы (л.д.11).Требование было направлено через личный кабинет налогоплательщика в соответствии со ст.11.2 НК РФ, вручено 19 декабря 2017 года. Срок исполнения требования был установлен до 30 января 2018 года. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются, подтверждаются сведениями электронного документооборота базы данных налогового органа. В установленный срок уплата налога и пени произведена не была.

Возражая против исковых требований налогового органа сторона административного ответчика указывает, что Крестина А.С. не должна уплачивать налог на имущество в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., поскольку является индивидуальным предпринимателем, использует данное помещение в предпринимательских целях, сдавая в аренду, и уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения, в том числе за 2015 год.

Действительно, Крестина А.С. имеет статус индивидуального предпринимателя с 12 апреля 2007 года (ОГРНИП 307580910200039) (л.д.32), с 01 января 2008 года применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (л.д.40), что также подтверждается налоговой декларацией (л.д.137 -138, 75), платежными поручениями об уплате налога (л.д.115-124) и не оспаривается административным истцом.

Как следует из договора аренды недвижимого имущества №ПиФ/1/126/11 от 10 марта 2011 года (л.д.92-94), заключенного между ИП Крестиной А.С. и ЗАО «Тандер», и договора аренды нежилого помещения (части нежилого помещения) от 17 мая 2014 года (л.д. 132-136), заключенного между ИП Крестиной А.С. и ООО «Встреча», нежилое помещение, расположенное по адресу: ..., используется в предпринимательской деятельности и предоставляется административным ответчиком в аренду, в том числе в 2015 году.

В силу пункта 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса) налогоплательщика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2).

Согласно п.6 ст.407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 6 статьи 408 НК РФ предусмотрено, что в случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

Из анализа названных норм следует, что освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц носит заявительный характер. На основании заявления налогоплательщика при наличии у последнего права на льготы налоговый орган после проведения соответствующей проверки производит перерасчет уплаты налога на имущество физического лица.

Из материалов дела усматривается, что 22 января 2019 года Крестина А.С. обратилась в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы с заявлением об освобождении от уплаты налога на имущество в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ..., за 2015-2018 годы в связи с применением упрощенной системы налогообложения и использования данного имущества в предпринимательских целях(л.д.74). На основании указанного заявления налоговым органом, в силу положений пункта 6 статьи 408 НК РФ, Крестиной А.С. был произведен перерасчет суммы налога на имущество, в том числе за 2016 год. В связи с этим административным истцом были уточнены требования, размер налога, заявленный ко взысканию, был снижен до 35 958 рублей - недоимке по налогу за 2015 год, до 156 рублей 90 копеек по пене. Расчет пени представлен в дело (л.д.148), правильность его административным ответчиком не оспорена.

В то же время, вопреки доводам представителя административного ответчика Шишенкова А.В., оснований для освобождения Крестиной А.С. от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении указанного выше объекта недвижимости за 2015 год не имеется. Налоговая льгота Крестиной А.С. за 2015 год не предоставлялась. Интернет-обращение Крестиной А.С. от 04 декабря 2016 года, в котором было указано, что она сдает недвижимое имущество по адресу: ..., в аренду с уплатой налога по УСНО (л.д.142), не явилось основанием для предоставления налоговой льготы, поскольку не соответствовало по форме и содержанию требованиям действующего на тот период законодательства, также отсутствовали приложения к нему (л.д.111).

Так, согласно пункту 3 ст. 361.1 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2018 года) физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В письме Минфина России от 26.04.2018 N 03-05-06-01/28324 и Письме ФНС России от 22.05.2018 N БС-4-21/9663@ "О порядке освобождения от налогообложения имущества индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы" также указано, что предусмотренное статьей 346.11 НК РФ освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц является налоговой льготой, для предоставления которой требуется представление в налоговый орган заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу (до 01.01.2018).

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 3 статьи 361.1 изложен в новой редакции, в соответствии с которой в случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

В силу изложенного, вопреки утверждениям представителя административного ответчика, в 2016 году у налогового органа отсутствовала обязанность самостоятельного запроса сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, у иных органов и организаций в ходе проведения проверки наличия оснований для предоставления данной льготы, напротив, предоставление указанных сведений являлось обязанностью налогоплательщика.

Поскольку в Крестиной А.С. не были выполнены рекомендации налогового органа, изложенные в письме от 22 декабря 2016 года (л.д.111), налоговая льгота в отношении объекта. Расположенного по адресу: ..., ей так и не была предоставлена за период 2015 года.

Доводы представителя административного ответчика о том, что по состоянию на 10 мая 2016 года задолженности у Крестиной А.С. по налогу на имущество физических лиц, администрируемому ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы, не имелось, также не могут служить основанием для освобождения Крестиной А.С. от обязанности по уплате данного налога за 2015 год, поскольку уплата налога в добровольном порядке производится не позднее 01 декабря года, следующего за налоговым периодом, позже которого и образуется недоимка.

Кроме того, вопреки доводам представителя административного ответчика, у налогового органа не имеется оснований для перерасчета налога за 2015 год (в частности, сложении с Крестиной А.С. обязанности по уплате данного налога) ввиду подачи ею в 2019 году заявления о предоставлении налоговой льготы, поскольку в силу положений п.6 ст. 408 НК РФ перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, то есть за 2018, 2017 и 2016 годы.

Рассматривая настоящее административное дело, суд принимает во внимание также то, что если объект налогообложения принадлежит лицу на праве собственности как физическому лицу, то наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя не изменяет подведомственность спора о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и не имеет правового значения для целей исчисления и порядка уплаты налога на имущество физических лиц, учитывая также, что индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в качестве плательщиков налога на имущество физических лиц Налоговым кодексом не определены.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога его взыскание осуществляется в судебном порядке.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

19 июня 2018 года мировым судьей судебного участка № 3 Первомайского района г.Пензы по заявлению ИФНС РФ по Октябрьскому району г.Пензы был выдан судебный приказ о взыскании с Крестиной А.С. задолженности по налогам, в том числе по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени, который в связи с поступившими возражениями был отменен определением мирового судьи от 05 июля 2018 года (л.д. 10). Следовательно, с требованием о принудительном взыскании с Крестиной А.С. оспариваемой задолженности по налогу в порядке, предусмотренном КАС РФ, административный истец был вправе обратиться в суд до 05 января 2019 года включительно. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что административное исковое заявление подано в суд с соблюдением сроков, установленных ст. 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Крестиной А.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015 год и пени обоснованы и подлежат удовлетворению, с административного ответчика Крестиной А.С. следует взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 35 958 рублей, пени в сумме 156 рублей 90 копеек, а всего 36 114 рублей 90 копеек.

Ввиду того, что административный истец в силу ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного иска в суд, данная госпошлина подлежит взысканию с административного ответчика в бюджет г. Пензы в размере 1 283 рубля 45 копеек, исчисленном в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Крестиной А.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени - удовлетворить.

Взыскать с Крестиной А.С. (..., место рождения: ..., место регистрации: ...) задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 35 958 (тридцать пять тысяч девятьсот пятьдесят восемь) рублей, пени в сумме 156 (сто пятьдесят шесть) рублей 90 копеек, а всего 36 114 (тридцать шесть тысяч сто четырнадцать) рублей 90 копеек.

Взыскать с Крестиной А.С. (..., место рождения: ..., место регистрации: ...) в бюджет г. Пензы государственную пошлину в размере 1 283 (одна тысяча двести восемьдесят три) рубля 45 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04 марта 2019 года

Судья: